Торжественный митинг 9 мая у Мемориала боевой доблести и трудовой славы березовчан стал доминантой всех юбилейных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Это еще одна добротная работа режиссера Павла Баранчика, воплощенная в театрализованной форме. Если бы не ритуальные эпизоды и выступления конкретных лиц, митинг мог претендовать на статус уличного спектакля, который можно повторить. Однако именно это придает юбилейной постановке уникальность и неповторимость.
Верхнее фото Павла Шабельникова: театрализованное представление на Мемориале боевой доблести и трудовой славы березовчан в день празднования 70-летия Победы произвело сильное эмоциональное впечатление на зрителей
Режиссер не ставил задачей показать всю историю Великой Отечественной войны. Он взял за основу самые памятные события, эпизоды, имеющие прямое отношение к Берёзовскому. Зрители не могли сдержать слез, глядя на сцену прощания главных героев, на действия с участием детей, потерявших родителей и крышу над головой. Реально замаячил призрак концентрационных лагерей.
Разворачивающиеся события и кадры кинохроники транслировались на огромном полотне экрана, которое выступало своеобразной декорацией к сценам, идущим на площадке перед мемориалом. Так была создана иллюзия абсолютной реальности происходящего. Второе после кадров изобразительное средство повествования – танец. Вот где пригодилось талантливое искусство наших хореографических и спортивных коллективов. Именно они сумели достоверно рассказать о довоенной жизни, показать горе и отчаяние женщин, оставшихся «один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами». А на экране зарево пожарищ, падающие бомбы, залитая кровью русская земля… Уходят в бессмертие наши солдаты, объятые вспыхнувшим пламенем, оставшись в нашей памяти светом – символом мужества, отваги, подвига.
Долгожданная победа! В кадре – известная всему миру советская регулировщица, милая, обаятельная. А на условной сценической площадке – берёзовские танцовщицы в роли регулировщиц. Гарцуют бравые казаки на лошадях под фонограмму песни «Едут, едут по Берлину наши казаки».
Читайте также:
Стоит ли говорить о том, какую огромную репетиционную и организационную работу провели режиссер и его ассистенты, хорошо изучившие постановочные возможности художественных коллективов города? Более тысячи жителей Берёзовского участвовало в массовых сценах – учащиеся школ, воспитанники детских садов, самодеятельные артисты предприятий, учреждений. Удачные режиссерские находки и спецэффекты-сюрпризы, эмоциональный накал театральных эпизодов, высокое исполнительское мастерство участников, трогающие душу ритуальные сцены и огромный хоровод во имя мира и дружбы в финале, талантливое сочетание документальных и художественных средств – главные особенности этого представления.
И всё-таки некоторые моменты, детали выбиваются из общего действия. Слишком затянуты массовые сцены с участием детей. В прощальной сцене главных героев почему-то звучит песня из репертуара Анны Герман, хотя здесь уместнее строки, исполняемые Эдит Утесовой «Днем и ночью милый помни обо мне», да и вообще много произведений довоенного времени, которые могли бы стать лейтмотивом данной сюжетной линии. Песня «Дети войны» – тоже современная. Чтобы не нарушать логику событий, в таких случаях прибегают к классике. И как не хватало 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича.
Тем не менее, осуществить такой проект – задача весьма и весьма сложная. И это огромный шаг вперед берёзовских режиссеров, самодеятельных артистов, творческой общественности, который состоялся, в том числе, благодаря поддержке администрации города.