Фестиваль, на котором в конце творческого сезона побывали участники театральной студии «Дебют» дворца культуры «Современник», разительно отличается от тех, к которым привыкла широкая публика. Он не поражал блеском огней и спецэффектами, не оглушал музыкой фонограмм, но, как ни странно, именно этой внешней простой и камерностью он ценен, если не сказать бесценен.
Верхнее фото Алексея Касаткина: выступление студии «Дебют» в Алапаевске на фестивале «Оранжевый подсолнух»
Речь идет о межрегиональном фестивале-конкурсе художественного слова «Белый парус», который проходил в Сысертском районе. Березовчане участвовали в таком состязании впервые. «Дебют» присматривался, набирался опыта у крупных коллективов из Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Алапаевска, у студенческой театральной студии областного училища культуры и искусства. Совершеннейшим ноу-хау было участие в конкурсной программе руководителей, настоящий сценический мастер-класс.
Несмотря на столь звёздный состав, юные театралы берёзовского «Современника» решили рискнуть, и не напрасно. В индивидуальных выступлениях, в номинации «Исполнение прозаического произведения» диплом лауреата второй степени получила Юлия Ипатова. Прочитанный ею отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» был хорошо воспринят зрителями и членами жюри. Неожиданно проявившийся чтецкий талант юной березовчанки говорит о серьезном, глубоком восприятии девочкой прозаического и театрального материала.
Имена остальных участниц прорыва в мир словесности: Лариса Горюнова, Владислава Волкова, Елизавета Нерушева, Вероника Беляева; возраст девочек – 11-13 лет. Исполнять прозу считается делом проигрышным. В сценическом художественном слове это самый трудный жанр, в конкурсных и концертных программах встречается крайне редко. Исключение в Берёзовском составляет один человек, Андрей Кашутин, но это уже, как говорится, «искра Божья».
Организаторы фестиваля «Белый парус» вплотную подошли к проблеме, которую решают сегодня педагоги, библиотечные работники, ученые – вернуть слову его первозданную красоту, суть, смысл.
К примеру, все театральные студии, музыкальные театры в Берёзовском – детские. Взрослые драматические кружки, имевшиеся раньше в каждом клубе, канули в историю. И вот приходит юное создание в студию: пластичен, сценичен, музыкален, умеет говорить, хорошая память. Играет одну роль за другой, разумеется, это сказки, инсценировки известных детских книг. И вот уже готов юный актер. А между тем современные дети, сызмальства владеющие современной техникой, в начальных, а то и в средних классах зачастую плохо читают. О каком различии драматических жанров, особенностях языка того или иного автора, о понимании красоты русского языка можно тут говорить? Кроме того, при постановке любого спектакля необходимо иметь представление об исторической эпохе, нравах, костюмах. Вот почему «Дебют» наряду с актерским мастерством стал работать над текстовыми особенностями прозы, драматургии, поэзии различных авторов. К пониманию этой истины руководители студии пришли задолго до фестиваля.
Ключевой задачей этой программы режиссер студии Ирина Костенко считает приобщение ребенка к чтению, к классическим произведениям с хорошим, полным текстом, а не к эрзац-выжимкам из них. Понять автора, произведение которого «играешь», ощутить вкус слова, попытаться сломать негативный стереотип отношения к литературе, который, к сожалению, складывается в школе. Очень правильный шаг в этом направлении – в свою театрально-словесную программу «Дебют» включил произведения из школьной программы. Вначале выбирают для работы то, что ребенок читал, лучше знает. Малыши изучают басни. Проза – основная часть, а вершина этой литературной пирамиды – стихотворение, как жанр высокой, изящной словесности. В идеале – поэтический театр.
Первые итоги эксперимента налицо. Ребятам очень нравится нововведение. Отношение к тексту, да и театральному искусству стало более серьезное. Не забывают и о главном – ставят сейчас «Всё дело – в шляпе» про знаменитых Муми-троллей писательницы Туве Янссон. Так театралы с помощью искусства нашли один из способов приобщить ребенка к чтению. Вернуть его к книге, к осмысленному восприятию литературы.