«Радуга-Центр» – из тех организаций, деятельность которой помогает березовчанам приобщиться к культуре и занять свободное время интересным досугом.
Анонсируются интересные мероприятия, проводятся собрания горожан, волонтеров. В стенах «Радуги» собираются танцевальные и песенные коллективы, открываются новые направления. Проводятся и встречи взаимной поддержки тех, кто попал в зависимость от пагубных привычек.
О том, как в 90-х удалось отстоять здание бывшей «Дружбы», как Дворец молодежи входит в структуру «Радуга-Центра», мы поговорили с директором учреждения Натальей Рабчук и менеджером культурно-досуговой организации Дворца молодёжи Ириной Пономаревой.
Дворовые клубы уже не те
– У нас давным-давно нет такого наименования – дворовые клубы, эту приставку они потеряли еще году в 2005-м. Сейчас они просто так и называются – клубы, – сразу начинает с поправки Ирина Владимировна.
До 2005 года дворовые клубы «Огонёк», «Алые паруса», «Искатель», «Меридиан» были разрознены. Они принадлежали разным организациям, имели своих директоров и подчинялись специалисту по работе с молодежью, на тот момент Ирине Пономаревой. Сама же Ирина Владимировна, как и администрация «Современника» и других учреждений, зарегистрированных в здании, работала в бывшем кинотеатре «Дружба».
В середине 2000-х в ходе реорганизации и изменения законодательства появился новый детско-подростковый досуговый центр, появился устав нового учреждения. Управление нынешнего «Радуга-Центра» долго противилось изменениям, но в конце концов ему все же пришлось централизовать систему, собрать досуговые клубы под одно крыло, назначить одного директора, а бывших руководителей клубов переименовать в заведующих. Однако и делить площадь бывшего кинотеатра с кем-то еще такой большой организации оказалось невозможно, пришлось отстаивать здание Дворца молодежи. В 2010 году он полностью перешел в руки ДПДЦ. Администрация «Современника», с которым ДПДЦ делил помещение, после ремонта в своем дворце культуры смогла переселиться без проблем.
– Места нам и сейчас уже не хватает, – в один голос говорят Ирина Владимировна и Наталья Анатольевна, – но мы вздохнули свободно, особенно когда в 2010 году один из меценатов согласился сделать нам ремонт. Площади, как и работы, стало гораздо больше. До сих пор говорим спасибо Александру Аркадьевичу Кручинину за это.
И Наталья Рабчук, и Ирина Пономарева понимают: еще не сменилось поколение, которое помнит дворовые клубы с их старыми названиями. Они и сами часто оговариваются между собой. Но, как подмечает Ирина Владимировна, скоро поколение сменится, и клубы «Радуга-Центра» наконец примут свои новые названия после ребрендинга в 2017 году, а «Дружба» окончательно станет Дворцом молодежи.
7 клубов – 7 цветов
С марта 2017 года ДПДЦ официально зарегистрирован как «Радуга-Центр». Название появилось неожиданно благодаря Ирине Владимировне. И учили модное слово «ребрендинг» с ее подачи, и мозговые штурмы с помощью стратегических сессий устраивали.

Как и жители Берёзовского, сотрудники яростно отбивались от, казалось бы, совершенно странных названий: какая кукуруза? Еще скажите – баклажаны! Но у этого фруктово-ягодного стиля с ирисовыми нотками и кукурузным оттенком есть две причины иметь такие необычные названия.
– Во-первых, у радуги семь цветов, у нас семь структурных подразделений. Если приглядеться, то в этих названиях можно выделить все радужные цвета, – рассказывает Ирина Владимировна. – А во-вторых, «съедобная» подоплека. Например, клуб «Цитрус» звучит клёво, сочно, а главное, не несет в себе никаких политических, экономических и других ассоциаций. Такие названия запоминаются и впредь связываются только с нами.
– Раньше был «Огонек», «Меридиан», «Искатель». Такие названия были актуальными, модными, имели дух советского времени. У каждого названия, у каждого клуба своя история создания, – подхватывает Наталья Анатольевна. – Но теперь эти названия потеряли былую актуальность, их невозможно было увязать в одну структуру. Поэтому родилась такая концепция семи цветов и фруктового стиля.
С 2017 года «Радуга-Центр» услышал много комментариев на эту тему, но сотрудники надеются, что негатив останется в прошлом.
У каждого клуба (кроме «Кукурузы») есть группы ВКонтакте.
Дворец молодёжи
Дворец молодежи – восьмое подразделение, входящее в структуру учреждения. Он не получил своего «особого» названия и по причине нехватки для него цвета (буквы на здании привычно-бордовые), и из-за истории здания, в котором располагается современная администрация центра. В 90-е, когда власть стала избавляться от активов, не приносящих прибыли, учреждения культуры стояли одними из первых в этом списке. Но благодаря начальнику управления культуры Борису Еловикову и его заму Ирине Тиминой здание сохранили, и в его стены въехал Комитет по делам молодежи – мощь Берёзовского после комсомольской организации. Здесь же образовалась и городская психологическая служба – совершенно новое направление по борьбе с молодым населением.
– Они работали на город в самое сложное время, когда был расцвет ВИЧ, наркомании, алкоголизма… И эти психологи здорово работали. Не работал только зрительный зал, вместо него была городская свалка, то есть функционировала только часть здания, – вспоминает Ирина Владимировна.

Название – Дворец молодёжи – решили оставить. В 2010 году с помощью Александра Кручинина, других меценатов начали ремонт.
– Александр Аркадьевич просто зашел и: «Всё! Завтра начинаем!». А что нам оставалось делать? Два месяца мы здесь работали в пыли и в шуме отбойных молотков. Всё тут рушилось, а мы ещё и помогать успевали, – рассказывает Ирина Пономарева. – Муниципалитет тогда тоже вложился: за его счет сделали кровлю, фасад, заменили окна. Кручинин и канализацию починил. А потом мы через пару лет также благодаря муниципалитету нашли спонсора, который помог отремонтировать второй этаж.
Дворец молодежи – главное подразделение в структуре «Радуга-Центра». Эта площадка не только творческая, но и административная.
– Когда заработал зрительный зал (его открытие совпало с ремонтом в ДК «Современник»), все мероприятия были здесь. Мы и губернатора здесь принимали, и звезд эстрады: Игорь Корнелюк, Марина Хлебникова, Московский театр. Все праздники тоже здесь проводили, – вспоминают сотрудницы. – Здесь была главная площадка города для приема гостей. Каждый день были мероприятия, событийный ряд был огромный.
С облегчением выдохнули, когда «Современник» закончил ремонтные работы, часть торжеств и встреч стали проходить там. Но и сейчас во Дворце молодёжи проводится немало мероприятий.
Расцвели культурно-массовые мероприятия, когда у Дворца молодежи появился режиссер. Поиски его совпали с началом пандемии, но люди все же хотели работать с живой аудиторией. Новый режиссер приехал из Красноярска, и это, как говорит Ирина Пономарёва, «наш человек». Она открыла в «Радуге» новое детское направление «Школа ведущих», с упором на аниматорскую деятельность. Есть много своих коллективов: «Медовуха», детский театр «Так»; на платной основе действуют «Эдельвейс», «Азбука хореографии», подготовительная группа ансамбля «Ассоль» из ДШИ.
– У нас с этого года еще одно новое направление – военно-патриотический клуб. Думаем, что в скором времени он закрепится и будет действовать на постоянной основе, – добавляет менеджер культурно-досуговой организации.
Проводят свои встречи и те, кто попал в зависимость от алкоголя, наркотиков.
На сегодняшний день Дворец молодежи – единственное структурное подразделение в «Радуга-Центре», у которого нет свободного посещения. Здесь очень четкое расписание и определенный план мероприятий, в который, впрочем, иногда приходится вносить корректировки. «Молодежка» по выходным пользуется вторым этажом; администрация проводит совещания, семинары; проходят учеба по гражданской обороне, заседания общественной палаты; «Центр» готовит новую игровую детскую программу «Азбука безопасности» для двух садиков. Плюс гастрольная деятельность: в прошлые выходные прошло цирковое представление «Огни манежа», до этого – «Синий трактор» с красивыми декорациями, скоро ожидаются спектакли от двух театров.
Ежемесячно проходят выставки профессиональных художников и любителей.
– С недавних пор мы начали проводить и выездные мероприятия. Например, квест «Выход» был организован нашим специалистом по работе с молодежью Татьяной Перепечиной в рамках областного проекта «Безопасность жизни». На это выделяются деньги из областного и местного бюджетов. Проще говоря, это заказ, – добавляет Наталья Рабчук.
Финансирование: боль и мечты
Зрители не раз отмечали не только прекрасные программы, но и оформление сцены. Это заслуга исключительно сотрудников всей структуры клубов. Иголками, бумагой и тканью наши мастера делают очень красивые вещи.
– Последнее массовое мероприятие – собрание ко Дню защитника Отечества: девчонки придумали очень красивую звезду из хештегов. Все из бумаги, своими руками. Распечатали, вырезали, каждую букву на иголочки, –делится Наталья Анатольевна. – Купили звезду, лампочки для той же фотозоны к 23 февраля, один золотой человек своими волшебными руками сделал конфетку!
Без оборудования обходимся своими силами, ведь люди уже привыкли получать «фейерверк», красивую картинку.
Это самая сильная боль – деньги вроде и выделяются, но в то же время надзорные требования антитеррористических мероприятий, Госпожнадзора, Роспотребнадзора меняются чуть ли не каждый день. Приходится правильно расставлять приоритеты, чтобы соответствовать всем требованиям безопасности.
– Загляните в «Современник» – насколько там современное оборудование, насколько мы отстали. Мы до сих пор спасаемся исключительно силами наших работников из клубов. С одной стороны, это хендмейд, а с другой – ну 21 век на дворе! Нет сценического света, экранов, а это сегодня не роскошь, это уже данность для элементарной культурно-досуговой деятельности, – подводит черту Ирина Пономарева.
Зато, как рассказывают директор и менеджер, оформление сцены Дворца молодежи всегда ставят в пример. Из Челябинска как-то приезжала бывшая сотрудница, посмотрела на оформление и не поверила, что все это сделано из бумаги и подручных средств. Сфотографировала и коллегам отправила: «Учитесь, – говорит, – как надо работать».
Хочется и современный антураж в фойе. Заходишь – и будто в 60-е погружаешься. Как здание подремонтировали в 2010 году, так оно и держится. Не хватает места для развития творческих коллективов: студий много, кабинетов мало, гардероб мал для посетителей.
– А еще я жалею сейчас только об одном, – вспоминает Наталья Рабчук. – На 2 этаже у нас были безумно красивые витражи, и сейчас, когда я туда поднимаюсь, они у меня всегда перед глазами. Это очень теплые воспоминания. Их убрали, когда меняли окна. Сейчас, конечно, думаю, что можно было их отреставрировать…
Та же участь чуть не постигла мозаику на обратной стороне здания. Но ее сохранили: культурное наследие.