25 августа в Сочи состоялась Торжественная церемония закрытия международного музыкального конкурса молодых исполнителей «Новая волна».
Группа Grinkevich оказалась в финале на шестом месте в турнирной таблице и заслужила приз зрительских симпатий, победив в онлайн-голосовании. Музыканты стали известными благодаря своей «Тайне».
Мы встречаемся с группой Grinkevich в их студии, коей последние пять лет служит подвальное помещение в доме культуры «Современник». Бывшее техническое помещение музыканты отремонтировали сами, вплоть до стяжки пола. Большинство песен из репертуара за редким исключением записаны именно здесь. Взамен «Современник» много не требует: раз в год группа дает концерт на городских мероприятиях. В основном слушатель Grinkevich екатеринбуржец: свадьбы, корпоративы, ночные клубы, рестораны, уличные выступления.
История
Березовчан в группе двое, остальные приезжают на репетиции из Екатеринбурга. Grinkevich – это барабанщик Дмитрий Даринский, гитарист Николай Овчинников и живущие в Березовском последние семь лет супруги Елизавета и Лев Гринкевичи. Не так давно у группы появился организатор, «объединяющее жесткое звено, потому что мы все со своими причудами», как шутит Лиза. Решили, что с этой ролью справится близкий друг основателя группы Льва Гринкевича Алексей Винокуров.
Участники группы были знакомы давно, все они выходцы из разных музыкальных коллективов, где играли в свое время. У Николая и Елизаветы сейчас по два проекта: она еще поет в группе «Деффки» (основателем которой тоже стал в 2013-м году ее муж), Николай играет в екатеринбургской группе «Нелегалы». Будущие муж и жена познакомились, когда учились в педагогическом университете: девушка была еще на первом курсе, Лев был уже близок к диплому.
– Может, для того наши жизни так и шли много лет, чтобы мы оказались в итоге вместе в этой точке, – говорит Елизавета. Да, она фаталистка.
«Как показала практика, не надо ничего не бояться. Нужно выходить на сцену и работать, как в последний раз. Если ты качественно отработал, если тебе не стыдно за твой материал – все сложится»
«Новая волна»
Заявку на «Новую волну» подали еще в прошлом году. Правда, основатель группы был уверен, что группа не готова к грандиозному конкурсу, но проверить это не пришлось: «Волна», которая должна была состояться в Казани, отменилась. Пандемия.
Но как ни странно, именно тяжелые для артистов онлайн-времена в итоге привели Grinkevich к «Новой волне». Когда стали давать онлайн-концерты (один из них в Березовском), а заодно вдохновились количеством их просмотров, когда появилось больше времени для написания песен и их записи, стало прибавляться материала, а с ним и больше уверенности в своих силах. Подали заявку онлайн, а в апреле уже летели на кастинг. Вместе с ними туда же летели еще 160 приглашенных исполнителей и групп; плюс 40 заочных участников – тех, кто не смог добраться из-за закрытых границ.
Grinkevich выбрали совсем не простой репертуар для жюри: Билли Айлиш, Леди Гага, «Группу крови» от «Кино»... Цой, кстати, немного «подвел»: дважды Лиза забыла на сцене слова.
Кастинг длился три дня в три этапа, на каждом из них исполняли по три песни: мировой хит, хит страны плюс авторскую песню. То есть кто-то отсеивался после первого тура, кто-то – после третьего. После последнего раунда, когда сидевшая в зале Лиза, уставшая от бесконечных репетиций и впечатленная количеством соперников, живущих от Армении до Австралии, уже успела шепнуть своим: «Давайте подавать заявки на «Голос», здесь мы, наверное, пролетели», их вдруг объявили самыми первыми:
– Участником финала конкурса «Новая волна-2021» от России становится... группа Grinkevich!
Три месяца у них было на подготовку. Почти поселились на студии, куда приводили детей, где и ели, и спали. Финальные песни с организаторами согласовывали, но больше те никак не вмешивались. Активная работа с участниками началась уже на месте, во время репетиций – им был посвящен август. С Grinkevich занимался режиссер Александр Ревзин. Если поначалу сравнивали себя с другими конкурсантами, то позже перестали: получая профессиональную помощь, коллективы и солисты менялись на глазах, а значит, делать ставки и волноваться заранее было бессмысленно. Кстати, с волнением перед сценой артистам тоже помогали бороться. Один из лайфхаков: вспомнить самый умиротворенный момент своей жизни и перенестись туда, в то состояние.
В финале оказались 11 участников. От России еще двое москвичей, Севиль Велиева и Максим Субачев, получивший в итоге ротацию на Муз ТВ. Grinkevich заняли шестое место в турнирной таблице (первое место в конкурсе занял исполнитель Саро Геворгян из Армении по решению жюри), но главное достижение – приз зрительских симпатий.
– Это сколько же человек за вас проголосовало?
– Я даже не представляю! Чего только не писали: что мы накрутили голоса, что огромный рывок произошел за десять минут, но это не так. Мы весь конкурс ноздря в ноздрю шли с ребятами из Казахстана, а победили их, опередив всего на 1%. С группой Mezzo, кстати, подружились: те признались, что, услышав «Тайну», добавили ее в свой плейлист и отправили всем знакомым на родину. Жюри из всех трех представленных в финале песен высший балл поставило именно за «Тайну».
Сцену для финала строили специально – «размером с футбольное поле» – шутят в группе. Специально приезжали накануне к сцене, ночью – зарядиться, настроиться.
– Сначала был страх. Летишь – и понимаешь, что там уровень. Было непонятно, какими окажутся соперники, как отреагирует Ревзин, – делится Николай Овчинников, примкнувший к остальным участникам группы в феврале этого года. – Первый день отыграли, и только тогда я выдохнул.
Без казуса не обошлось: уже начали переодеваться, до выхода на красную дорожку совсем немного, а Николай остался без костюма. Забыл утром в отеле – конкурсная жизнь такая насыщенная, что немудрено. Обошлось: один из водителей микроавтобусов, курсирующих между отелем и сценой, был срочно отправлен за костюмом.
«Рогатую» прическу для своего финального выступления с «Тайной» Лиза решила не менять: в них она появилась в клипе, в них же осталась на сцене. С мужской частью группы стилисты поработали, а про нее сказали: «готовый бренд». Услышать это было неожиданно и приятно.
История с «Новой волной» принесла группе и новых поклонников, которые подписались в инстаграме и активно подбадривали, и хейтеров.
– Я могла сколько угодно объяснять, почему рожки, но все равно пишут, что я сатанист и рога у меня сатанинские, – улыбается Лиза.
Раньше на критику реагировала остро, но с годами стала более мудрой, понимая: публичный человек, который заявляет о себе на сцене, неизбежно сталкивается с осуждением и негативом. Вопрос только в том, насколько впускать их в сердце. Она научилась не впускать, хоть комментарии и читает: смешным голосом, вслух, перед сном. Так они звучат совсем безобидно.
Еще привезли с собой из Сочи опыт часового эфира на «Русском радио», во время которого слушатели могли услышать три песни в исполнении группы.
Высокая оценка поклонников, кубок – вернулись настоящими победителями, но головокружения от успеха не случилось. Хоть стало легче представлять себя перед выступлениями, упиваться достигнутым на «Новой волне» нельзя: нужно двигаться дальше.
– Начинать заново. Забыть о доспехах и строить новые замки, – говорит Лиза.
Работа и планы
Тексты и музыку пишут Лиза и Лев, но доработка, аранжировки – работа командная, в которой не обойтись без каждого. Сегодня в активе Grinkevich готовая 40-минутная программа авторской музыки; плюс пара кавер-версий популярных песен, правда, с такими аранжировками, что «мать родная не узнает». Бывает забавно наблюдать, когда зрителям объявляют, что сейчас прозвучит Artik & Asti, а начинает звучать жесткий рок, и только припев с его «Вновь сердце на куски и все горит огнем, Ты меня прости, а я тебя потом» заставляет людей опомниться и начать подпевать. С этой необычной аранжировкой и на «Волне выступили», участница группы Artik & Asti, кстати, в жюри была.
Поп-рок. Так определяет Елизавета стиль группы. Несколько композиций в разработке, например, Coca-cola zero.
Та самая «Тайна», про которую звезды-эксперты на «Волне» говорили: «Ребята, вы же привезли готовый хит!», была написана в 2019 году. Год назад, 30 августа 2020 года, Лев Гринкевич выложил на своей странице клип на эту песню – пока единственный в активе группы. Сейчас у него чуть более 8 000 просмотров.
На «Тайну», кстати, авторы поставили ставки сразу: почему-то поняли, что выстрелит. Такое же ощущение было с песней «Три звонка», но она оказалась менее успешной.
Grinkevich – это про деньги? Да. Группа заработала себе достаточную для приличных гонораров репутацию. Уже после «Волны» отыграли несколько концертов: в Royal Pub, две ночи в клубе CHILi и на дне микрорайона Солнечный 5 сентября. 10 сентября группа вылетает в Крым на Всероссийский форум «Таврида». Туда, куда они в прошлом году хотели подать заявку как участники, сегодня летят уже в качестве звезд.
– Но и ответственность больше: от нас как от финалистов «Волны» уже ждут больше. Впрочем, для меня любой кабак как Олимпийский; я привыкла так работать, – говорит Лиза.
29-летняя Елизавета Гринкевич зарабатывает на жизнь музыкой: «у меня никогда не было параллельной работы». В «Современнике» она еще и педагог по вокалу, но эту сферу не ставит отдельно от собственного исполнительства. За плечами всех участников группы музыкальное образование.
Пожалуй, один из самых грандиозных планов на сегодня – переезд в Москву. Всей группой. Потому что «Надо просыпаться в столице и идти пробиваться». Потому что «там другая лига, другие возможности и площадки». Спонтанности здесь нет: уже наметили примерный план работы: с кем встречаться, куда идти, где отмечаться.
«Вы ещё никто, чтобы уставать». Эту фразу по отношению к молодым музыкантам, которые еще не успели прославиться, но обзавелись ноткой вселенской усталости в глазах, они услышали как-то от Владимира Шахрина, с которым случайно столкнулись на одной из музыкальных студий. И хоть слова не относились напрямую к группе, ее участники поняли, что лидер «Чайфа» прав: им еще пахать и пахать, чтобы быть по-настоящему услышанными. Репетиции по семь часов подряд, на которых выпивается бесчетное количество кофе и энергетиков, – и такое бывает. Без устали репетируют, или, как говорит Лиза, «репают», и, задерживаясь в студии до полуночи, отлично знают, что нет предела совершенству.
Семья
Мужа Елизавета называет большим профессионалом и признается, что по этой причине с ним очень тяжело работать: «он постоянно растет, и нужно соответствовать».
Самым сложным в своей профессии Лиза считает умение соблюдать баланс между семьей и искусством. Супруги воспитывают двух сыновей-блондинов, Никите пять лет, Жене девять, он третьеклассник. Практически всегда сыновья рядом с родителями, редкая репетиция проходит без их участия. Пока мы общаемся, Женя и Никита рисуют, вырезают (предусмотрительная мама захватила все с собой), строят башни из пластиковых стаканчиков, устраивают карусель на стульях, в общем, не скучают.
– Мы понимаем, к чему идем. Возможно, в будущем мы станем по-настоящему востребованными артистами, и организаторы будут предоставлять нам детскую комнату, какого-то человека, который присмотрит за детьми, пока мы выступаем, – мечтает Лиза. – Я к этому стремлюсь. У меня нет желания оставить детей на кого-то; я хочу, чтобы они всегда были со мной, просто нужен помощник.
Мама двоих детей находится в прекрасной спортивной форме: «Я могу надеть мешок, и все равно будет красиво». Она ходит в спортзал, занимается легкой атлетикой, танцами. Эта сфера ее жизни тоже отражается в инстаграм, который в какой-то момент из личного аккаунта березовчанки стал официальным аккаунтом группы. 3700 подписчиков на сегодня, ни одного «накрученного» голоса.
Лизе комфортно в мужском коллективе: она как девочка окружена заботой и вниманием. Но если брать творческий процесс, то все равны и отдаются работе полностью. И прислушиваются друг к другу тоже.
– Ссоры в группе бывают?
– Сегодня вот ссорились. Решали, нужно ли записывать ролик на тему Шуфутинского и 3 сентября, спорили.
– Вы за?
– Я против.
Ролика в инстаграме на эту тему так и не появилось.
- «Новая волна» стала первым крупным проектом группы, правда, Лев Гринкевич и Дмитрий Даринский уже были на ее сцене в составе другого коллектива
- В качестве приза уральцам досталась ротация клипа в эфире Max Box и специальный приз – миллион рублей – от сети магазинов крупной отечественной торговой компании «Севиль»
- Елизавета 16 лет прожила в Реже, пять – в Екатеринбурге, последние семь живет с семьей в Березовском