Руководство лицея № 7 к новому учебному году намеревается расформировать один из начальных классов в связи с его малочисленностью. Родители усмотрели в этом ряд нарушений. По словам законных представителей детей, при вынесении такого решения, их заблаговременно не поставили в известность, не учли мнение родителей, кроме этого при объединении трех классов в два, будут нарушены нормы санитарных правил и норм о допустимом количестве учеников.
Верхнее фото Павла Шабельникова: чтобы не допустить расформирования класса своих детей, родители предложили агитировать учащихся вторых классов из других школ перейти к ним в седьмой лицей. Взрослые считают, что одно из лучших по учебным достижениям образовательное учреждение не должно испытывать нехватки в учениках. Только в этом году лицей выпустил шесть золотых и одного серебряного медалиста – значительно больше, чем другие берёзовские школы. Всего же в нашем городском округе медали заслужил 21 выпускник. Слева на фото: директор лицея № 7 Елена Ширчкова.
Расформировать. И точка
Встреча родителей «проблемного» класса и директора седьмого лицея Елены Ширчковой состоялась 20 июня в актовом зале. Собрание было инициировано родителями будущих второклассников повторно. В первый раз, по словам матерей учеников, директор просто поставила их перед фактом, что класс расформируют. Родителей, не предупрежденных заранее о существовании проблемы укомплектования, возмутила подобная категоричность руководства.
По итогам учебного года в лицее числились три параллельных класса: в 1 «а» обучался 21 ребенок, в 1 «б» – 15, в 1 «в» – 18. Получается, если из трех к сентябрю сделать два класса, то в каждом из них будет по 27 детей.
Родительское собрание, на котором присутствовали 12 представителей обучающихся, классный руководитель закрываемого 1 «б» Ирина Сидилёва, а также председатель городского родительского комитета Андрей Стародубец, началось весьма агрессивно.
Директор Елена Ширчкова цитировала закон об образовании, объясняя, что в связи с переходом образовательного учреждения в статус автономного, показатели экономической эффективности лицея стали одними из главных. Маленький бывший 1 «б» класс «портит» один из показателей: в классе должно быть не менее 25 учеников, а их на десять меньше.
– В будущих двух вторых классах будет по 27 детей. Но к 1 сентября ситуация может и измениться, возможно, кто-то из Новоберёзовского поселка переедет, – поделилась своими опасениями Елена Геннадьевна. – Например, одному из учеников уже дано направление в коррекционную школу. Обычно количество учеников начальных классов с течением года уменьшается.
Еще одной из причин реорганизации классов была названа низкая зарплата классного руководителя. Зарплата педагога напрямую зависит от количества детей в классе.
– Нагрузка большая. Неважно сколько человек в классе – к занятиям приходится готовиться одинаково, а зарплата значительно меньше, – говорит Ирина Сидилёва. – Поэтому приходится вести два класса одновременно. Я веду еще третьеклассников.
Одна голова хорошо, а 20 лучше
Родители, еле дослушав речь директора, наперебой начали высказывать свое мнение. Так Оксана Алексеева возмутилась тем, что проблема недоукомплектованности класса была известна руководству с ноября 2012 года, но за прошедшие месяцы на родительских собраниях о грозящем расформировании никто не говорил.
Бабушка другого второклассника, Надежда Жигальская, как и большинство родителей переживала о предстоящей смене классного руководителя и разъединении сдружившегося класса.
– Дети привыкли и полюбили Ирину Геннадьевну. Для них будет большим стрессом 1 сентября прийти к другому педагогу и в другой класс, – пояснила Надежда Михайловна.
Фото Павла Шабельникова: в центре – учитель начальных классов Ирина Сидилёва, справа – директор лицея № 7 Елена Ширчкова
Между родителями и директором разгорелся спор. Своим вопросом разрядил обстановку Андрей Стародубец: «А какое минимальное количество детей должно быть в классе, чтоб он считался достаточно укомплектованным?» Услышав ответ: «Не менее двадцати», – Андрей Николаевич предложил просто добрать пять детей в будущий 2 «б», ведь тогда и классный руководитель останется, и класс можно сохранить.
Идею председателя городского родительского комитета подхватили как мамы с папами, так и педагоги. С этого момента между ними, наконец, начался диалог о том, каким образом решить проблему. Как отметила Елена Ширчкова, из-за ограниченного пространства Новоберёзовского микрорайона будет не просто привести в лицей дополнительных второклассников.
Рядом со школой строятся новые дома – возможно, в семьях новоселов будут восьмилетние дети, кандидаты во 2 «б» седьмого лицея. Теоретически есть вероятность, что на тестирование в будущий первый класс придут настолько одаренные дети, что их можно будет определить экстерном во второй.
Собрание завершилось обоюдным желанием всех сторон сохранить 2 «б» класс.
Будем ждать пополнения
С надеждой на помощь в решении вопроса о неукомплектованности класса родители обратились к Андрею Рожнову, начальнику городского управления образования. Несмотря на неприемный день, Андрей Николаевич пригласил родителей на встречу. Еще неделю назад он получил от них письмо с подробным объяснением возникшей ситуации.
Рожнов объяснил, что формирование и комплектование классов входит в компетенцию руководства образовательного учреждения, а не родителей. Однако согласился с тем, что Елена Ширчкова несколько затянула решение вопроса с недобором детей в первом классе. Видимо, директор надеялась, что в течение года первоклассники еще прибудут. Но получилось наоборот.
В ходе беседы подтвердилась информация, что благодаря активной застройке в Новоберёзовском, есть вероятность притока новых жителей. Андрей Николаевич поручил своему заместителю узнать о составах семей, покупающих квартиры в новостройках. Это требуется для того, чтобы спрогнозировать на будущее примерное количество учеников в микрорайоне. По словам родителей, первый из домов будет сдан в первом квартале 2014 года. После этого можно ожидать прироста новоберёзовского населения.
Опираясь на эти обстоятельства и желание руководства седьмого лицея доукомплектовывать существующий класс, Рожнов предложил класс сохранить. Свободные места в классах останутся на перспективу, но в ближайшее время придется терпеть неэффективность. В то время как одни местные школы испытывают недостаток учеников, в других классы переполнены – например, в школе № 9 и гимназии № 5.
Заместитель начальника управления образования Наталья Иванова обещала, что обратится за содействием к директорам, чтобы те предлагали родителям вновь прибывающих в город школьников поступать в лицей № 7.
Чем старше, тем тяжелее
Если класс не наполнится в ближайшие годы, его всё равно придется расформировать, объяснил родителям Андрей Рожнов. А чем старше становятся дети, тем тяжелее они переносят перемены.
При недоборе детей есть вероятность потерять и любимого педагога. Ирина Сидилёва ведет два класса, в том числе и будущий четвертый. При появлении в лицее молодого специалиста ему передадут 2 «б» класс, так как у Ирины Геннадьевны повышенная нагрузка, и она ведет выпускной класс. Теоретически не исключен и вариант, что классный руководитель после выпуска четвероклассников, уйдет работать в другую школу, где классы наполнены и зарплата выше.
Пока Ирина Сидилёва остается классным руководителем 2 «б» класса, вопрос с ее низкой зарплатой будет решать директор лицея.
Подводя итог встречи, Рожнов рассказал, что ситуация с расформированием классов встречается, но не часто. Так, например, в этом году в соседнем лицее № 3 «Альянс» была подобная ситуация, но седьмые классы объединили спокойно, родители и дети с пониманием отнеслись к реорганизации.
Также Андрей Николаевич убедительно просил родителей не переманивать детей из других школ, например из поселка Кедровка или лицея № 3. На будущее же начальник управления рекомендовал папам и мамам подобные вопросы решать с администрацией образовательного учреждения. Через председателя совета родителей лицея можно включить спорный вопрос в повестку для обсуждения на общешкольном или классном собрании.