С бывшего директора школы сняли обвинения в использовании липового диплома кандидата наук, пересчитали в меньшую сторону сумму нанесённого им ущерба бюджету, а из обвинения в мошенничестве исключили квалифицирующий признак «использование служебного положения».
Березовский городской суд продолжает рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего директора школы № 55 Алексея Братчикова, который на протяжении 9 лет получал надбавку к должностному окладу в размене 20 процентов за степень кандидата педагогических наук (в среднем 2-3 тысячи рублей в месяц), хотя в действительности ее не имел.
До последнего времени его обвиняли в двух эпизодах мошенничества с использованием служебного положения, в крупном размере (ч.3 ст. 159 УК РФ, максимальное наказание до 6 лет лишения свободы) и двух же эпизодах использования поддельного документа, предоставляющего право (ч.3 ст. 327 УК РФ, максимальная санкция статьи – 1 год лишения свободы). Однако в ходе последнего заседания государственный обвинитель заявила ходатайство об изменении объема обвинения.
Но это было в конце заседания, а сначала в суде зачитали показания Братчикова, данные им в ходе расследования уголовного дела, так как давать показания в суде он отказался.
Так стало известно, откуда появился поддельный документ, на основании которого в дальнейшем Братчиков незаконно получал дополнительные выплаты. Изображение диплома кандидата наук Алексей Вячеславович нашёл в сети интернет, находясь в рабочее время на рабочем месте в школе № 2. На изображении диплома из интернета отсутствовали данные лица, получившего диплом, поэтому подсудимый скачал и распечатал его на принтере, а после от руки вписал в него свои данные. Это произошло в январе-феврале 2014 года.
- Наверное, это была попытка повысить собственный социальный статус в глазах своих коллег, чисто эмоциональный был порыв, - признался Братчиков в ответ на вопрос судьи о мотивах преступления. – Не было материальных причин, я не нуждался в деньгах настолько… Корысть возникла впоследствии.
Позднее аналогичным способом были изготовлены диплом магистра экономики Финансового Университета при Правительстве РФ и сведения о присвоении учёной степени доктора педагогических наук. Эти липовые документы в виде копий Братчиков использовал при составлении резюме на должность директора новой школы. Директору школы выплаты за учёную степень не положены, а когда Братчиков, будучи директором школы №55, взялся вести уроки русского языка и литературы (10 часов неделю), он собственноручно внёс в тарификационный список педработников школы недостоверные сведения об учёной степени, на основании этого ему снова стали начислять надбавку к окладу. Никаких подтверждающих учёную степень документов он в управление образования не предоставлял.
- Я осознаю полностью, что это нарушение уголовного кодекса, это совершенно недопустимый поступок для гражданина и для учителя в том числе, - раскаялся в содеянном Алексей Братчиков. -- Я завершил свою карьеру, я больше не рассчитываю на нее. Считаю, что это 100 процентов повлияло на мою жизнь в негативном плане.
Если в мошенничестве свою вину Братчиков признавал в полном объеме по обоим эпизодам преступления, то изготовление и использование заведомо подложного документа не признал. По его словам, он использовал только копию, а копия документом не является.
Внезапно с доводами подсудимого согласился и государственный обвинитель. Старший помощник прокурора Ульяна Жевлакова заявила ходатайство об изменении объема обвинения.
Гособвинение посчитало, что ни в случае со школой №2, ни в случае со школой №55 Алексей Братчиков не предоставлял поддельного диплома кандидата наук. Поэтому за отсутствием состава преступления в действиях подсудимого уголовное преследование по ч.3 ст. 327 в отношении Братчикова будет прекращено.
- Сообщенные Братчиковым сведения о наличии у него учёной степени и демонстрации якобы копии диплома, изготовленного способом электрофотографии, является, по сути, способом обмана Братчиковым своего руководителя, - объяснила свою позицию гособвинитель Ульяна Жевлакова. - При указанных обстоятельствах Братчиков не использовал предоставляющий право подложный официальный документ, поскольку по факту такого документа изготовлено не было. Копия не является официальным документом как таковая.
Кроме того, государственный обвинитель приняла во внимание то обстоятельство, что в ходе судебного следствия были выявлены ошибки в расчётах причинённого ущерба – из итоговой суммы не вычли НДФЛ, в результате чего в реальности Братчикову было перечислено за всё время в общей сложности 242,6 тыс рублей (а не 278,9 тысяч, как значилось в материалах следствия). Это серьёзно повлияло на квалификацию дела, поскольку по данной статье (мошенничество) крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тысяч рублей. По мнению гособвинителя, не нашли своего подтверждения и обвинения, что преступление было совершено с использованием служебного положения.
- Братчиков не имел права назначать себе надбавки, поскольку соответствующие полномочия принадлежали руководителю Управления образования администрации Березовского городского округа. В этой связи квалифицирующий признак «использование служебного положения» у Братчикова также подлежит исключению, поскольку как бы он ни использовал свое служебное положение, принять решение о начислении себе соответствующих надбавок он права никакого не имел, - заявила в суде Жевлакова.
Таким образом, помимо исключения из обвинения двух эпизодов использования поддельных документов, Братчикову смягчили и обвинение в мошенничестве – с тяжкой части 3 (в крупном размере, с использованием служебного положения), на небольшой тяжести часть 1 (мошенничество путём обмана и злоупотребления доверием). Максимальное наказание по данной статье не превышает двух лет лишения свободы.
Рассмотрение дела продолжится 22 ноября.