Уже 8 марта, в первый день работы федеральной программы по обновлению автопарка, 20-летний студент Даниил Волгин приехал в Берёзовский из Екатеринбурга на своей старенькой «Оке» за новой «Ладой» – у нас цены ниже. Однако ни в одном из салонов нашего города его не обслужили. Да и сможет ли Даниил поучаствовать в госпрограмме вообще – большой вопрос. До Екатеринбурга она может просто не дойти.
Принятая еще в прошлом году федеральная программа обновления автопарка стала копией удачного опыта западных коллег: аналогичные программы в прошлом году были реализованы во многих западных странах. Успешнее всего она прошла в Германии, где даже в упадочный 2009 год продажи новых авто не сократились вместе с остальными секторами экономики, а выросли.
Российская программа хоть и унаследовала дух западных образцов, но при этом оказалась гораздо менее щедрой для автолюбителя. Если в Европе премия за обмен старого авто на новый составляла до 5 тысяч евро, а в США – до 4,5 тысяч долларов, то россиянину было предложено продать его машину старше 10 лет за 50 тыс. руб. (около 1700 долларов), которые потом можно потратить на покупку машины, собранной на территории РФ.
В общей сложности российская программа планирует обновить до 200 тысяч старых автомобилей, чуть более 1% от общего объема отечественного «автохлама». Однако даже эта не самая амбициозная задача может оказаться непосильной – проблемы возникают абсолютно на каждой стадии реализации программы.
Менять машины на новые невозможно до тех пор, пока не будет решен вопрос утилизации старых авто. В Свердловской области этим должны заниматься три предприятия: «Уральский электромеханический завод», «Автоколонна № 1212» и «Трансмет». Хотя формально к началу работы у них все готово, непонятно, кто будет платить им за работу – разборку авто, сортировку пластика, металла и сидений, какова будет ставка за прием металлолома.
– Мы пока не знаем, какие будут расценки, и кто кому должен останется, – говорит Сергей Аверкиев, сотрудник отдела по утилизации «Уральского электромеханического завода».
В автосалонах до сих пор не могут прийти к единому мнению, какие авто они будут менять на «автохлам». В «АМК-Екатеринбург» нам сказали, что машину со скидкой 50 тыс. руб. можно выбрать прямо в шоуруме. В нижнетагильском «АнК» уверяют, что для программы утилизации «АвтоВАЗ» изготовит особые партии машин, и выбрать из всего ассортимента салона участник программы не сможет.
Партнер «АМК-Екатеринбург» берёзовский автоцентр «Ландо» пока лишь принимает заявки от автомобилистов на участие в программе, при этом менеджеры магазина предупреждают клиентов, что забирать новую машину им придется в Екатеринбурге.
Дополнительные сложности вносят все новые формальности. В ООО «АнК», тагильском дилере «АвтоВАЗ», ждут специалистов из Москвы, которые проведут с персоналом мастер-классы по работе с участниками проекта. Первые машины здесь надеются начать продавать не раньше 23-24 марта.
В «АМК» не могут получить кода доступа в их персональный раздел на сайте Минпромторга – без этого им не оформить необходимые для продажи машин документы.
Директор автоцентра «Ландо» Сергей Буравов рассказывает еще об одном нововведении, которое тормозит проект: – 9 марта мы узнали, что в автосалоне должен сидеть сотрудник ГИБДД, который на месте будет снимать машины с учета. Свои трудности и у покупателя. Для обмена старого авто сперва надо снять его с учета в ГИБДД, а потом получить у дилера сертификат с печатью – иначе ни старую машину в утиль не примут, ни новую не продадут. Однако изначально печать дилера никто не требовал – распечатал сертификат с сайта Мин-промторга России самостоятельно, и можно направляться менять авто. Это вносит дополнительную путаницу для клиентов.
Многочисленные проблемы уже на самой ранней стадии программы заставили журналистов усомниться в том, что она в Екатеринбурге вообще пойдет. Как сообщил один из областных телеканалов, ни один из городских автосалонов не получил пока лицензии на участие в программе.
Сотрудник горячей линии «АвтоВАЗа», куда мы обратились за комментарием, был еще более категоричен: – В Свердловской области мы работаем только с Нижним Тагилом и Каменск-Уральским. В Екатеринбурге программа не заработает. В Минпромторге от комментариев пока воздерживаются, говоря, что «со СМИ не работают».
Мечта студента Даниила о «Ладе Приора» с вычурным антикрылом, тюнинговыми бамперами за 370 тысяч, которая стоит в автосалоне «Ландо», остается неосуществимой.
– Мы не знаем, когда заработает программа, можете позвонить позже или оставить свой номер телефона, – так однообразно отвечает менеджер торгового зала «Лада-Берёзовский» на многочисленные звонки.