В условиях тотального подорожания товаров и услуг автолюбители справедливо задаются вопросом, что теперь будет с ОСАГО и КАСКО. Основные моменты страхователям объяснила Любовь Новикова, руководитель компании «Мой Офис Страхования».
По словам эксперта, паники на рынке автостраховщиков пока не наблюдается, но страхователям можно уже сегодня подумать о том, как можно обезопасить себя от лишних трат. Рынок серьезно зависит от роста стоимости запчастей и автомобилей в условиях санкций; от ухода автомобильных брендов с территории России. Рост курса доллара и проблемы с логистикой и, как следствие, с доставкой запчастей тоже, скорее всего, отразятся на страховых тарифах.
18 марта на сайте РСА появилась информация, что с учетом роста цен на ремонт автомобилей Российский союз автостраховщиков в течение 3-х месяцев обновит справочники, по которым рассчитывается стоимость возмещения ущерба. Ещё ранее – 8 марта – был подписан ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО, и теперь регулятор получает возможность регулярно увеличивать тарифный коридор «автогражданки». Раньше такая возможность была ограничена законодательно – не более раза в год, а теперь Банк России может это делать неограниченное число раз.
– Каждая компания выставляет свой уровень базовой ставки, и раньше страхователь мог выбирать компанию, где страховка обойдется дешевле, – объясняет Любовь Новикова. – Но в середине марта почти все компании пришли к максимально базовой ставке – 5,980 руб. Страховые премии выросли на 25-30% в среднем.
Лайфхак для водителей: если ваш договор ОСАГО прекращает действие, скажем, 1 июня, то вы можете продлить его уже в начале апреля (за 60 дней до конца срока действия). Возможно, это позволит сэкономить, потому что сложно предугадать, что станет с тарифами к 1 июня.
По словам специалиста, по данным страховых компаний не менее 15% граждан на дорогах не имеют полиса ОСАГО. Это не всегда связано с тем, что люди не могут себе его позволить: иногда позиция принципиальная – зачем платить, если можно не платить? Им проще заплатить штраф пару раз в год (на сегодня это 800 рублей), чем оформлять страховку. Очень большая неудача попасть с таким водителем в аварию по его вине: взыскать с него ущерб будет не просто. Причем количество «безосажников» в условиях подорожания полисов будет, скорее всего, расти. Застраховаться от встреч с такими нельзя, а от последствий можно: называется КАСКО от чужих ошибок.
– У коллеги была такая ситуация: девушка на парковке повредила ей автомобиль дверью своей машины. Виновница оказалась без полиса, выплачивала ущерб добровольно, – рассказывает руководитель компании. – Но если человек не такой сговорчивый, или безработный, или работает неофициально, придется бороться в суде.
Очень выросла стоимость автомобилей. Прошлый кризис с таким же «симптомом» показал, что в такой период возрастает количество угонов. ОСАГО, конечно, тут не спасет; зато может помочь мини-КАСКО: программа бюджетного автострахования по сниженной стоимости за счет сокращения пакета услуг. Это может быть страхование от угона, хищения, конструктивной гибели авто. Стоимость такого полиса гораздо ниже, чем полного полиса КАСКО.
По словам Любови Новиковой, соотношение оформляемых полисов КАСКО и ОСАГО примерно 1:10, но несмотря на увеличение тарифов КАСКО, уже сейчас наблюдается заинтересованность людей в этом виде страхования: потерять автомобиль никто не хочет.
Насколько вырастет стоимость КАСКО? Это напрямую зависит от роста стоимости запчастей. Страховые компании будут поднимать тарифы таким образом, чтобы они могли выполнять свои обязательства по страховым выплатам. Более того, из-за роста цен на авто лучше перестраховаться: если вы ранее застраховали машину за 2 миллиона, а сегодня она стоит 4 миллиона, то нужно заключить дополнительное соглашение с компанией, чтобы при угоне вы получили новую стоимость своей «ласточки».
– Оставляйте авто на охраняемых парковках, используйте противоугонные системы, – перечисляет простые советы, которым не всегда следуют, эксперт. – Если раньше вы могли выбрать страховую компанию с целью экономии, то сегодня, лучше выбрать сильную и надёжную, которая останется на рынке.
Среди березовчан пользуются популярностью сегодня: «Альфастрахование», «Ингосстрах», «Ренессанс», «РЕСО», «Югория», «Росгосстрах».
До резкого роста курса доллара и введения санкций компании чаще направляли автомобили после ДТП на ремонт; сегодня это может измениться в сторону денежных выплат из-за проблем с поставками оригинальных запчастей.
- По статистике и опыту прошлых кризисов, чаще всего угоняются топовые BMW, Lexus, Land Rover, а также массово использующиеся в такси Kia, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Возможно, снова придем к тому, что будут часто снимать колеса. Их стоимость компенсирует только КАСКО.
- Минимальное КАСКО от угона автомобиля до 1,5 млн стоило до недавнего времени 9950, сейчас 19 950 рублей.
ОСАГО для «безаварийных» водителей подешевеет
Впервые в России скидка за безаварийное вождение на полис ОСАГО превысила половину.
Коэффициент бонус-малус (КБМ), который предусмотрен за безаварийную езду, пересчитывается раз в год - 1 апреля. С этой даты он будет установлен новым для абсолютно всех водителей, попадали они в ДТП или не попадали. Наибольшую выгоду получат те водители, которые за последние десять лет не попадали в ДТП, и страховщикам не приходилось за них платить.
Им начислят коэффициент 0,46, вместо 0,5. То есть, скидка составит 54%. При прочих равных, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет меньше на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же.
При этом максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, попавшими в ДТП не один раз, вырастет до 3,92. Сейчас он равен 2,45. Стоимость полисов для таких водителей вырастет более чем в половину.