Зима! Крестьянин торжествует, а водитель хватается за голову! Да здравствует езда в экстремальных условиях, доброе утро, холодные пуски и обледеневшие стекла, виват, скользкие дороги и увеличенный тормозной путь!
Однако в зимней езде есть и свои плюсы: за окном буран, мороз, а вы в теплой иномарке рассекаете дороги города.
Зачем ехать в автосервис, какие автозапчасти проверить, а какие лучше поменять, что из автоаксессуаров приобрести обязательно, а что лучше иметь про запас.
Первое, что приходит в голову – это смена летней резины на зимнюю. В Финляндии, к примеру, все машины должны быть переобуты до 1 декабря обязательно, начинать ездить на шипованной резине разрешено с 1 ноября. В Латвии автомобиль должен быть оборудован зимней резиной с 1 декабря по 1 марта, но эти рамки законодатели планируют расширить с октября до апреля. В Норвегии закон делает послабления иностранцам, им разрешено приезжать в страну на автомобиле с любой резиной, а вот местные зимой строго обязаны устанавливать соответствующую резину. В Швейцарии все еще интересней – закона как такового нет, но в случае зимнего ДТП по вине водителя на автомобиле с летними покрышками ему обязательно выпишут дополнительный штраф.
В России строгих ограничений пока нет, поэтому каждый меняет шины в удобное для него время. Большая часть уже после того, как ударят морозы, некоторые, ориентируясь на прогноз погоды.
Зимняя резина – бывает шипованной и без шипов. Шипованная шина прекрасно себя ведет на льду и снежном накате (как раз то самое, что бывает зимой в Средней полосе, и в Свердловской области в частности). Нешипованная все свои лучшие качества проявит в рыхлом снегу и снежной каше.
Также многие обращают внимание на рисунок протектора. И это правильно. От строения шашек и дорожек зависят свойства шины. За сцепление со скользкой поверхностью отвечают разрезные шашечки: их ламели при движении раскладываются зубчато, что увеличивает площадь поверхности сцепления. Курсовая устойчивость – важный показатель – обеспечивается продольными дорожками между рядами шашечек, и чем рядов больше, тем лучше. За счет разреженного рисунка достигается самоочищение. Рисунок протектора также бывает направленным и ненаправленным, для зимы выбирайте направленный, так он лучше держит траекторию.
Если вы счастливчик с двумя комплектами колес (летним и зимним), то перед зимовкой обязательно промойте диски (кстати, есть «очиститель колесных дисков», который вернет практически первозданную чистоту и блеск дискам), а также немного спустите шины, чтобы во время хранения они не деформировались, не растягивались. Специалисты даже говорят о допустимости хранения колес друг на друге, если давление в них не превышает 1 кгс/см2.
При подготовке автомобиля к зиме обязательно проверьте состояние тормозной системы! Предстоят непростые торможения на льду, снегу, в снежной каше. Тормозные колодки передние обычно меняют раз в год, задние раз в два года. Особое внимание уделите резиновым элементам, так как на морозе резина имеет свойство стареть и становиться хрупкой. Также вспомните, когда вы последний раз меняли тормозную жидкость.
Перед началом зимнего сезона специалисты советуют поменять масло.
Даже если вы его не очень давно меняли. Но этот совет мы бы отнесли к тем, кто отдает предпочтение агрессивной езде, а также тем, кто летом совершил длительное путешествие на автомобиле. Не забывайте про сезонность масла, если летом вы ездили на летнем, масло менять обязательно. Температурный диапазон, при котором можно использовать масло, указан на канистре. Сезонность масла определяется по маркировке SAE, к примеру, 5W40. Для определения нижнего предела нужно из 35 вычесть цифру, стоящую до W, то есть 35-5=30, это масло можно смело использовать вплоть 30-градусных морозов на улице, масло сохранит все свои свойства. Зимой для надежного холодного пуска лучше отдать предпочтение маслам с индексами 5 или 0 (если это позволяет конструкция двигателя).
Моторное масло, как и все химические вещества, при низких температурах имеет свойство увеличивать плотность, а, следовательно, вязкость. При этом сопротивление проворачиванию коленвала существенно возрастает, а обороты при пуске падают. В связи с тем, что вязкость увеличивается, масло с опозданием попадает к трущимся деталям, а это значительно увеличивает износ деталей двигателя при пуске. Вывод – отдайте предпочтение маслам с запасом по температуре. Заменив масло, обязательно проверьте уровни всех технологических жидкостей, что надо долейте, поменяйте.
Зимой топливный бак рекомендуется поддерживать в полном состоянии. Делать это необходимо для того, чтобы в баке скапливалось меньше воды. В полупустом баке с голыми стенками при перепаде температур откладывается конденсат. Вода попадает в топливо, также усиливается процесс корродирования самого бака. Также чем выше уровень топлива, тем проще насосу ее поднять, а значит, подкачка топлива насосом будет более эффективной и оперативной.
Также необходимо проверить аккумуляторную батарею.
Электролит проверяется на уровень и плотность. Уровень электролита должен быть в норме, довели до нормы – подзарядите аккумулятор. Помните о том, что при минусовых температурах емкость батареи падает, не допускайте разряда ниже, чем 75%. Исправная АКБ это одна из составляющих надежного холодного пуска.
Обязательно обратите внимание на состояние охлаждающей системы. Даже минимальный сбой в одной из составляющих системы понизит уровень охлаждающей жидкости. Появятся трещины в патрубках, ослабнут ремни, потечет радиатор или потеряется крышка от него – и двигатель подвергается риску. Обязательно проверьте патрубки и ремни. Патрубки, идущие от радиатора, подают охлаждающую жидкость, а поликлиновые ремни обеспечивают бесперебойную работу вентилятора двигателя. Обратите внимание, есть мнение, что после 60 000 км риск разрыва ремня значительно увеличивается.
Кстати, об охлаждающей жидкости. Не поленитесь – и время от времени проверяйте ее уровень. Если вы проверяете жидкость при холодном двигателе, ее уровень должен быть выше отметки "минимум" на бачке. Если при горячем, ее уровень должен быть немного ниже или на уровне отметки "максимум" на бачке. В стандартных условиях охлаждающую жидкость полностью меняют раз в два года, считается, что за этот промежуток она теряет свои свойства, а вот доливают по мере необходимости. Используйте антифриз – никакой воды! Замерзнувшая жидкость может разорвать детали двигателя!
Особое внимание системе зажигания.
Контактная система:
- чистота контактов, если требуется – зачищаем;
- правильность установки зазора в контактной группе и угла опережения зажигания;
- состояние распределителя (бегунка), центробежного регулятора, уголька и контактов на крышке, а также целостность самой крышки.
Для всех систем:
- состояние высоковольтных проводов (отсутствие трещин и прочих повреждений, надежность крепления наконечников);
- состояние свечей. Проверить и при необходимости откорректировать зазор.
Менять щетки стеклоочистителей к зиме или нет, зависит от их состояния.
Если дворники авто оставляют следы, разводы, захватывают не всю поверхность, плохо справляются со своей задачей – меняйте. Предстоит сезон с обильными осадками, дворники должны работать хорошо. Некоторые говорят о том, что можно поменять только резинку, однако дворники – это не столь уж дорогие запчасти, а меняя резинку, можно столкнуться с целым рядом вопросов. Здесь попытка экономии может выйти боком – в виде потерянного времени и не вполне качественной установки.
Кстати, зимой некоторые автовладельцы в снегопад, при перепаде температур поднимают дворники, делать этого не рекомендуется, так как пружинка при длительном раскрытом состоянии начинает растягиваться и уже не может обеспечить идеального прилегания. Лучше подставьте под дворники небольшие заготовки, которые не допустят полного прилегания щетки к стеклу, но и не навредят пружине.
О такой нужной и необходимой в зимний период вещи, как незамерзайка, большинство вспоминает лишь после того, как ударят первые морозцы. И тогда незамерзайка сметается с полок по принципу, кто не успел, тот опоздал. Поэтому лучше заранее, спокойно, без спешки, обращая внимание на температурный предел жидкости, ее приобрести. Дело в том, что на емкости пишут температуру, при которой омывайка из жидкости начинает превращаться в кашицу.
Сезонные товары лучше купить заранее. Имейте с собой на всякий случай средство для разморозки замка. А лучше предупредить возможное застывание замка. Для этого, пока тепло, при помощи шприца залейте в личинку замка и в верхнюю часть зазора несколько капель чистого моторного, а лучше трансмиссионного масла, затем сразу вставьте ключ и покрутите личинку, чтобы масло разошлось.
По материалам сайта avtopartiya.ru