В ближайшие два года изменения могут коснуться как межмуниципальные, так и городские маршруты
Жалобы на транспорт в нашу редакцию поступают регулярно и практически круглогодично, но в последние недели мы почувствовали просто вал таких сообщений. О том, что на дороги не выходит автобус первого маршрута, нам сообщили читатели. В администрацию горожане тоже обращаются, а потому здесь инициировали встречу городских СМИ с заместителем главы администрации по ЖКХ, транспорту и связи Антоном Еловиковым.
– Антон Вадимович, расскажите, что происходит с первым маршрутом.
– Наверное, правильно было бы отмотать назад и рассказать, почему мы оказались в такой ситуации. Лет восемь назад все перевозки внутри муниципалитета организовывало местное самоуправление, в том числе и перевозки Берёзовский-Екатеринбург. Потом эти полномочия забрали и передали в область межмуниципальных перевозок, соответственно, область контрактами отыграла перевозки до Екатеринбурга из Березовского и поселков. И если раньше один перевозчик возил на наших маршрутах и внутри Берёзовского, и до Екатеринбурга, у него пассажиропоток был больше, и основной был – на Екатеринбург.
С определенного времени область организовала межмуниципальные, и часть подрядчиков появилась новая. Соответственно, у перевозчиков, которые работали на территории, объем перевозок значимо сократился.
То есть некоторые перевозчики, Наталья Николаевна Авилова, в частности, уже не осуществляли перевозки до Екатеринбурга, соответственно, экономика у перевозчиков, исходя из всех этих факторов, с каждым годом становилась хуже. То есть реально остаются перевозки первого маршрута, где пассажиропоток – и 3, и 4, и 2 человека бывает – несопоставимо с перевозками 166 маршрута, абсолютно несопоставимо, поэтому мы с каждым годом приходим в ситуацию, которая становится все хуже и хуже.
Кроме этого, ГСМ, запчасти – мы знаем, на сколько выросли, тариф же не вырос для населения. Контракты заключены на пять лет, они не предполагали платы для перевозчиков, и перевозчик в сложную экономическую ситуацию заходит. Мы понимаем, что по копейке – там от 100 до 200 тысяч в месяц минус, надо добавлять, чтобы перевозчик мог возить.
У нас нет возможности добавить денег по контракту, потому что это муниципальный контракт, отыгранный по конкурсу. Я и перевозчиков понимаю, потому что они работают себе в убыток, и спасибо, что они до этого времени вообще доездили, но варианта другого, кроме как расторгнуть этот контракт, причем расторгнуть в одностороннем порядке по причине виновности подрядчика, мы найти не можем. В сегодняшней ситуации принято решение об одностороннем отказе, так как перевозчик не выходит совсем, и контракт на 1 и 9 маршруты будет расторгнут, они были в одном контракте.
Что делаем для того, чтобы ситуацию по перевозкам изменить. Будут изменения второго маршрута, скорее всего. Как только расторжение состоится официально по первому маршруту, второй маршрут пойдет по другому расписанию. Мы за несколько дней попросим его в СМИ разместить, на сайте будет размещено. То есть будет изменено расписание двойки, чтобы закрыть расписание копейки.
Глобально чтоб ситуацию поменять – у нас через год контракты эти заканчиваются. Мы понимаем, что скорее всего маршруты перевозок нужно будет менять и, возможно, финансировать из бюджета. Для того чтобы их поменять, планируем провести изыскательскую работу, чтобы посчитать пассажиропоток по каждому из автобусных маршрутов, посмотреть, как город планирует расти, использовать электронные модели – смоделировать различные ситуации с пассажиропотоком, разработать оптимальную сеть маршрутов и уже от этого смотреть по пассажиропотоку – нужны ли будут бюджетные средства, какой будет тариф. Эту работу планируем провести в следующем году, может, начать в этом и завершить в следующем, чтобы к 2025 году разработать новую маршрутную сеть, с новыми тарифами и другими принципами, другими подходами.
Из того, что анализировали: в передовиках оказалась Пермь, у них эффективность перевозок, затраты рубль/на километр самые эффективные, и отзывы по Перми хорошие. Там есть ряд организаций, который занимается исследованием, моделированием – может быть, с ними отработаем. Это я зашел вперед, в глобальную перспективу, а что касается копейки – как уже сказал, пока заменит двойка на первом этапе, рассматриваем отдельный короткий маршрут еще. То есть двойка поедет сразу же, как расторгнется контракт по первому, еще маршрут 12-й планируем отыграть дополнительно. Возможно, уже с деньгами, потому что понимаем: минусовые там перевозки.
12-й – он раньше, видимо, был, я его не застал. Это такой короткий маршрут планируется типа Овощное отделение – «Уют-Сити», чтоб по Мира-Мичурина мог подбирать, потому что по большому счету с «Уют-Сити» восемь маршрутов ходит, с Овощного ходит, но есть пара остановок кроме Мира-Мичурина, где сложно уехать было. И, может быть, этим коротким маршрутом мы закроем этот вопрос.
– А первый-то всё, расторгается когда?
– Уведомление подготовлено. По факту перевозчик уже не ездит, то есть не выходит на маршрут в принципе. Народ уже ориентируется, что автобус не придет, скорее всего. «Девятка» была до 14 октября официально, она уже по времени прекратила ездить, хотя мы «девятку» планировали сделать, наоборот, круглогодичной, так как там «Европа», «Азия», сады, и новый район строится.
– С перевозчиком что будете делать?
– У нас есть право и обязанность в ФАС обратиться для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, но этот перевозчик туда уже включен по решению Управления автомобильных дорог. Там контракт был расгоргнут таким же образом с включением перевозчика в реестр, поэтому дополнительных негативных последствий для перевозчика, наверное, не случится. Возможно, поэтому он и перестал ездить, потому что от санкции в виде включения ему ни холодно, ни жарко.
– Это Тепляшин или Авилова?
– Авилова Наталья Николаевна. Я говорю не про то, что мы рассматриваем ее как реального перевозчика, который недобросовестно себя повел, мы понимаем, что в такой экономической ситуации у него выхода не было – работать в убыток невозможно на протяжении многих лет.
– Не думаете возродить муниципальное автотранспортное предприятие?
– Маловероятно. Это же государственная политика, даже МУПы озадачили ликвидировать, хотя это – безопасность, в моем понимании, по некоторым направлениям. Но задача государственная стоит – бизнесу передать, потому что он эффективней. Хотя тот же Екатеринбург – там Гортранс работает в качестве МУПа, но возят тоже не все сами.
– «Двойка» сейчас будет только по времени чаще ходить или Мира-Мичурина тоже будет захватывать?
– По «двойке» будут маршрут и расписание изменены. На Мира-Мичурина тоже в планах, чтобы был заезд.
– А тот небольшой маршрут, который Авилова обслуживает, так и будет обслуживать? Законодательством не предусмотрено, чтобы полностью контракт расторгнуть и чтобы ее маршруты вообще снять?
– Нет, не предусмотрено. Заключенные контракты действуют. Я же говорю, что ее включили в реестр раньше, наши контракты действовали. То есть расторгаем только там, где подрядчик не исполняет обязанности. Участвовать в новом аукционе она той же компанией, наверное, не сможет. На межмуниципальных тоже есть планы увязать с нашими, с управлением дорог давно работаем в этом направлении, предлагаем некоторые маршруты исключить из межмуниципальных. Условно: вы не будете ездить в Сарапулку, зато мы поток Сарапулки отдадим нашим перевозчикам, чтобы их экономику поправить. Ту же «девятку», возможно, заменить направлением межмуниципального маршрута из Екатеринбурга. Там есть много сложностей, там железнодорожный переезд и все остальное, но логика есть – например, маршрут с ЖБИ до Березовского. По крайней мере, по предварительным расчетам, он может пользоваться спросом.
– Что по другим перевозчикам? Пассажиры постоянно жалуются, что автобусы не ходят по расписанию.
– Поток жалоб, через нас в том числе, в УАД и Минтранс уходит. Вчера на 166-м три автобуса вышли новых, это эксперимент. Мне обозначили, что так будет до момента, пока УАД свою схему поправит. Они рассматривают: 150-й, может быть, не нужен или 166-й. Там тоже они на паузе – пересмотреть сеть и отторговать новые контракты, скорее всего, это будет весной следующего года. По 166-му они планируют оставить большие автобусы в количестве трех, может, больше, может, меньше. Боль наших пассажиров, наших горожан мы понимаем и работаем с УАДом, чтобы они что-то предприняли, давно уже. Первые действия эффективные, на мой взгляд, – это крупные автобусы вот запустили. Отклик пока до конца не понятен, всего сутки прошли, но мне кажется, это положительно должно сказаться на перевозках. Мы эту идею поддерживаем.
– Была жалоба, что не принимается карта социальная…
– Там дополнительные терминалы, техническая возможность не бесплатна, ее надо обеспечить, потихоньку приходим к этому. Раньше и терминалы безнала были мало у кого, сейчас, по крайней мере, безнал у всех. Муниципалитет и администрация за то, чтобы Е-карта могла применяться. Мы собирали перевозчиков, собирали операторов, кто с ней работает, плюсы-минусы обозначали. Пока перевозчик не решился, а обязать его в действующем контракте не можем.
– Что у нас по строительству и ремонту дорог в этом сезоне?
– У нас планы были скромные очень. Я говорил, что в фонде ремонта совсем немного денег. Ленина закончен объект – сдан и оплачен. Сейчас Кирова-Объездная подрядчик заканчивает и Горняков – контракт переходящий, трехлетний, но подрядчик в этом году нижний слой планирует сделать немного вперед. Вот три объекта, которые в работе, остальное всё – ямочный ремонт, остальное всё – слезы. И сделали ко второй школе подъезд, работы выполнили, закончили, туда пустили школьный автобус, который, кстати, тоже не ходит, сейчас водителя нет. Это проблема у всех перевозчиков, и у школ и садиков тоже – на автобус найти водителя. У второй школы подготовлены парковочные места и тротуар. Сейчас планируем в этом году закончить, может, в начале следующего проект ремонта улицы Циолковского с дополнительными парковочными местами. Это вот из того, что в центре мы хотим сделать. Театральная – площадь будет закрыта для стоянки и остановки. Ею пользовались для подвоза к стадиону, к ДЮСШ, альтернативу надо какую-то. Но возможность сделать на Циолковского нормальные тротуары должна быть – сами видите, в центре города такой неприглядный вид. И на пустырях возможно увеличить количество парковочных мест, это 2-5-минутная доступность до центра города. План такой.
– На Горняков с «двойкой» случилось ЧП, автобус застрял, ребенок не попал в школу… Когда первый слой асфальта?
– Подрядчик на неделю эти работы перенес, то есть еще две недели будет еще там, а дальше, я думаю, уже по погодным условиям будет сложно сделать. Альтернативы там, к сожалению, нет – есть нормы по ширине проезжей части, по которой допускается движение общественного транспорта. Если не соответствует, мы запустить не можем, это безопасность. Поэтому мы перевозчикам отвечали, что другого пути нет, и не прекращали движение. Но вообще у перевозчика должен быть подменный маршрут всегда, в случае аварии другая машина прийти должна. Но понятно, что если человек к определенному времени выезжал, то, скорее всего, не успеет. Я не сталкивался с тем, что родители в случае отсутствия ребенка в школе объяснительную какую-то пишут.