Березовчанка посетила старинное уральское село вдоль берегов реки Реж.
В прекрасный солнечный день, 12 сентября, наша группа в 17 человек из женского клуба «Бабье лето» совершила незабываемую поездку в село Арамашево.
Село входит в состав городского округа Алапаевского Свердловской области, в пределах Каменск-Уральской епархии. Расположено в 28 км на юг от Алапаевска на высоком левом берегу реки Реж, выше устья левого притока реки Шайтанки.
После покорения Ермаком Сибирского ханства в 1581-1585 годах и прокладки Государевой дороги расселение русских на Среднем Урале происходило с севера от Верхотурья на юг. В 17 веке река Реж была одним из пограничных рубежей между русскими и кочевниками.
Пионерская атрибутика
Существует несколько версий о происхождении названия села. Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно находится на границе башкирских и вогульских земель.
Село Арамашево было основано в 1632 году как военная слобода на высоком берегу реки Реж, надёжно защищавшем его от набегов кочевников. Была построена деревянная крепость, куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от неприятельских набегов.
Древний острог был обнесён рубленым городом – высоким крепким забором из заострённых как штыки брёвен. Построены были два деревянных моста, которые в случае опасности поджигали.
Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери
На самой высокой точке села, на берегу Режа, на Церковном камне (42 метра) была построена деревянная церковь. Предки наши для защиты тела своего построили крепость – укреплённое сооружение, откуда могли вести сражение. А для защиты и крепости духа своего возвели храм Божий, где молили Царицу Небесную о помощи и заступничестве. Иноверцы несколько раз сжигали церковь.
В районе села есть пещера, которую ещё в 17 веке прозвали пещерой спасения.
Шайтан-камень, откуда нападали кочевники
Дело в том, что в церкви был пробит колодец, соединявший помещение храма с пещерным коридором. В случае нападения кочевников местные казаки и крестьяне через колодец и пещеру уходили в дальние леса.
Каменный храм построили в 1800 году и назвали в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1929 году храм был разрушен, а иконы тайком вынесли и спрятали женщины, чтобы спасти до лучших времен. Богоборцы долго не могли скинуть храмовый колокол, а когда это им удалось, и колокол скатился в реку, то исчез навсегда. Ни через день, ни спустя десятилетия его не смог обнаружить ни один ныряльщик.
Храм восстановлен только в 2005-2012 годах, что отразилось на его внутреннем убранстве, где полностью отсутствуют старинные росписи. Гордостью его являются иконы из старого Храма, сохраненные сельчанами и возвращенными после восстановления прихода. В храме есть удивительная икона Иоанна Богослова. Её хранят здесь, как настоящую святыню. Ей больше 200лет. Фигурную доску со святым ликом нашли дачники на чердаке своего дома. Ещё одна святыня – икона Симеона Верхотурского. Кто-то из арамашевцев, перекапывая свой огород, обнаружил образ угодника Божьего. Икона была вся в земле, но при этом вид её не пострадал, краска хорошо сохранилась, дерево не потрескалось.
У подножия Крещенского камня, в излучине реки Реж, находится Крещенский родник.
Краеведческий музей
Музей основан в 1962 году.
Работа пo созданию музея была начата учителем географии И.С. Кесаревым при активной поддержке его коллег. Первоначально музей представлял одну классную комнату, где был сосредоточен материал, собранный учащимися и педагогами школы в туристических походах. В 2003 году музей перемещен в старинный дом купца Загайнова. Двухэтажное здание построено в конце 19-начале 20 века.
В настоящее время в музее открыты следующие залы:
- история села,
- природа родного края,
- стилизованная русская изба,
- зал народных ремесел,
- зал боевой славы,
- школьный зал,
- история теле- и радиотехники,
- выставочный зал.
Переходя из зала в зал, нас окутывала магия ушедшего уральского быта. Как разумно и красиво жили наши предки! Мы чувствовали, что все предметы живые, настоящие, помнящие теплоту человеческих рук. В конце экскурсии и мы смогли окунуться в наше советское детство, зайдя в прототип деревенского школьного класса: парты-складушки, школьные учебники, лучшая на свете школьная форма, пионерская атрибутика.
Музей «Уральских изб Душа живая»
Около музея нас радушно встретила бывшая учительница русского языка и литературы Вера Васильевна Реутова. Мы дружно расселись по лавкам и стали слушать рассказ Веры Васильевны…
Несколько лет назад эту избу хотели сносить. Но вдруг за обоями обнаружили старинные росписи. В самые сложные 90-е годы, когда разорялся совхоз и деревенские мужики спивались, начала вместе с мужем и детьми на свои скромные сбережения восстанавливать избу с уральской росписью. Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок дом и подворье. В старую избу словно вернулась душа.
В музее «Уральских изб Душа живая»
Структура крестьянской усадьбы на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, баня, огород.
Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей – зимнюю и летнюю. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими зимними ночами.
Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко.
Веселье на подворье
Обе избы расписаны отреставрированной уральской росписью. Основа композиции – дерево, куст, ветка, букет, венок, от которых расходятся в разные стороны гирлянды цветов. Среди этого райского сада порхают птицы. В росписи преобладают цветные фоны: зелёный, оливково-зелёный, суриковый. Характерный приём уральской росписи – «разбел». Взяв кистью основную краску, кончик её затем окунали в белила и вращали кисть так, чтобы они ложились по внешнему краю мазка, по контуру будущего изображения.
На двери изображено родовое дерево. У его корней – наши предки. От этой первой семьи появлялись дети, внуки и правнуки, и в семье появлялась радость. Цветок в уральской росписи – это символ радости. Круг в середине дерева – это наш жизненный круг. Движение в нем по часовой стрелке – это наше движение от рождения и до ухода из жизни. Прежде чем уйти из жизни, мы должны оставить нашим потомкам свою мудрость (ее символизирует сова). В этом дереве живет радость, что род не умрет – он будет прибывать следующими поколениями. Наверху родового дерева красильщик всегда рисовал птицу счастья…
Вера Васильевна Реутова в храме
В таких русских избах жило душа в душу до 20 человек. Каждый знал своё предназначение, ощущал свою важность для других и гордился своими делами.
Через эту житейскую мудрость приоткрылось что-то главное и в нашей жизни…
В школьном классе нашего детства
После рассказа взвеселили мы свои души, принарядившись в яркие одёжки, которые предложила нам Вера Васильевна, покачались на качелях, походили с коромыслом, посидели на телеге, сходили в сувенирную лавку, где все сувениры обязательно парные, «на семейное счастье».
Говорят, все, кто хоть однажды постоял на Церковном камне, посмотрел на плавно несущую свои волны реку Реж, на ожерелье красивейших скал над водой, еще не раз возвращается сюда, в эти святые места, которые наполняют душу добром и любовью.
Надежда Кротова, сотрудник БМБУК «Радуга-Центр», руководитель кружка в дворовом клубе «Кукуруза», руководитель женского клуба «Бабье лето» в Ключевске