Россия богата на удивительные туристические маршруты: даже в пределах Свердловской области можно увидеть такие места, о которых, живя в городе, и не подозреваешь.
Познавать природу невероятно интересно, но довольно опасно. И тут на помощь приходит инструктор, который хорошо знаком с основами выживания в сложных условиях, оказанием первой медицинской помощи, ориентирование на открытой местности. Отправляясь в экстремальный поход, лучше быть рядом с таким человеком, кто точно собрал все снаряжение, сможет провести инструктаж по анимации и обучить необходимым навыкам.
Инструкторы по туризму – физически сильные люди, обладающие задатками организаторов. Они легко переносят многокилометровые пешие прогулки и не теряют самообладание в самых сложных ситуациях. О своем опыте в профессии рассказывает березовчанин, 32-летний инструктор по туризму и выживанию Михаил Лебёдкин.
Навесная переправа через реку Реж на курсе выживания в лесу. Прохождение подобных препятствий, безусловно, вызывает у людей много положительных эмоций и впечатлений
– Мое детство прошло в Кедровке, и с друзьями мы обходили все леса и поля. Лето вообще было тем временем, когда с утра уходили и только вечером возвращались домой. Когда поступил в колледж, устроился на первую работу, любовь к туризму отошла на второй план.
Как будущее свою первую профессию я не рассматривал, хотел стать экономистом, но не хватило одного балла – и я пошел в строительный колледж. Я строитель дорог и люблю свое дело, летом в будни руковожу стройобъектами.
После армии я хотел стать профессиональным военным, но не сложилось, и, думаю, мой приход в туризм – это компенсация, выбор смежной профессии, которая близка мне по духу. В 2015 году я пришел к тому, что хочу посвятить туризму свою жизнь.
Все началось с интернета: стал смотреть видео в YouTube, как люди из всех уголков страны ходят в походы. Случайно наткнулся на объявление, где набирали группу будущих тренеров, и решил записаться на учебу. Это был курс из теоретических занятий, а в конце нужно было пройти так называемый категорийный поход, чтобы получить разряд по спортивному туризму.
Моим категорийным походом стал сплав по реке Зилим в Башкирии. Он длился восемь дней, и за это время в моей голове все перевернулось: я понял, чем точно хочу заниматься.
Раньше я уже сплавлялся по нашим уральским рекам, поэтому на Зилим ехал уверенный, что я опытный и у меня все получится. Но на самом деле Реж и Зилим – это небо и земля. Там туризм раскрылся для меня по-настоящему.
Половину дней мы провели – ели, спали, плыли – под дождем, но все трудности растворялись, и настроение было на уровне из-за того, какая собралась крутая команда – все на позитиве. Очень многое зависит в сложной ситуации от того, какие люди рядом с тобой.
Первый поход на грани выживания
После сплава я вернулся домой, и мы решили сходить в поход по северному Уралу, в районе Конжаковского камня. Команда получилась небольшая – я, еще мужчина и девушка, они тоже учились со мной. Для девушки это был категорийный поход.

Мы запомним это путешествие, случившееся в конце августа, навсегда. Он оказался экстремальным, почти на грани выживания. В это время года там уже начинается межсезонье.
Конжак – самая высокая гора области. Мы построили маршрут так, что нам нужно было пройти порядка 120 километров за девять дней. Поход начался по хорошей – теплой и сухой – погоде, но затем начались дожди, и вторая тройка дней завершилась для нас снегопадом. В это время мы оказались у подножья Конжака, с северной части.
На ночь поставили палатку, прямо в снег. Проснулись – его выпало еще больше. Мы стали пересматривать маршрут, чтобы обойти опасные участки, которые мы в новых условиях бы не прошли. Решили идти через низкие перевалы, чтобы не оставаться на голом участке, а по максимуму находиться в лесу. Стали подниматься наверх – снега уже от уровня «по колено» до «по пояс». Причем он еще свежий, рыхлый, а под ним – вода. То есть ты идешь с рюкзаком весом 30 кило и проваливаешься в холодную воду.
Весь день с утра до вечера прошли перевал без остановок, в горку, потом с нее. И это было действительно тяжело. По пути большие камни, валуны: оступишься – можно ногу сломать. Мы находились в облаке, связи не было, видимости тоже, оставалось только идти, стиснув зубы. В МЧС мы были зарегистрированы, но нас начали бы искать только через несколько дней. Мы понимали, что если кто-то из нас там упадет, то он там и останется. Но никто не паниковал.
Потом с фонариками искали место под палатку. У меня даже поесть сил не было – сразу упал спать. Когда утром встали и стали оценивать свои силы, то решили выдвигаться домой: ни одной сухой вещи на нас не было, просто надевали мокрое на холодное тело.
Этот поход многому меня научил. Во-первых, всегда смотреть прогноз погоды, когда планируешь долгосрочные вылазки. Во-вторых, что организм очень многое может вынести при желании. Но все же лучше тренироваться, заниматься собой, чтобы быть выносливее.
Кроме того экстремального похода на Конжак, у меня случались и другие промахи. Однажды пошел без спальника, и все ночи спал в обнимку с печкой. Как-то ночевали с другом под открытым небом. Зимой, температура – 17 градусов со знаком минус.
За Ревдой есть гора Шунут, достаточно популярное место. Позвал я знакомую девушку: бери кроссовки, путь на 18 километров. Она приезжает к месту встречи…в балетках. Говорит, кроссовок у меня нет, в походы не хожу. С погодой не повезло: сырость, ливень. Когда мы вернулись в Екатеринбург, пальцы и пятки у нее торчали из балеток, как у Волка из «Ну, погоди», когда тот катался на коньках Зайца. Она их просто выбросила в урну около подъезда и пошла домой. На меня не злилась: я же предупреждал.
Если турист что-то не взял с собой из необходимого, например, нож, это не критично, хотя и плохо.
Кого водит инструктор
Поход походу рознь: они существенно отличаются между собой. Есть поход выходного дня, есть многодневный, есть спортивный. В первый может пойти кто угодно – новички, дети. Мы вообще за семейный туризм. Хотя даже походы выходного дня делятся по сложности: есть маршруты на 3 километра, есть – на 20. Поэтому инструктор всегда информирует тех, кто набирается в группу. Походы выходного дня на Урале натоптаны тысячу раз, все достаточно легко и заблудиться невозможно.
Еще один формат – курсы выживания в лесу. Это настоящая школа преодоления препятствий и себя: форсирование рек, строительство укрытий, горная подготовка, транспортировка «пострадавших». Серьезные сутки жизни.
На старте популярности – корпоративы на природе, когда коллеги не пьют на базе отдыха, а учатся выживать в лесу. Готовность к такому отдыху зависит от руководителя, насколько он активный.
От специфики похода зависит то, сколько инструкторов пойдут с группой. Здесь, по Уралу, один может вести 10-15 человек. В горах все намного серьезнее, там один профессионал – на 3-4 туриста. Я в начале сентября впервые поднялся на Эльбрус – там поселок Терскол, откуда все начинается, выше всех наших Уральских гор. На этом восхождении я был не главным инструктором, но в наших планах есть освоение в качестве инструкторов новых территорий – Алтай, Карелия.
Группа собирается в основном через социальные сети и через самого инструктора. Чтобы собрать людей в поход выходного дня, иногда достаточно недели, а вот поход на Алтай, например, планируется на месяцы вперед: часто люди совмещают такие путешествия с отпуском.
Наша команда «Клуба активного отдыха» организует походы в основном по области, мы стараемся охватить разные категории населения. В походы несложные отбора нет, собираются все желающие. Из Берёзовского люди тоже подтягиваются постепенно. Основная возрастная категория – 25-35 лет. В последнее время женщины стали ходить чаще, а вот школьники приобщаются мало – и это проблема. За детей обидно, потому что их не поддерживают родители, не ходят вместе с ними. Если папа воскресенье проводит дома, на диване, то вряд ли ребенок выберется куда-то. Поход – это расширение кругозора, привычка любить природу, возможность узнать и увидеть больше. Со мной как-то ходили парни – типичные школьники-шалопаи, и было приятно слышать, как они восхищались видами, поднявшись на гору.
В наших походах мы не только ведем группу и стремимся к тому, чтобы никого не потерять и всех привести обратно, но и стараемся дать полезные знания и навыки: учим подниматься на гору с помощью снаряжения, разводить костры, готовить дрова, строить укрытия.
Два похода в месяц я хожу стабильно. Большая часть – на 1-2 дня. В остальное время поддерживаю форму бегом, утренняя зарядка – обязательно. Без физической подготовки с рюкзаком 15 кг (это снаряжение, включая карабины, у обычных туристов рюкзаки намного легче) передвигаться не сможешь.
Если компания уверена в себе, то можно ходить и без инструктора. В одиночестве отправляться в поход я не рекомендую. Тренер – это гарантия безопасности, дополнительные знания. Плюс – новые знакомства, попадание в туристическую тусовку, окружение себя в основном правильными людьми, если можно так сказать. Мы за то, чтобы создавать вокруг себя сильное окружение, свободное от алкоголя, никотина; мы за здоровые походы. Когда вокруг тебя собираются осознанные люди, то получается качественный обмен энергиями и знаниями.
Профессия не для всех
Инструктор должен быть ответственным и обладать необходимыми знаниями. Ты идешь с людьми в лес – а для многих это само по себе экстремально, потому что человек отвыкает от природы – и у них разная степень осознанности. Для тренера мало, чтобы никто не потерялся, по возможности все должны остаться довольны.
В походе стараемся идти со средней скоростью, чтобы отстающие были в поле зрения.
Некоторым инструкторам я поражаюсь. На Эльбрусе встретили девушку, которая поднималась сама по себе – ее оставила группа. На Конжак ходили в прошлом ноябре, поднимаемся – и попадаем в зону облачности. Это значит, без навигатора никак. И мы довели человек 7-8 «левых», которые отстали от группы и остались без инструктора, без навигации. Они просто не знали, куда идти.
Инструктором не становится случайный человек, потому что невозможно быть домоседом и водить людей в походы. Любить свое дело здесь обязательно.
Погоня за электричками
Прошлой весной мы собрались на Кырманские скалы в Аяте, с нами поехали 50 человек, среди них 28 детей. Это большая группа для одного инструктора, в среднем собирается 10-20 человек, и она хорошо поддается контролю.
50 человек растянулись по маршруту длиной семь километров на километр, и я несколько раз пробежал туда-обратно, чтобы все дошли до места.
Когда мы пришли к месту, до электрички оставалось не так уж много, но я решил всем детям дать возможность полазить по скалам. Меня кто-то из группы начал подгонять, и в итоге все же началась беготня.
Подбегаю я на станцию – электричка уже стоит. Я к машинистам, мол, подождите, у меня группа бежит. Кто-то уже внутри, кто-то еще торопится, кого-то даже не видно… Машинисты покрутили пальцем у виска – у них же расписание, давай гудеть, кто-то из детей заплакал, я кричу опаздывающим… Посадил я тех, кто добежал, и стал ждать остальных – четыре человека не успели. Мы с ними ждали следующую электричку. Думал, позже будут негативные отзывы, но наоборот, эти отставшие винили за опоздание себя и поблагодарили, что я остался с ними, не бросил.
Такая беготня за электричками для нас обычное дело.
Сплавы мы тоже проводим, это достаточно популярный вид туризма, но я больше люблю пешие походы, потому что мне хочется больше движения. Сплавляться по нашим рекам легко, по большей части сидишь и ничего не делаешь. Бывает, где-то плывешь против течения, вот тогда удается активно поработать веслами.
Бывает, человек собирается в поход, а утром проснулся, тучку увидел – и дома остался
Сплав по Режу, Чусовой примерно обойдется участнику в 3500 за два дня, в 3000 – за день. Поход выходного дня намного дешевле: 350-500 рублей. Сплавы дороже из-за логистики, да и оборудование необходимо куда-то доставлять. Чем сложнее транспорт используется, тем больше уходит денег. Если до места можно добраться на электричке – хорошо, но иногда приходится заказывать автобус.
Зарабатывать только походами можно, если ты не ограничиваешься местными. Они стоят недорого, да и людей много не соберется, а если соберется, то это скажется на качестве вылазки. Эльбрус, Алтай, Камчатка – да, это вариант для заработка.
Настрой – половина успеха
Есть люди, которые боятся отсутствия комфорта. Да, комфорта в походах мало, и надо к этому относиться нормально. Чтобы расширять свои возможности, полезно выходить за зону комфорта. К тому же сейчас очень много способов провести это время максимально удобно: продаются специальная одежда, снаряжение, аксессуары. Выбор большой.
Самому маленькому участнику моего похода исполнилось полтора года, это были скалы Петра Гронского. Папа нес его в переноске, мама шла рядом. К сожалению, случаев, когда муж и жена идут вместе, с детьми, мало. Считаю, что общение родителей и детей в походе повышает качество воспитания.
Жестких конфликтов на моей практике не было, возможно, мне везет на людей, а может быть, просто экстремальных ситуаций, когда человек проявляет себя настоящего, не было.
Я проходил обучение в центре медицины катастроф, умею оказывать первую помощь, и это меня успокаивает. Но если что-то происходит, это всегда неожиданно. Года два назад на Конжак с нами пошла девушка, она занималась фитнесом и на здоровье не жаловалась. Мы пришли в лагерь, стали готовиться к ужину, и вдруг она теряет сознание. До дороги 13 километров, что делать? Момент был очень напряженный. В итоге девушка пришла в себя, когда выспалась – переутомление.
Поход на самую высокую гору Свердловской области – Конжаковский камень в ноябре прошлого года, достаточно суровые условия при подъёме на вершину. Сильнейший ветер, снег, холод – настоящие испытания
Для похода надо настраиваться. Понимать, куда идешь и включать свой организм в особый режим. Я был в самых разных ситуациях, переплывал речки ледяные, но никогда не заболевал. Настрой очень важен.
В походе, да и по жизни, нужно быть максимально готовым. Для этого тренировать себя физически, психологически, морально плюс получать новые знания и навыки. Если ты не растеряешься на природе, то и в городе, скорее всего, тоже. Человек часто считает, что в городе он в безопасности, но угрозы окружают его: ветра, собаки, грозы, пожары, хулиганы… Есть хорошая фраза: пройденная опасность безопасна, то есть если у тебя есть определенный пережитый опыт, то дальше подобное тебе угрожать не будет.