Жизнь города

Страна степей и гор. Как выглядит дорога по гостеприимному Казахстану

Въезд в Талдыкорган
Въезд в Талдыкорган

Екатеринбург-Талды-корган. 2500 километров.

Путешествие обещало быть долгим и интересным. особенно для новичков по маршруту, где за несколько часов пути меняются и ландшафт, и климатические зоны, и погода. Солнечный Казахстан встречал нас в конце июля, чтобы проводить нас на границе через три недели.

Выезжали через Тюменский тракт, далее на Курган и пограничный переход Петухово. Пробег от Екатеринбурга до границы – около 600 км.

Пересечь границу можно по паспорту гражданина РФ, поэтому загранпаспорт можно спокойно забыть дома. Все процедуры на границе занимают в среднем от часа (если повезет) до четырех, с учетом очереди. По пути «туда» мы сравнительно легко отделались полутора часами потерянного времени, выход из страны занял вдвое больше.

Границы две: русская и казахская, с пограничниками, соответственно, обеих национальностей. Автомобили осматривают отдельно, но не дотошно: могут попросить открыть бардачок или багажник. Пассажиры автобусов ждут не в пример дольше: к ним почему-то внимания больше. Из уст в уста передается история, когда женщина в автобусе на вопрос пограничника «Везете ли что-то запрещенное?» пошутила из серии: «Конечно, бомбу вот везу!». А дальше – даже слезы не помогли: из автобуса всех выгнали и осматривали сумки еще несколько часов. В общем, на границе все серьезно, и чувство юмора лучше на время спрятать.

Про суровых гаишников и спешащих водителей

Как только вы окажетесь на территории Казахстана, вам необходимо приобрести местную страховку, аналог ОСАГО. Тусовка страховщиков – круглосуточная, проблем нет. В переводе на рубли – 2418 за 30 дней пребывания в стране. Есть смельчаки, которые экономят, но это большой риск: гаишники обязательно проверят наличие страховки.

О нравах казахских гаишников ходят легенды. Они суровы так же, как и их законы: размеры штрафов превышают российские в несколько раз. Поэтому нарушителей там в разы меньше, чем у нас на родине. Например, за превышение скорости на 10-20 километров в час – 12 000 тенге (2400 руб.), на 20-40 км/ч – 36 000 тенге, то есть в три раза больше.

Казахстан – страна многонациональная, но в основном правят балом две культуры

Постов ГАИ на трассах относительно немного. Если попадется стационарный пост, вас остановят. Точнее, всех остановят. Общение довольно вежливое, главное, чтобы все документы были в порядке, страховка – в наличии, а скорость на спидометре – ровно такая, как на знаках. Несмотря на малую проходимость машин, очень много километров дорог либо нуждаются в ремонте, либо ремонтируются. Делается это основательно: старое покрытие снимается полностью. А перед этим по обеим обочинам делают временные дороги. Конечно, на них тоже не разогнаться.

Компенсируют такие участки автомагистрали. Это хорошие дороги с тремя полосами в обоих направлениях, в основном запрещающие остановки, на каких-то участках платные (1 тенге или 20 копеек за 1 км пути). Расстояние одной из таких между Астаной и Щучинском – около 250 км. Дань взимается в конце пути, специальными автоматами: ему – деньги, он тебе – чек. Реклама на табло обещает скидку, если платить онлайн и заранее.

Гаишники патрулируют на автомобилях. В течение дня они дежурят на определенном участке, катаясь вперед-назад, а завидев нарушителя, включают маячки, разворачиваются, если нужно, – и в погоню.

Очень интересное наблюдение за местными автомобилистами. Непонятно, в национальности тут дело, в силе привычки или еще в чем-то, но вы не простоите и лишней секунды, когда загорится желтый на светофоре, как вам уже будут сигналить в спину. И так – всегда. Звуки автомобильных клаксонов в городах Казахстана звучат повсеместно. Замешкался у того же автомата, оплачивая проезд автомагистрали – получай гудки не только от стоящего за тобой автомобиля, но от всего ряда! Неприятно? Да. Но они так живут.

Лечебные грязи озера Балхаш

Если у нас – «Газпром», то у них – «Казмунайгаз» (мунай – в переводе «нефть»). Ни на одной заправке (исключая только самые северные области Казахстана сразу за Петропавловском) туалет в помещении работать не будет. Все – только на улице. На всех заправках работают заправщики, вам остается только оплатить бензин, который здесь дешевый – около 30 рублей за литр 92-ого. Да и вообще цены по ощущениям на 20-30 процентов ниже, чем в России. Правда, и зарплаты тоже.

У каждой второй машины сзади около выхлопной трубы на ходу развевается красная тряпка – примета на удачу.

Кофе в Казахстане практически не пьют. Чтобы найти кофейню даже в большом городе, надо постараться, и то это скорее дань европеизации. Редко на какой заправке вам продадут кофе из автомата, чаще это будет 3в1 либо вообще в баночках, готовый, приторный. Зато здесь пьют чай – всегда и везде, подавая его в считающейся национальной посуде – пиалах.

На преодоление 2500 километров у нас ушло трое суток с тремя ночевками – в Кургане (обычная придорожная гостиница, 1850 рублей за двухместный номер), Астане и Балхаше. В последнем городе уже ощущался южный воздух: несмотря на вечер, он был жарким и сухим, а еле слышный ветерок обнимал теплом.

Про современную столицу

В Астану мы приехали ближе к полуночи, уставшие, но, заселившись в гостиницу (6800 тенге или 1300 рублей за ночь), мы решили не упускать возможности посмотреть на ночную столицу. Так вот, Астана в отсутствии солнца великолепна. Проехали по Левому берегу: бизнес центры, спроектированные известным британским архитектором Норманом Фостером, огромное колесо обозрения в парке, причудливо светящееся в темноте, величественные небоскребы, микрорайоны высотных домов, похожих между собой как братья: возможно, жителям, здесь живущим, просто запрещается менять вид лоджий и окон по своему усмотрению.

В Астане много велосипедных дорожек, они идут параллельно тротуарам, специально обозначены и оснащены специальными урнами – установленными повыше обычных и с наклоном примерно в 45 градусов, чтобы велосипедисту было удобно бросить мусор. На строящихся высотках заметила большие электронные табло с надписью: «До окончания строительства осталось N дней». В столице много машин, людей, высоток, мостов, но общее впечатление некоей пустоты.

На одну из главных достопримечательностей Астаны – монумент «Байтерек» забраться не удалось: шел ливень, небо было затянутым и серым. Любовались «Чупа-чупсом» – так его называют в народе – снаружи. Олицетворяет этот огромный столб древо жизни.

Про природу и традиции

Постепенно к юго-востоку Казахстана перевалы становятся длиннее. Вдоль дорог много кладбищ, часто расположены так: на одной стороне – русское, на второй – мусульманское. Они очень отличаются внешне: могилы богатых и знатных людей выглядят как мини дворцы.

Около 300 км трасса идет вдоль озера Балхаш. Вокруг безлюдная степь, небольшие пригорки, иногда встречаются солончаки. На Балхаше есть несколько курортов, по пути можно свернуть к огромному озеру морского цвета, искупаться. Местные жители промышляют рыболовством, вдоль трассы много фургончиков, из которых продают вяленую и копченую рыбу: сома, жереха, сазана и змей-голову.

Дальше – удивительно: едешь 100 километров, и ни одного поворота дороги в сторону, ни одного аула. Заселен Казахстан редко, несмотря на большое количество крупных городов.

Везде – в речи, в вывесках, во внешности людей – смешение двух культур. Чем севернее, ближе к России, тем русский звучит чаще, но вообще его знают все. Есть местное «Русское радио», забавно, когда после традиционных отбивок на нем звучат казахские песни. В казахском не очень богатый словарный запас: этим объясняется факт, что некоторые слова просто заимствуются из русского, например, «нотариус». Не местных веселит факт, что аэропорт по-казахски звучит «ауежай».

Казахи любят показуху. Во дворе рядом с грустным покосившимся домом может стоять «Мерседес» последней модели. Свадьбы здесь празднуются очень широко и богато – нужно угодить и родне, и друзьям. Говорят, сам Назарбаев выступал против таких торжеств, на которые уходят баснословные деньги.

К русским отношение дружелюбное, особенно в связке продавец-покупатель. Многие уезжают из Казахстана из-за того, что нет работы. Говорят, что русским здесь намного сложнее построить карьеру, чем «своим».

Талдыкорган – «ивовый курган»

Горному Талдыкоргану Алматинской области почти сто лет, история его считается с 1920 года, но на этом месте поселение возникло еще в 19 веке.  В 90-е годы городу пришлось несладко, и чтобы не дать ему совсем затухнуть, решили «привести» сюда областную администрацию. На площади, где она расположена, большой фонтан, а чуть подальше – памятник Назарбаеву. У его подножия – стена, где начертана пафосная фраза: «Нет и не может быть большей чести, чем оправдать доверие народа». Вообще напоминает культ личности, даже в названии главной партии страны "Нуротан" есть имя президента (Нур). Отан означает "Родина". 

В центре Талдыкорган – город с высотками, торговыми домами, широкими улицами, красивыми остановками. В вечернее время пешеходные переходы подсвечены на дороге.

В шутку талдыкорганцы говорят, что город выстроен и движется вокруг рынка. Отчасти это так: очень много людей заняты в торговле: до Китая всего 200-300 километров. Большой рынок с открытыми рядами раскинулся на много метров, а вокруг – десятки торговых центров. Кажется, что их очень много для населения в 173 тысячи человек. На первых этажах часто торгуют продуктами – сырами, куртом, кумысом (кисломолочный напиток, на вкус мне показался квасом, если не видеть белого молочного цвета). Очень много лавочек с вычурной бижутерией, остальное – все как у нас: парфюмерия, сумки, одежда, игрушки.

Вечный огонь и обелиск Славы в парке Талдыкоргана. Дань памяти погибшим в Великой Отечественной

Мы привыкли торговаться только на рынке. Но здесь торгуются везде – в бутиках торговых центров, в ювелирных, в обменном пункте. Лично стала свидетелем, как парень покупал цветы в магазине и минут пять буквально выпрашивал себе скидку. Конечно, в обычном супермаркете все строго по ценникам, но везде, где общается продавец и покупатель, ведутся торги.

Я не знаю, много ли в Казахстане таксистов, но живется им явно не сладко. На дорогах очень много голосующих, автолюбители подвозят за меньшие деньги, чем такси. В частный сектор, называемый тут «хутором», автобусы ходят до 19 часов, поэтому вечером на дорогах особенно много людей с вытянутой рукой.

Во многих домах и во всех школах на лето окна закрывают газетами. Традиция защищает от выгорания и выцветания мебели и других предметов интерьера на солнце. Ниже 30 градусов за три недели температура не опустилась ни разу, дожди здесь редкие и скупые. 28-29 градусов в прогнозе погоды по радио объявляется «похолоданием». Без шуток.

В Казахстане есть Сбербанк. Можно снять деньги, конечно, в тенге. Карты принимают далеко не везде, поэтому лучше возить с собой наличные. Обменных пунктов достаточно, поэтому поменять рубли на тенге не проблема. Курс: 1 рубль = 5,4 тенге.

Интересно, что даже в частном секторе, в отдаленных районах стоят пункты приема ртутных ламп и батареек. Выглядит как закрытая мусорная урна со специальными обозначениями.

Словно паутина, город оплетен сложной системой арыков. Эти оросительные канавы, ведущие воду к газонам, полям, паркам. Без них вся трава была бы желтой, пожухлой, выцветшей на солнце.

Раньше в Талдыкоргане многие названия улиц были российскими. После распада СССР стали менять названия городов, населенных пунктов, почти всех улиц. Самая длинная улица в городе – Тауелсыздык ("Независимость").

В городе есть местная газета «Вечерний Талдыкорган». Она разительно отличается от тех, какие мы привыкли видеть, ошибка на ошибке, но народ ее любит. В одном из номеров – интересный конкурс для читателей: денежное вознаграждение обещается тому, кто сфотографирует и пришлет в редакцию фото непристегнутого ремнями безопасности гаишника. Вот несколько фото, чтобы вы понимали, о чем речь. 

 

И еще немного фото и видео: 

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22