На уроке в школе № 2 шестиклассники сняли видео конфликта учителя с одним из учеников. Это видео прислали нам читатели в группу «Новости золотого города» ВК.
На видео учительница разрывает тетрадь ученика, а затем даёт ему пощёчину. К этому привело поведение мальчика, он не сдал тетрадь вовремя, сидел в телефоне и грубил учителю.
Распространение видео в сети (по школьным чатам, по нашей информации, оно уже гуляло) повлекло целую череду событий: проверка прокуратуры, полиции; ситуацию прокомментировал уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков. В понедельник 20 декабря портал URA.RU со ссылкой на свой источник сообщил, что родители мальчика отказались от всех претензий к учителю. Ученик состоит на учете в ПДН. О том, что он не раз срывал уроки, написали его одноклассники в комментариях к опубликованной новости.
– Я, конечно, ребёнок, может, я мало что понимаю, но я был на этом уроке. Все сдали телефоны, а он нет. Ему сказали сдать его, он ответил, что не обязан. Учитель сказал: «Все сдали, и ты сдай», на что он начал качать права… Потом учитель увидел, что ученик не ведёт тетрадь, она забрала ее и сказала: «Скину твоим родителем», – поделился одноклассник. – Он начал общаться на ты, хоть человек старше ученика в пять раз. Сказал: «Отдай мою тетрадь, б***ь. Этого учителя невозможно так вывести, я считаю, что ученик не прав.
– Конфликт с этим мальчиком для нас не новость. Прошу всех успокоиться, будем работать дальше, – так прокомментировала видео директор школы Светлана Колпакова.
Начальник пресс-службы главного управления МВД по Свердловской области Валерий Горелых рассказал, что жалобы на подростка поступали и в отделение полиции по делам несовершеннолетних. По его словам, семья мальчика не считается благополучной – родители школьника разошлись и разъехались по разным городам. Мальчик живет с папой в Березовском, а мама уехала в Москву с его братом. Отец из-за работы недостаточно уделяет внимания ребенку, и это сказывается на его поведении.
В ситуации разбираются прокуратура, министерство образования и полиция.
– Проверочные мероприятия поручено провести инспекторам по делам несовершеннолетних. Сейчас опрашиваются все стороны конфликта. По итогам будет принято обоснованное решение, а также меры реагирования, – рассказал «КП-Екатеринбург» начальник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. – С большой долей вероятности могу сказать, что по итогам разбирательства в отношении законных представителей школьника полиция может возбудить административное делопроизводство по статье 5.35 КоАП РФ (ненадлежащее воспитание своего ребенка), а в отношении учителя – за побои.
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков рассказал «Газете.Ru», что школа, где ученик получил пощечину от педагога, никогда не значилась в списке проблемных.
– Я думаю, что социально-педагогический процесс там выстроен. Нам нужна стопроцентная конкретика, чтобы понять причины и условия. Здесь проблема многофакторная и многослойная. Кажется, что такие действия ученика направлены в адрес педагога, но они могут носить очень деструктивный характер и в отношении самого ребенка. Не всегда это связано только со школой, не всегда это связано с отношениями с учителем и одноклассниками. Мы зададим вопросы директору и другим участникам конфликта с точки зрения ребенка. Но это не значит, что мы встаем на защиту кого-то, – пояснил Мороков.
Омбудсмен предположил, что педагог и ребенок могли долгое время находиться в напряженных отношениях, которые переросли в острую стадию.
– Тема отношений участников образовательного процесса очень-очень сложная в последнее время. Надо смотреть первопричины того, что происходит. Насколько я понимаю, это все-таки некий апогей того, что происходило, этот конфликт уже в острой стадии. Кто прав, кто виноват – здесь, наверное, четких определений не будет. Единственное хочу сказать, что учителю поступать таким образом ни в коем случае нельзя. Но мы еще не знаем, что происходит, потому что ситуации, которые можно в кавычках назвать «провокациями», случаются все чаще и чаще. Наши молодые люди достаточно быстро во всем этом разобрались и обостряют ситуацию, иногда подсознательно, – заключил Мороков.
Прокуратура Берёзовского тоже организовала проверку информации об инциденте.
– Будет дана правовая оценка соблюдению требований законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. По результатам проверки при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования, – сообщили в пресс-службе прокуратуры Свердловской области.
Но раньше всех ведомств к оценке ЧП приступили березовчане. Большая часть из них встала на сторону педагога, многие признавали, что виноваты обе стороны.
Татьяна Мхитарян:
– Учитель – это педагог с высшим образованием. В институте изучают детскую психологию. Если предмет преподается не интересно, то это проблема учителя, а не ученика. Унижать, рвать тетрадь и бить ребенка на уроке – это показатель, что учитель профессионально не пригоден. Любой конфликт можно решить. Те, кто сейчас оправдывает учителя, согласны с тем, что на своей работе их может бить начальство и рвать личные вещи за не сделанную в срок работу.
Михаил Рябов:
– Если бы родители своих детей воспитывали, то таких ситуаций не было бы! А у нас почему-то считается, что учителя все только должны! «Мы отдали в школу, учите его, мне некогда, у меня работы и заботы, а вы обязаны! И да, не забудьте, у ребенка, по закону столько прав, сколько раньше не было, поэтому, если что, мы вас привлечем!
Сначала детей надо воспитывать, чтобы у них уважение было и они не ТЫкали, а потом в школу отдавать. А раз не научили уважению, то учите сами!
Светлана Гагарина:
– Родителям необходимо воспитывать своих детей, а не рассказывать им о правах и свободах. Как учить ребёнка, который никого не уважает, не имеет идеалов и ценностей? Ситуация ужасная, бедные учителя!
Алексей Касаткин:
– Взрослая женщина уже не человек? А этот маленький отпрыск прав? На своём примере расскажу, это было год назад, заходил в лицей № 7, там дети матом общались с учителями! Это что, норма общения? Очень много вопросов к таким родителям.
Амита:
– В данной ситуации нет взаимного уважения у обеих сторон инцидента. Разве не идёт повсеместно демонстрация сильного над слабым, невежества над разумностью? Они все достойны сочувствия, человеческого сострадания, а не наказания и поиска виноватых, с определением для каждого некоего уровня нормальности. Уважение и сострадание друг к другу должно выйти из этой ситуации, а не наказание и умножение зла.
Дарья Викулова:
– Я считаю, как бы не был выведен педагог, не имел права трогать ребенка (физически). Конечно, бывают всякие ситуации, но это не выход из положения. На то он и педагог, чтоб решить проблему. Ведь в заведении, там где обучался преподаватель, есть курсы психологии.
Наталия Попова:
– Из учителя сделали не Учителя, а менеджера по оказанию услуг. В него сейчас только ленивый не кидает камни. Когда моя мама в 1951 году приехала преподавать в деревню, так пожилые мужчины при встрече с ней снимали шапки. Так общество формировало престиж учителя.
Что будет с этим ребёнком в 7-м, 8-м, 9-м классах!? Трудно представить. А ведь до 15 лет его не вправе исключить из школы. И, конечно же, он чувствует себя королём положения, да и в классе у него репутация «крутого». Если эту «крутизну» из него не убрать, то через пару лет мы получим малолетнего преступника. Преподаватель как учитель, конечно же, не прав, но кто бы из женщин сдержался после таких слов?! Если бы сдержалась, можно было бы от него избавиться. Хотя бы переводом в другую школу. Но наказать его надо.
Марина Устьянцева:
– Ученики срывают уроки, есть такие маленькие детки, которые просто воспитываются непонятно в какой семье и ведут себя слишком нагло и уверенно в том плане, что им всё можно. У них нет уважения к учителям, у них нет просто уважения к взрослым. Всё идёт из семьи. Нужно семью проверить. Родители за детьми нужно следить всегда.
Татьяна Каминская:
– На мой взгляд, сейчас слишком много разрешается делать детям и постоянно их оправдывать, родители воспитанием заниматься не хотят, не хотят признать, что у ребенка проблемы и отвести его к психологу или к психиатру, родители почему-то решили, что воспитывать должны учителя. А у учителей сейчас такая нагрузка, что некогда им воспитывать. К некоторым детям подход вообще не найти, дети стали инфантильными, и кроме телефона их ничего не интересует. И самое страшное в том, что и родители сейчас телефонозависимые, на детей у них времени нет, признать проблему они не хотят. Винить во всем учителей – это не правильно, их уже довели до ручки, им самим помощь нужна!
Сергей Уланов:
– Уважаемые учителя! Хочу вам посоветовать. Защищайтесь от отморозков их же методами. Записывайте каждый урок на камеру.
И не пытайтесь бороться с дисциплиной. Если какой-то неадекватно воспитанный ученик срывает урок – просто останавливайте учебный процесс по невозможности его проведения.
А видеозапись инцидента скидывайте в ваш классный родительский чат с описанием: «сегодня ребёнок таких-то родителей сорвал урок, из-за чего ваши дети не получили знаний, к которым по программе я уже не вернусь, программа идёт дальше своим чередом. Все вопросы к родителям такого-то ученика».