Олег Исламгалиев объяснил, что происходит в сфере профессионального образования и как это отразится на работе техникума «Профи».
В 2020 году в России по официальной статистике число абитуриентов в техникумы и колледжи впервые превысило число абитуриентов вузов. Технические специальности с каждым годом набирают всё большую популярность, а предприятия борются за лучших специалистов, так как их очень не хватает.
В этих условиях на техникумы ложится не столько новая нагрузка, сколько ответственность – подготовить востребованных на рынке труда специалистов, способных работать в новых реалиях.
Березовский техникум «Профи» к вызовам нового времени готов. В ближайшем будущем «Профи» планирует стать образовательной площадкой не только для обучения студентов, но и для повышения квалификации и переподготовки работников предприятий города. Студенты, выходя из техникума, будут иметь возможность получать две рабочие специальности. А само обучение в «Профи» пойдёт по пути цифровизации образовательного процесса. Что это значит и как будет меняться «Профи», нам рассказал директор техникума Олег Эльферович Исламгалиев, который руководит учреждением с августа 2020 года.
Олег Эльферович из династии преподавателей. Он признается, что учится по сей день. Выпускник физмата СУНЦ-УрГУ, два курса перед армией отучился на физическом факультете, но по возвращении поступил на… философский факультет. Помимо законченного высшего образования имеет диплом с отличием по бухучёту, который получил, окончив Уральский Государственный колледж имени Ползунова. Ну а дальше – несчётное количество курсов по повышению квалификации и переподготовки. Олег Исламгалиев уверен – руководитель должен постоянно совершенствоваться, тогда дело, которым занимаешься, будет развиваться и приносить пользу людям и городу.
– Олег Эльферович, расскажите, каким вам показался техникум «Профи» и город Березовский, когда вы впервые попали сюда?
– Берёзовский мне очень понравился, он достаточно уютный, он несомненно растёт, такие большие комплексы жилые строят, есть куда развиваться. Техникум, я считаю, достаточно интересный как сам по себе, так и для города. Нужно делать так, чтобы люди оставались в городе, работали здесь, чтобы город развивался. Смотреть на Екатеринбург как на какую-то Мекку, наверное, не стоит, всё-таки там немного другой менталитет.
– Вы планируете что-либо менять в работе техникума?
– Мы посмотрели текущую ситуацию и определили для себя несколько направлений. В первую очередь мы будем взаимодействовать и сейчас уже взаимодействуем с предприятиями города для того, чтобы студенты не просто проходили практику и впоследствии шли на работу, но и чтобы рос профессионализм самих сотрудников предприятий. То есть мы будем проводить курсы повышения квалификации, переподготовки. Здесь и раньше это проводилось, но очень редко. Второе – будем оказывать поддержку и помощь образовательным учреждениям. Например, у нас разработаны курсы по оказанию первой медицинской помощи, которые являются обязательными для педагогов. Будем согласовывать их с управлением образования, если они подойдут, мы готовы их запускать уже в этом году.
Для детей мы увеличиваем перечень специальностей. Мы будем планировать новые направления. Сейчас мы изучаем спрос, какие специальности востребованы у людей, и будем их лицензировать для того, чтобы впоследствии набрать курс. К сожалению, набрать мы их сможем только в сентябре 2022 года.
Мы добавили три новых группы, набор на которые будет уже в этом году. Я выходил на большее количество, но выиграли только группы по сварке и по мастерам ЖКХ. Всего 75 мест. Мы хотели увеличить количество мест на 50 процентов, но получилось только на 35.
Наше образовательное учреждение рассчитано на 1200 студентов, а сейчас у нас обучается 740 человек, нам ещё расти и расти.
Со следующего учебного года мы планируем ввести практику присвоения двух рабочих профессий для желающих студентов. Чтобы человек выходил и получал не только специальность, допустим, мастера или автомеханика, а чтобы у него дополнительная специальность была, которая также позволит ему в случае необходимости трудоустроиться.
– Как это будет выглядеть? Два диплома?
– Нет. Один будет диплом профессионального образования, второй – профессионального обучения, то есть это присвоение рабочей профессии. Конечно, там есть определенные ограничения по возможностям, не на каждую профессию можно выдать диплом о профобучении, но в принципе, я считаю, что детям это будет тоже интересно, это важно.
– Этот учебный год уже подходит к концу, как он прошёл, какие изменения в работе техникума студенты смогли уже оценить?
– В этом учебном году мы открыли дополнительное количество спортивных секций. Мы считаем, что внеурочная деятельность студентов должна развиваться по тем направлениям, которые им интересны. Появились кружки рукоделия, конструирования и моделирования – ребята-автомеханики занимаются автомобилями. Это ближе к ремонту автомобилей нежели к моделированию, в том смысле, как понимаем мы с вами. То есть это не создание уменьшенных моделей, это именно ребята с агрегатами работают, разбирают и смотрят.
– Тюнинг?
– Да, почему нет. У многих есть машины, и мы поддерживаем такую инициативу. Именно практическая работа позволяет человеку «набить руку» и стать профессионалом. Как бы хорошо мы ни учили детей в теории в классах, лучше один раз прийти и попробовать, понять, как работать с металлом, как нужно его обрабатывать, сверлить и так далее.
Мы активизировали работу по производственной практике. То есть дети уже вместо каких-то типовых работ, когда они в классе тренируются наносить штукатурку или шпаклевку, проводят работы на базе образовательного учреждения. У нас есть места общего пользования – фойе, холл, рекреация, в общежитии такие места есть. Дети могут абсолютно спокойно посмотреть, сделать и, что немаловажно, оценить результаты своего труда. То есть студент должен сделать работу и понять, что она получилась. Когда студент в кабинете наносит штукатурку или шпаклевку, даже декоративную, которую после занятия преподаватель заставляет убрать, теряется ощущение результата, удовлетворение от работы.
А когда ты пришёл – у тебя ужасного вида комната, вы с ребятами из группы выровняли стены, поклеили обои, покрасили потолок, вы видите результат и понимаете, что он останется здесь. Я считаю, что это очень сильно мотивирует людей, в том числе в профессии.
Этот учебный год у нас прошел достаточно спокойно, несмотря на карантин. Конечно, были накладки в реализации образовательного процесса. Наметились определенные задачи, которые надо решать. Задачи, связанные с цифровизацией. Я в свое время был автором идеи цифровой образовательной платформы для учреждений среднего профессионального образования Свердловской области. Выходил с этим проектом на правительство области, защитил его в Москве. Данный проект сейчас развивается, и мы будем внедрять его здесь.
– Расскажите подробнее про этот проект.
– Он включает два направления. Первое – это цифровая образовательная площадка, на которой студенты образовательных организаций области могут по согласованию между учебными учреждениями проходить обучение. Это порталы digedu.ru и spo-profi.ru. Он сейчас работает на базе одного из наших крупных колледжей, но для всей области. Проект очень интересный. Мы с ним выходили в 2019 году на Государственный институт новых форм образования и защищали этот проект. Проект получил свое развитие, он развивается самостоятельно, его внедрение здесь, я считаю, позволит решить некоторые проблемы, в том числе и качества образования.
– Это для преподавателей, для студентов?
– Это для студентов. Образовательное учреждение может самостоятельно, независимо от собственных ресурсов, прийти на данную площадку и использовать ее для того, чтобы реализовывать собственные курсы или те курсы, которые им могут предложить другие образовательные организации. То есть это площадка взаимодействия. И она снимает проблему организации дистанционного обучения. Преподаватель выходит на этот сайт, регистрирует студентов, преподавателей, и он на этом сайте может проводить онлайн-урок. Может выкладывать домашнее задание, может контролировать его сдачу. Это просто информационный ресурс, его наполнение внутри зависит от того, как вы его наполняете либо как вы взаимодействуете с коллегами, когда обмениваетесь какими-то предметами, допустим.
– А второе направление?
Второе направление – управленческое. Для организации образовательного процесса и учёта показателей также в 2019 году была запущена цифровая информационная система «Тандем». Это закрытая площадка, в ней ведётся учёт контингента, учёт достижений, составляются расписание, учебные планы. Этот ресурс предназначен для администрации учебного заведения.
– У вас полностью укомплектован штат сотрудников?
– Я не скрою, потребности есть, так же, как в других образовательных учреждениях – всегда рассматриваем кандидатов. Количество педагогов прямо влияет на нагрузку. Достаточно большой объем работы возлагается на одного преподавателя, поэтому, конечно, хорошо, если у нас будет побольше педагогов, которые будут в тандеме развиваться, находить время для самоподготовки, чем, если один человек по 6 часов в день будет постоянно работать.
– Поток студентов в последнее время становится больше или меньше? С чем это связываете?
– С каждым годом становится больше. Есть две тенденции. Во-первых, мы увеличиваем контрольные цифры приема, берем больше студентов. Кому-то больше нравится пойти в техникум, отучиться и, получив какую-то рабочую специальность, получив диплом, перейти в университет. Это один из нюансов. Второй – идёт популяризация рабочих профессий, и она приносит результаты. Я уже вижу, что специалисты зарабатывают гораздо больше, чем наши офисные сотрудники, чьи профессии были популярны раньше. Сейчас все понимают, что без рабочих специальностей ни одно предприятие толком работать не будет. И людям платят уже нормальную заработную плату. Что немаловажно – уже начинают бороться за специалистов, и это всё вместе с основной политикой повышения престижа рабочих профессий приводит к тому, что люди чаще выбирают рабочие профессии.
– Как вы считаете, спрос на технические специальности будет расти в дальнейшем?
– Технические специальности – это формирование определенного склада ума. Не вникая в подробности, связанные с получением определенной профессии, давайте рассматривать эти два направления (техническое и гуманитарное): одно – как умение систематизировать, раскладывать по полочкам и формировать процессы, а другое – как развивающую, творческую составляющую. Но (возвращаясь к насущным требованиям текущей ситуации) технические специалисты были не востребованы в 1990-2000-х годах. Сейчас мы имеем большой разрыв, когда есть старшее поколение специалистов и есть очень молодое поколение. Давайте сравним период даже последних 8-10 лет. Что мы имеем? У нас идёт очень большой скачок по развитию цифровых сервисов, у нас есть очень большой скачок даже по уровню мощности компьютеров, развитию телефонов. В результате прогресса не столько сильно развиваются, сколько модернизируются те идеи, которые были придуманы ранее. Для этого нужны технические специалисты. Появляются новые профессии. Одна из таких ярких специальностей – оператор беспилотных летательных аппаратов. Это профессия, которая набирается уже сейчас во многих образовательных учреждениях. Там большой конкурс и эти люди востребованы, потому что беспилотники есть уже практически у всех. У министерства внутренних дел, министерства обороны, министерства чрезвычайных ситуаций. Используются дроны, и нужны люди, которые будут с ними работать. Поэтому, если ранее была, скажем так, «мода» на получение образование юридического, экономического профиля, то сейчас, как маятник, идет спрос на техническое образование. И рано или поздно всё будет сбалансировано и оптимально.