«Учитель… Современный учитель… Учитель-мужчина… Как много смыслов скрывается в этих словах. Кто он? Кто я? Винтик в системе образования… Отчаянный супергерой… Великодушный мудрец…», – так начинается эссе одного из семи финалистов VIII областного конкурса «Учитель – профессия мужская».
Это слова учителя истории и обществознания в школе № 33 Ивана Александровича Кислицына.
Два с половиной года назад в конце августа в канцелярии школы раздался звонок, и молодой мальчишеский голос поинтересовался, возьмут ли его, выпускника Тюменского государственного университета, на должность учителя истории. Взяли, назначили наставника, закрутилось… Уроки, олимпиады, конкурсы, профессиональная подготовка, внеурочная деятельность.
И вот наш учитель – сначала ежегодный участник и дважды победитель (в 2018-м и 2019-м) педагогических секций на муниципальных Рождественских образовательных чтениях. Затем –тьютор, осуществляющий сопровождение педагогов школы при реализации корпоративного обучения по программе «Единое цифровое пространство школы».
И вот Иван Александрович – участник уже областного конкурса!
Конкурс организован Институтом развития образования Свердловской области и проводится с целью поддержки и поощрения талантливых педагогов-мужчин; повышения социального статуса и престижа учителя-мужчины, распространения педагогического опыта лучших учителей-мужчин региона.
Для участия в заочном этапе учителю необходимо было представить несколько конкурсных материалов: аналитическую записку о результатах образовательной и воспитательной деятельности за три года, конструкт открытого урока, эссе на тему «Быть современным учителем – это…» и сайт педагога. Надо отметить, что в заочном этапе конкурса приняли участие 59 мужчин-педагогов со всей области. Иван Александрович по результатам заочного конкурса стал шестым в рейтинге, отстав от первого участника в рейтинге лишь на 14 баллов.
Лишь семь участников прошли в финал конкурса, который состоялся 2 марта 2021 года и включал состязательное «педагогическое двоеборье»: «Урок» (учебное занятие с обучающимися), «Мастер-класс» с аудиторией взрослых.
Урок педагога на тему «Российский парламентаризм: итоги и уроки» в 9 классе был насыщен интересными методическими идеями. В качестве мотивации к изучению темы был использован приём «удивительный факт»: 750 лет мировому и 115 лет российскому парламентаризму. На этапе целеполагания педагог использовал прием – «узнай исторического деятеля по его высказыванию», этап рефлексии включал создание лозунга-обращения к гражданам Российской Федерации. В ходе урока ребята примерили на себя «профессиональные роли» историков, социологов и политологов, создавали совместную презентацию.
На очном этапе Иван Александрович провел увлекательный мастер-класс для членов жюри и других конкурсантов по теме Whatdoesitmean «studyskills». Навыки для учебы или для жизни?», на котором в интерактивной форме рассказал о «studyskills» (академических навыках) – наборе современных методов и способов, применяемых в обучении на уроках истории. Это и интеллект-карты, и система организации записей «TheCornellNote-takingSystem», и метод пяти пальцев, и принцип колодца. В результате участники мастер-класса узнали, что для запоминания дат по истории, пин-кода своей банковской карты или номера телефона друга надо помнить о главном принципе – поиске связей. Следовательно, чтобы запомнить новое, надо его «привязать» к старому, и чем больше веревочек, тем лучше. Например, 1941 год – начало Великой Отечественной войны – знают все в нашей стране. А Елизавета Петровна, дочь Петра Первого, начала править на 200 лет раньше, и закончилось ее правление за 200 лет до полета Ю. А. Гагарина в космос. 1841 год – год смерти М. Ю. Лермонтова, а зеркальная дата 1814 – год его рождения.
Жюри оценили старания самого молодого участника. Иван Александрович получил сертификат финалиста и приглашение в сентябре 2021 года поучаствовать в конкурсе «Педагогический дебют».