Наталья Авилова отчиталась перед местными властями и депутатами об убытках, которые несёт, обслуживая нерентабельные маршруты.
Ситуация с общественными перевозками в Берёзовском всё никак не может устаканиться. И дело даже не в расписании движения автобусов, которое за неполные полгода поменялось, кажется, уже раз пять.
На внутригородских маршрутах муниципалитет стоит в шаге от того, чтобы расторгнуть заключенные ещё зимой контракты на некоторые из маршрутов, чтобы заново провести тендер, но уже с новыми условиями для перевозчика.
Годами сложившийся баланс сил, когда те же самые перевозчики вытягивали убыточные внутригородские маршруты за счёт прибыльных межмуниципальных, в одночасье развалился, когда «жирные» контракты в апреле этого года достались иногородним предпринимателям, а нерентабельные – местным перевозчикам.
- Мы, администрация, впервые в этом году проводили конкурс на определение права заключения контракта на внутримуниципальные перевозки. Готовили документацию еще в прошлом году, посчитали пассажиропоток и поняли. Точнее, мы понимали это и раньше, но удостоверились, что внутримуниципальные перевозки по некоторым маршрутам точно убыточные, - рассказал заместитель главы по ЖКХ, транспорту и связи Антон Еловиков. - Администрация Думе сразу предлагала выделить средства для организации перевозок и установить стоимость по этому контракту. Это позволило бы как организовать безубыточность услуги, так и применять штрафные санкции в случае несоблюдения перевозчиком чего-либо. Дума средств на это не нашла. Мы вынуждены были объявить контракты с ценой 0 [рублей]. Причём по требованию ФАС нам нужно было выставлять маршруты не одним лотом, а разделить на много конкурсов.
Если бы конкурс на межмуниципальные маршруты был проведён раньше внутригородских, то местным перевозчикам было бы легче принимать решение – брать ли на себя такую социальную нагрузку в виде нерентабельных маршрутов или нет. Но поскольку всё было наоборот, местные перевозчики участвовали в конкурсе на свой страх и риск.
Сергей Тепляшин в разговоре с журналистом «ЗГ» рассказал, что изначально на убыточные городские маршруты не заявлялся, а выбрал те из них, на которых ещё можно сводить концы с концами, даже если других контрактов выиграть не получится. В результате большинство явно убыточных городских маршрутов (например, в такие посёлки как Лосиный или Октябрьский) достались Наталии Авиловой. Кроме нее на эти маршруты не претендовал никто. По её словам, она заявилась на все внутригородские маршруты рассчитывая, что если выиграет все из них, то худо-бедно сможет их вытянуть. В результате сейчас ежемесячные убытки, по ее подсчётам, составляют порядка одного миллиона рублей, так как вместо 2,5 млн, которые необходимы для того, чтобы покрывать все расходы на обслуживание маршрутов, заработать удаётся лишь 1,5 млн в месяц. Недостающие средства Наталии Николаевне приходится покрывать за счёт собственных средств.
- У меня есть определенная гражданская позиция, несмотря на то, что я вам открыто объявляю эти цифры, я не представляю, как город бросить, – заявила Наталья Николаевна. - Это нереально сложное и убыточное направление в городе, оно без сопровождения и без какой-то помощи существовать просто не может. Либо это должно быть какое-то муниципальное предприятие, либо это должны быть какие-то средства на компенсацию затрат.
Покрыть затраты мог бы контракт на межмуниципальные перевозки, как это было ранее, но ИП Авилова в этот раз даже не заявлялась на них. По её словам, она не стала этого делать, так как весь её подвижной состав встал на обслуживание муниципального контракта. Дополнительных единиц техники, чтобы обеспечить контракт на межмуниципальные перевозки у нее просто не было.
- Всё идёт к новому конкурсу, - считает Антон Еловиков. - Пока оснований нет, пока есть контракт, но скорее всего контракт не удастся сохранить. Мы ищем варианты по условиям расторжения этого договора, и параллельно будем готовить конкурс.
И на этот раз тендеры на убыточные маршруты будут с суммой не 0 рублей, а достаточной, чтобы компенсировать убытки. Таким образом, контракты могут привлечь на конкурс самые разные транспортные компании, и не факт что победа будет за местными предпринимателями.
С межмуниципальными маршрутами (166, 114, 117, 120, 119) тоже до конца ясности нет: два подрядчика, которые по итогам конкурса в апреле 2021 года оказались победителями, в последний момент заключать договор с Управлением автомобильных дорог отказались. И ведомству пришлось заключать временный контракт на перевозки с ИП Сергеем Тепляшиным, который также участвовал в конкурсе, но оказался лишь на третьей позиции.
Неделю назад автодор снова объявил конкурс на определение подрядчика на указанные маршруты, но практически в этот же день его отменил. Ожидается, что в ближайшее время он будет объявлен снова и в лучшем случае новый подрядчик здесь будет определен к августу.