1 сентября – очень волнительный день. Задолго до первой школьной линейки у будущих первоклассников возникает бесчисленное множество вопросов. Какая она, школа? Хорошая ли учительница? Что за зверь такой – ма-те-ма-ти-ка?
А у родителей новых учеников вопросов и того больше, и возникают они едва ли не с самого рождения малыша. Что должен знать маленький школьник, как определить, что он готов к учебе, с какого возраста начинать подготовку и так далее, так далее… Обо всех этих вопросах и о том, от чего зависит учеба первоклассника, как подготовить так, чтобы ребенок не разочаровался в школе, мы поговорили с директором детского центра «КРОХА» Еленой Гречишниковой.
С какого возраста начинать подготовку к школе?
Вообще, готов ребенок или нет, смотрят по нескольким параметрам и моделям. Есть классическая схема подготовки, в ней рассматривается несколько параметров: социальная готовность (умение строить отношения со взрослыми и сверстниками, в группах, принимать правила этой группы и играть по ним, принимать роль школьника на себя), эмоционально-волевая готовность (умение ставить цель и добиваться ее, управлять своими эмоциями, воспринимать критику), физическая (рост, вес, физические параметры) и интеллектуальная (кругозор ребенка, владение речью, умение анализировать и делать выводы). Социальная готовность развивается в общении со взрослыми и детьми, эмоционально-волевая – через игры, в них ведь есть правила, физическая – это спорт, подвижные игры, много энергии. Можно даже пройти простенький забавный филиппинский тест: считается, что если ребенок может достать правой рукой через голову до левого уха и наоборот, значит, он физически к школе готов, у него все сформировано.
К тому же вопросу по-другому подходят нейропсихологи. Они считают, что вся подготовка к школе происходит с года до 3 лет. Интересно – разговариваем о подготовке к школе, и тут такие цифры. Можно спросить: «А что там развивать-то?» Но до 3 лет мозг ребенка формируется так быстро, как никогда больше. Конечно, в других возрастах человек тоже развивается, в том же подростковом возрасте происходит скачок, но с года до 3 лет можно делать такие вещи, которые в школе помогут и родителям, и учителям, и самому маленькому человеку. И сама подготовка происходит естественно, через игры. Об этом поговорим чуть позже.
Начнем по порядку. Как заниматься с 1 до 3 лет?
Каких-то специальных занятий в этот период с ребенком все равно не проведешь. Но каждая мелочь важна. Например, я за то, чтобы в 2 года у ребенка уже не было коляски. Что делать? Ходить ножками. Мама идет сама, коляски нет, на ручки взять не может – сумка в руках – идем медленно, долго, но ножками, тренируем волю.
Еще у ребенка должна быть песочница. В одной руке – лопатка, в другой – формочка. Он перекладывает песок в формочку, развиваются межполушарные связи из-за разных действий в разных руках. Раз – не получилось сделать черепашку, два – половина песка высыпалась. И приходится повторять действия, чтобы добиться желаемого результата. Развивается усидчивость.
Летом можно начинать учить ребенка одеваться-раздеваться, ведь одежды мало, у малыша хватит терпения надеть и снять небольшое количество вещей. С похолоданием одежды будет становиться все больше и больше, но он уже все будет уметь.
Не пользоваться детскими гаджетами. Многие из них оказывают медвежью услугу. Например, детские ходунки были изобретены для того, чтобы учиться ходить могли дети с какими-то нарушениями. А сейчас сажают и здоровых детей, не дают самому учиться ходить. Ребенок должен сам встать и пойти. Сначала по стеночке, потом вдоль дивана и дальше.
Этими нехитрыми действиями тренируется воля, а где она нужна? Сесть за парту, делать не только интересные, но и неинтересные задания. Чувствуете, как оно?
Обязательно нужно развивать ритмы. И нет, это не только музыка, режим дня, дни недели, прыжки, считалки и стишки. Нужен велосипед – трехколесный, четырехколесный, а в 4-5 лет можно и двухколесный. Чувство ритма поможет быстрее приспособиться к режиму учебы.
Дошкольное детство – это крутое время, потому что ребенок развивается в игре. Игр море разных, и спортивных, и интеллектуальных, причем и то, и другое можно делать параллельно. Я всегда ратую за спортивные секции, ведь чем лучше развита крупная моторика, тем меньше шанс, что у ребенка будут проблемы в школе с обучением, потому что крупная моторика – это хорошие нейронные сети; не узкие тропинки, а широкие проезжие шоссе, на которые гораздо легче укладывать какие-то навыки и знания.
В период с года до 3 лет у ребенка не должно быть техники: из-за телефонов у малыша развивается тоннельный взгляд, и дальше ему будет тяжело, к примеру, читать построчно. Мультики только советские. И не из-за сюжета. Там кадры сменяются плавно, не быстро. Современные мультики этим грешат, у ребенка развивается клиповое мышление. И телевизор дома должен быть включен, что сейчас, что в возрасте постарше, когда малыш что-то там смотрит. Иначе он привыкнет к фоновому шуму и будет впоследствии пропускать мимо ушей слова преподавателя.
Еще из базовых занятий в этом возрасте – много гулять, наблюдать за природой вместе с малышом. Показывать: «Видишь птичку?» Ребенок нашел ее глазами. «А теперь смотри, куда полетела!» И он следит за ней. Это движения, которые лежат в основе чтения, концентрируют внимание. Смотреть на облака, на что они похожи. И коляску, если еще есть, нужно развернуть не лицом к матери, а лицом к миру: чтобы он ехал вперед и наблюдал сам, водил глазами, а не только видел маму в телефоне. А в разговорах обязательно быть лицом к лицу – малыш должен видеть артикуляцию родителей и значимых взрослых. Так он быстрее заговорит и избежит больших проблем с речью.
Вывод: много движений, велосипеды, песочница, внимание родителей – и потом не надо будет думать, куда пойти готовить ребенка к школе. Он уже итак будет готов, так сказать, по умолчанию.
А как готовить с 3 лет?
С 3 до 5 лет нужно учить его креативности. Рисование, лепка – у каждого ребенка должен быть пластилин и карандаши. Но ребенок сам не сядет рисовать, ему нужен сюжет. Пусть родитель ему говорит: давай нарисуем лес, а за лесом домик. А в домике кто-то живет. И ребенок потихонечку начнет рисовать, лепить, делать поделки из природного материала. Сам по себе, не зная, что да как, он ничего делать не будет.
Любой игре должен научить взрослый, чтобы малыш потом мог играть с другими детьми, объясняя, что и как он делает. Очень часто родители приходят с проблемой: «Купили новую игру, а ребенок не играет». Так он будет играть в игру только с родителями, если увидит, что они в этом заинтересованы.
Игры в мяч обязательно включить в список, они работают как раз на физическую активность. Особенно с родителями – вы когда-нибудь видели, чтобы родители играли со своими детьми в мяч? Это нечто: счастливые крики, визги, ор – приятные, здоровские эмоции. Большой поклон таким родителям, которые выходят на площадку не в телефоне посидеть, а с ребенком гулять.
А как действовать с 5 лет до школы?
Возраст с 5 до 7 лет – большая игровая активность. Все настольные игры, все дворовые – это игры с правилами. А школа – это большая игра по правилам, где надо принимать эти правила, учиться проигрывать.
Дворовые игры работают на развитие, на социальную готовность: общение с детьми постарше и помладше, умение договариваться, старшие учат младших играм (детский процесс обучения). «12 палочек» [усложненный вариант пряток], «Цепи кованые»… Мамочки сейчас боятся, мол, не дай бог, ребенок упадет, разобьет себе коленку, сразу ведут детей к врачу. А мы в свое время играли «В ножички», делили территорию, развивали глазомер. Да и к тому же нужно научиться падать правильно, группироваться. Научиться этому можно только на практике.
Еще с 5 лет ребенку можно дать в руки удочку. Это, усидчивость, терпение. Малыш сидит, смотрит в одну точку и ждет, когда у него клюнет. А сейчас столько прибамбасов для рыбалки: и яркие рыбки, и фонарики, чтобы рыбачить ранним утром или поздним вечером, и колокольчик. Быть рыбаком классно, а детям такие яркие штучки точно придутся по душе. А уж когда ребенок кричит, что клюет, у него такие положительные эмоции! Если папы – рыбаки хотя бы немножко в душе, то возьмите ребенка с собой.
Коллеги рассказывают, что у них полкласса неусидчивые. Почему? Потому что у них рыбалки не было!
С 5 лет можно ставить аудиосказки – развивает слух и привычку слушать чужой голос. Проходить всевозможные лабиринты на бумаге, а зимой лепить снежки руками, кататься на лыжах и коньках и тренировать равновесие, съезжая с горок. И лучше научить ребенка завязывать шнурки. Понятно, что за это родителям не скажут «спасибо» воспитатели в садиках, но это – мелкая моторика.
С любовью отношусь к бабушкам, у которых есть огороды. Это просто кладезь умений и знаний для развития. У ребенка задача: пройти по бороздке, а бороздки же узенькие. И идет малыш по этой дощечке, след в след – развитие. Идет с леечкой ягоды полить – «глаз-рука» работает. Прежде чем полить, нужно что-то посадить – берем маленькое зернышко, копаем ямку, бросили, закопали – мелкая моторика.
Отдельно выделю негативный момент вообще всех возрастов – наличие у детей горы игрушек. Это рассеивает внимание. Он и с этой бы поиграл, и вот с этой бы поиграл, и в итоге толком-то ни с какой и не поиграл. В арсенале у ребенка должно быть 3-4 игрушки: кукла, мишка, кубики и еще что-то. Остальное должно быть убрано, чтобы с одной игрушкой он играл очень долго. Так формируется самостоятельная вдумчивая игра. Потом ребенок сядет и самостоятельно сделает уроки, а в школе он может спокойно сесть и сделать задание, чтобы никто над душой у него не стоял.
В психологическом плане понятно, а что о специальных навыках?
Обязательно не стоит учить ребенка, допустим, читать, но на усвоение навыков требуется время. Поэтому я за то, чтобы постелить соломку в игровой форме, без насилия над будущим первоклассником. Лучше делать это после 5 лет, потому что до этого возраста у малыша работает больше правое полушарие, отвечающее за ощущения, эмоции, творчество. Не стоит учить до пяти и обеднять развитие креативности. Хотя буквы можно учить и в игре: складывать из палочек, карандашей, тех же шнурков на кроссовках. Подключаем сенсорику, анализаторы и самое главное – учим малыша правильно. Распространенная ошибка: родители говорят ребенку: «Вот буква «дэ», буква «о», буква «эм». Что получилось?» И ребенок: «Дэоэм!» Немножко неграмотно подошли к изучению алфавита.
Иногда у меня спрашивают: «А за 3 месяца сможете подготовить ребенка к школе?» Кажется, что подготовить – научить читать, писать, считать. Лучше, чтобы был на это год-два. Но еще лучше использовать это время для подвижных игр на улице. Будет больше пользы, нежели мы заставим ребенка сидеть за столом.
Как лучше поступить, чтобы ребенок не разочаровался в школе?
Человек в любом возрасте развивается в определенном виде деятельности. Дошкольный возраст – это сплошь игры, начальная школа – учеба, у подростков – общение, у взрослых людей – профессиональная деятельность. Во-первых, чтобы ребенок не разочаровался в школе, не ненавидел ее, до школы ему нужно все преподносить через игру: буквы учить невзначай через игру, развивать память в игре. Тогда ребенок не будет воспринимать школу как каторгу. Во-вторых, многое зависит от родителей. Некоторые родители специально так преподносят: «Вот пойдешь в школу!..» И ребенок уже начинает эту школу бояться. А в-третьих, учеба – это труд. Труду, естественно, тоже надо учить до школы, а самое классное развитие – развитие бытом. Начать стоит хотя бы с каких-то домашних обязанностей, помощи родителям или бабушке с дедушкой.
Например, маме надо помочь. Взяли совочек, взяли метелочку и пошли вместе. И обязательно: «Какой ты молодец!» Ребенок в одной руке держит совочек, второй веничком заметает, работают у него межполушарные связи. Постирать носочки и развесить. Дети маленькие любят это, им только сделай мыльную воду, пену, покажи как надо, у него сразу мозг в нужном направлении работает. Здорово, когда мама моет пол, дает при этом ребенку дает какую-нибудь тряпку и подает пример, объясняет. Сейчас идет сезон овощей и фруктов. Помыть ягоды. Малыш стоит на табуретке и моет под проточной водой яблоки, пальчики у него во все стороны работают. Да, мама сделает это гораздо быстрее, но для ребенка это полезнее.
Если у ребенка есть бытовые поручения, он будет готов. Нужно периодически ставить ему несложные самостоятельные задачи. А то до поры до времени мама помогала с решением вопросов, а тут поставила задачу и отошла в сторонку. А малыш не умеет решать ее сам, ему всегда помогали. Он просто может испугаться такой ответственности.
Нужно выбирать вещи к школе вместе с ребенком?
Здорово, когда будущий первоклассник вовлечен в этот процесс. Ему будет комфортней, когда рядом с ним – любимые персонажи. Да и портфель нужно выбирать, ведь там будет лежать абсолютно все. У ребенка обязательно надо спрашивать, хотя последнее слово всегда за родителем: ортопедическая ли спинка, длинные ли лямки.
Вообще, ребенок – такой же взрослый, просто с маленьким жизненным опытом. И если ему постоянно читать нотации, в возрасте постарше он просто перестанет воспринимать родителя. Поэтому в любом возрасте разговариваем как с маленьким взрослым. У ребенка всегда должен быть выбор: ты ешь из синей чашечки или из красной? Ты оденешь розовые колготки или зеленые? Он в любом случае точно поест из любимой синей чашки, пойдет в садик в розовых колготках, сядет за парту с понравившимся портфелем.
Нужно ли знакомить ребенка со школой до 1 сентября: ходить на подготовительные курсы, гулять по территории школы, идти в класс, посидеть за партой…
Школу показать нужно обязательно. Раньше у нас были школы первоклассников, рассчитанные на 2-3 месяца, когда ребенок привыкал к парте, к стенам, знал, где санузел, столовая, гардероб, знал коридоры и учителя. У такого ребенка и период адаптации проходил легче. Конечно, нужно показать школу, фотографию будущего учителя, а лучше познакомиться с ним лично. Я вот знаю, что в этом году будущие первоклассники вместе со своей учительницей пошли в небольшой поход – знакомство с учителем хоть какое-то! Раньше можно было просто прийти в школу, чтобы познакомиться со стенами заведения. Сейчас, к сожалению, возможность посетить школу до 1 сентября закрыли из-за коронавирусных ограничений, посторонних не пускают.
Когда ребенок знает свой кабинет, знает, что такое парта, что такое школьная доска, знает, где и что, адаптация у него пройдет быстрее. Период адаптации проходит от 2 недель до 2 месяцев. За это время он должен полностью привыкнуть к школе, расписанию. Если у него и дальше возникают проблемы с вхождением в контакт, ребенку некомфортно, он плачет, плохо говорит про школу, отказывается выполнять домашние задания, нужно бить тревогу, идти к профессионалу: психологу, нейропсихологу – смотреть, в чем причина.
Вот ребенок ушел в школу, учится, адаптируется. Как вести себя родителю, чтобы не стать «домашним» учителем?
Да, к сожалению, очень часто мамы превращаются в учителей… Если у ребенка есть сила воли сесть дома и дописать строчку, которую он не успел дописать в классе, раскрасить то, что задали, значит, он был заранее готов к школе, с ним не будет никаких больших проблем. Если же ничего этого не было, что нужно делать родителям?
- Позаботиться о режиме дня. Для этого в комнате ребенка должны быть часы с циферблатом, чтобы перед глазами были 2 стрелочки. Он должен понимать: договорились с мамой 10 минут позаниматься, стрелочка пройдет с одной цифры до другой, и это время все занято занятиями. Для этого нужно обязательно развивать чувство ритма.
- Договариваться. Первокласснику же не скажешь: «Надо разделить зоны ответственности: у тебя уроки, у меня кухня!» Надо спросить, знает ли он, что ему надо сделать, посмотреть, сможет ли он выполнить все самостоятельно. Затем выделить время на работу, показать, где должны быть стрелки. И сказать, что если будет трудно, он всегда сможет обратиться за помощью. Помимо этого ребенку надо говорить, что он сможет справиться сам, вселять в него веру.
- Можно закреплять полученные в школе знания: прописывать дома две строчки вместе с ребенком, чтобы он запомнил, чему его научили в школе.