«Твоё завтра» – так называется проект, реализуемый учебно-методическим центром УПИ в рамках профилактики потребления психоактивных веществ и пропаганды здорового образа жизни среди подростков.
Руководители проекта рады, что выиграли субсидию и смогли, наконец, перейти к одному из важнейших этапов – непосредственной работе с детьми 12-16 лет.
В Березовском в программу попали четыре учебных заведения: школы № 33, 9, 2 и гимназия № 5. В каждой школе взяли по седьмому классу (в целом проект охватил порядка 100 человек) и весь октябрь целиком посвятили встречам с ребятами. После окончания этого этапа руководитель проекта, педагог-психолог Ольга Дубровина подытоживает: предварительные результаты очень даже радуют. Настолько, что в феврале следующего года сотрудники учебно-методического центра УПИ вернутся, чтобы обучать специалистов школ в течение года.
– Мы планируем учить уже школьных психологов и социальных педагогов работе по этой программе, чтобы они уже самостоятельно, без приглашенных специалистов могли и дальше работать с детьми, – делится Ольга Витальевна. – Сейчас мы обработаем первые результаты, отшлифуем программу и приступим к ее массовому распространению. Будет два игровых комплекта: один – ребята играют сами, обсуждают всё в командах, второй – ребенок и педагог или родитель: какой бы социум мы ни создавали в классе или школе, основы все равно закладываются в семье.
В школе № 2 в программу попал 7 «Е» класс – непростой, часто не подчиняющийся установленным стандартам воспитания, но, как отмечает классный руководитель 7 «Е» класса и социальный педагог Елена Курбатова, активный, деятельный, с нетрадиционным восприятием материала. Сейчас, после двух недель работы, Елена Леонидовна с удивлением отмечает: даже те, у кого были вредные привычки, услышали всё, что до них хотели донести.
Больше всего организаторов радует, что школа отнеслась к проекту с интересом. На занятиях присутствовали школьные педагоги, руководители. Они учились понимать, что система «хорошо-плохо» и оценочные суждения с высоты своего опыта в жизненных вопросах не работают с детьми. Проект этим и необычен: он не предполагает постановку железных установок, как действовать можно, а как – нельзя.
– Проект отличается тем, что тут совершенно другой подход к проработке личности. Мы увидели позицию изнутри, когда ребенок сам проговаривает, что нельзя. Он сам прописывает установки, цели, запреты. Никто ему не навязывает чужое мнение. И я считаю, эта практика более эффективна, – делится наблюдениями Елена Курбатова.
«Твоё завтра» предполагает четыре наполненные содержанием и логически построенные встречи в формате семинаров и тренингов. В течение двух недель дети в командах создают образ «своего» подростка и через него прорабатывают установки, учатся ставить цели и видеть, как преодолеть препятствия для их достижения. А еще учатся говорить «нет» тому, что не соответствует их желаниям, – в современном мире это чуть ли не так же важно, как есть, пить, спать.
– Один из детей написал, что он хочет быть богатым, чтобы – только вслушайтесь – построить больницу для онкобольных. Не знаю, что там за история, но цель на жизнь действительно достойная. Надеюсь, после наших тренингов ребенок системно подойдет к планированию, как он достигнет своей цели, – рассказывает Ольга Дубровина.
Сами ученики 7 «Е» класса отзываются о проекте так: задумка очень интересная. Несколько человек поделились своими впечатлениями и рассказали, чем они заняты во внеурочное время. Арина Щукина работает моделью, она староста класса; Павел Свежий любит играть в компьютерные игры, в медиа-центре школы, существующем всего пару месяцев, он за монтажера, оформляет социальные сети; Мария Дмитрик занимается маникюром на дому, фотографирует, пишет для школьных пабликов; Анастасия Мокринская занимается конным спортом уже семь лет, она руководитель медиа-группы. Они отмечают, что сильно сплотились как коллектив.
– На самом деле это очень интересная задумка, потому что в этих проектах ты чему-то учишься. Тебе просто интересно это делать. Что нового я поняла лично для себя: работать в команде – это очень интересно. Раньше со своим классом я не очень дружила, не общалась, а общая работа нас как-то сплотила, – рассказывает Арина.
– Раньше мы не находили общий язык. Вообще. Не знали даже, что это за человек, какая у него личность, какая натура. Даже не было общих тем для разговора, – добавляет Анастасия.