Мы поговорили с одним из волонтеров Берёзовского о добровольческой деятельности.
Ксения Каминская, передвигающаяся на инвалидной коляске, занимается развитием инклюзии, социализацией людей с инвалидностью, привлекает их в волонтерство и медиа. Вместе с мамой Татьяной Каминской основала клуба волонтеров «Искорка добра». Деятельность организации направлена на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержку их семей, формирование толерантного отношения общества к «особенным людям» с помощью образовательных и культурно-развлекательных программ.
Также Ксения обучает детей медиа волонтерству в инклюзивной студии телевидения «Компас ТВ». Главной целью проекта является профориентация и объединение в работе школьников с инвалидностью и здоровых подростков. Положительный пример, Ксении Каминской показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья, могут успешно реализовать свои способности в сфере тележурналистики. Делится своими знаниями и опытом со школьниками, стала примером целеустремленности и трудолюбия как для здоровых детей, так и с инвалидностью.
Конечно, работа волонтера не всегда бывает легкой. Ксюша сталкивается с множеством физических проблем, регулярно преодолевает сложности.

Как ты превратила волонтерство в свой образ жизни?
Нужно понимать, что волонтер – это тот, кто делает что-то безвозмездно, какое-то доброе дело. Волонтерством важно заниматься. Если говорить о подростках, то нужно чтобы они понимали, что любой человек может быть полезен и любому человеку может быть нужна помощь. Когда каждый из нас будет хоть чем-то помогать другому, то я думаю, что жить будет проще. Не зря же говорят, что человеку нужен человек.
Я начала заниматься волонтерством с мамой еще в 2013 году. Мы начинали с организации «Дороги добра». Не помню, что послужило поводом, но мы начали со сбора средств в торговом центре. Нам выдали коробочку и сказали идти собирать деньги. Это было психологически очень тяжело. Приходилось подходить к людям и говорить, что ребенку нужна помощь, а большинство просто смотрели со стеклянными глазами, как будто меня нет.
Позже мы стали ездить в детский дом поселка Монетного, привлекали моих одноклассниц, ребят из других школ. Проводили праздники, на подарки собирали деньги. А потом поняли, что воспитанникам детских домов более важно развитие. Не просто им что-то подарить и уехать, а именно чему-то их научить. Поэтому мы стали проводить разные мастер-классы, привлекать творческих людей из нашего города и придумали такое: дети делают поделки, мы это все собираем и устраиваем благотворительную ярмарку. Все деньги, которые мы собирали, тратили на нужды детей из детского дома. Мы учили их делать самостоятельные покупки.
Сейчас меня зовут спикером на мероприятия, просят рассказать про медиа-волонтерство и как себя можно проявить в целом. Я всегда говорю, что любую свою деятельность можно обернуть в волонтерское направление. Я, например, занимаюсь медиа и могу быть медиа-волонтером, если вы учитесь на ветеринара, то можете помогать животным. В любом направлении можно найти, как оказывать помощь.
Для меня волонтерство стало способом самореализации, потому что я могу нести пользу. Несмотря на то, что я передвигаюсь на коляске, я не придерживаюсь позиции, что мне нужна помощь, а наоборот, стараюсь как-то помочь другим и мне доставляет это удовольствие.
Какие сейчас у тебя есть социальные проекты?
После окончания школы я поступила в университет на заочное обучение. У меня освободилась куча времени, и я не знала чем себя занять. Мама мне предложила открыть студию журналистики в Берёзовском. Я сама в подобную студию ходила в Екатеринбурге. На тот момент мне было 18 лет, я переживала, что у меня не получится. Начинали мы занятия с одной камерой, штативом и микрофоном. Все было на волонтерской основе, чуть позже нам понадобилось дополнительное оборудование для обучения детей, и пришлось научиться писать гранты.
Первый свой грант выиграла на заочном конкурсе в Росмолодежи. Потом в 2019 году я поехала на форум «Утро», тоже там подавала грант, и перед форумом был интенсив по проектам, где эксперты помогали доработать идею. Выступать с идеей я очень боялась, даже вышла с листочком, нужно было просто изложить идею. Грант нам естественно не дали, много факторов сыграло, я не очень уверенно защищалась. А потом я поехала на следующий форум, и там у меня была возможность проконсультироваться с представителем фонда президентских грантов. Он все разложил по полочкам, как нужно и как не нужно делать, после этого у меня в голове щелкнуло, что я все поняла, и второй грант уже выиграла. Сейчас пишу гранты по этой же схеме. Это немного похоже на написание курсовой, так же есть цели, задачи, нужно логически думать, чтобы одно вытекало из другого. Этому можно научиться. Важна не только сама идея проекта, очень важно обосновывать каждую финансовую ячейку, зачем тебе то или иное нужно.
С учениками инклюзивной студии «Компас ТВ» мы регулярно реализовываем социальные проекты, последний завершился в ноябре этого года. Он носит название «Диджитал дети». Вместе с ребятами на питчинге юных кинематографистов мы разработали сценарий к съемкам фильма. Победителям должны были выделить оборудование, чтобы этот проект снимать. Ребятам не хватило одного балла для победы. Но проект все равно хотелось осуществить. Подали его на «Росмолодежь» на форум «Таврида». И грант удалось выиграть. В ходе проекта мы выбрали 4-ех учащихся студии «Компас ТВ», которые имеют зависимость от гаджетов. Они вместе с родителями в течение нескольких месяцев работали с психологом. Были индивидуальные и групповые консультации. А мы со съемочной группой все это снимали и смонтировали фильм. Недавно его показывали в Москве на фестивале «Кино без барьеров».
Я достаточно часто езжу на различные фестивали, форумы и посещаю мероприятия. На этих событиях мне, как и любому человеку, в новом обществе нужно уметь социализироваться. У меня есть собака-ассистент Дрим, и он как раз таки выступает моим социализатором. Всем становится интересно, почему я пришла с собакой, а ведь он настоящий помощник. Дрим в повседневной жизни знает не только базовые команды. Он умеет выключать и включать свет, поднимать предметы с пола, принести нужную вещь из другой комнаты и даже носит мою сумку.
С Дримом мы помогаем другим людям тоже, у меня был проект с элементами канистерапии. Мы с мамой очень часто показываем, что Дрим умеет делать, выступаем с ним. Реализуем проекты, чтобы другие семьи, где тоже есть дети с инвалидностью, научили и своих питомцев выполнять полезные команды.
Иногда на фестивали приезжают учащиеся «Компас ТВ», в таких местах мы являемся почти единственной инклюзивной студией. Рассказываем об этом. Просто транслируем наши работы, где есть дети с инвалидностью. Иногда говорят, что мы спекулируем инвалидностью, на самом деле это не так, мы просто хотим себя показать. В студии занимаются дети с инвалидностью, и они тоже хотят быть в кадре, мы же не можем им запретить учиться новому.

Мы меняем образ жизни некоторых людей. К нам приходят и понимают, что жизнь не ограничена только школой. Появляются увлечения в жизни. Ученики выбирают смежные профессии с медиа. Показываем пример, какие есть возможности, а дети эти возможности берут и используют. Семьи, где есть дети с инвалидностью, после нашего знакомства поменяли жизнь, стали активнее, ходят на много событий, путешествуют. Моя главная цель создавать инклюзию и не только в волонтерской деятельности.
Что стоит улучшать, для создания доступной среды?
Недавно у меня спросили, какие места в городе я бы хотела сделать доступными, я ответила, что все хочу. Когда я была в Лондоне, то узнала, что человек на коляске может жить самостоятельно. Людей с инвалидностью было много на улице, на электроскутере, и почти везде им можно было зайти. У нас доступность дольше развивалась. Доступность теоретически есть, устанавливают пандусы, а заехать по ним практически невозможно. Для создания доступности в родном городе я с мамой снимала видео обзоры, потом к нам присоединились представители администрации и стали напрямую спрашивать, как лучше что-то сделать. Это был самый правильный подход, спросить у людей, которые с этим сталкиваются. Конечно, хочется, чтобы у нас вся доступность среды была сделана по стандартам, чтобы не было «сюрпризов», таких, как высокий унитаз, шатающиеся поручни.
Когда я поступила в Гуманитарный университет в Екатеринбурге, то в университете мне сделали лифт. И после меня еще поступила моя ученица Алсу, тоже девушка на коляске, и сейчас тоже использует этот лифт.
Доступность среды сделать несложно, просто нужно учитывать некоторые моменты. Например, если строят новое здание, то нужно учитывать, как люди с инвалидностью будут находиться в этом здании. Если это историческое здание, то нужно обратиться к экспертам по адаптивному дизайну. Вопрос с доступностью решаемый, главное иметь желание его решить.
Может ли, любой человек стать волонтером?
Да, просто. Моя волонтерская деятельность перетекла в работу. Все началось с волонтерства, но постепенно организация становилась больше. Когда организация становится крупной, то нужны и финансы, невозможно же всегда работать бесплатно. Нужно как-то жить.
Если говорить о выгорании, то у меня его не было. Бывают случаи, когда человек много делает бесплатно и вкладывает слишком много сил. Но за это не получает прибыли и отдачи, которую придумал у себя в голове. Такие люди могут выгореть. У меня бывает чувство несправедливости, когда думаю, что много сделала, создала классный проект, а все средства на его реализацию приходится все равно «выбивать». Если я поленюсь и не напишу проект, то денег не будет. В таком случае волонтерская деятельность либо минимизируется, либо сойдет на нет. Потому что нужно платить заработную плату сотрудникам, платить за аренду помещения, покупать технику. И даже если проект будет написан, то это не дает полной гарантии, что ты выиграешь средства. Это меня может привести к частичному выгоранию, я как будто бы делаю доброе дело, но всегда должна доказать, что именно мое дело важное. Каждый год нужно придумывать что-то новое, потому что на один и тот же проект два раза денег не дадут. Каждый год я добавляю какую-то фишку в проекты, чтобы выиграть деньги. Из года в год нахожусь в нестабильном состоянии из-за того что не знаю, будет поддержка или нет.

Я позиционирую себя именно как медиа-волонтер. В моей деятельности свои минусы:
– Часто бывает, что в СМИ, преувеличивают я что-то делаю как обыденность, а преподносят это так, будто я планету спасаю.
– Не люблю писать гранты. Обычно не знаю с чего начать писать.
– Не люблю всем звонить и спрашивать про доступность среды.
– Некоторые думают, что если ты волонтер, то ты должен все на свете делать бесплатно.
Волонтёром может стать каждый
Просто нужно выбрать направление, которое более интересно. Конечно, самостоятельно начать тяжело, но можно найти организацию по душе и присоединиться к ней.
Волонтеру желательно обладать некоторыми качествами. Одно из главных – ответственность, это 100%, потому что бывает такое, что волонтер запишется помочь, а потом просто не приходит, когда вместо него мог кто-то другой пойти. Еще одно – пунктуальность, нужно понимать, что волонтерство это не просто развлечение. И если ты пообещал, то желательно выполнить. И иметь желание помогать.
Я начинала как волонтер, а сейчас моя основная работа связана с этим. Возможно такое, что волонтерская деятельность перерастает в профессиональную деятельность.
Совет для тех, кто хочет начать волонтерскую деятельность или уже ее ведет – не воспринимать волонтерство только как способ получения выгоды, потому что это изначально так себе идея.
