Авантюрист с большой буквы А. Плюс: экстремал, изобретатель, путешественник, летчик, яхтсмен, строитель и конструктор... Плюс: отец семейства, многодетный папа и любящий муж.
По закону гармонии сейчас должны быть минусы, и, пожалуй, один такой найдется: с компьютером и новыми технологиями березовчанин на «вы», а потому не найдете вы в сети блога, в котором он бы рассказывал о том, что делает своими руками. Просмотров наверняка было бы много, но если вы всё же заинтересуетесь его историей, есть вариант: книги. «Трое в лодке, не считая дизайнера» и другие его произведения вы можете прочитать на сайте kirillavaev.ru
Яхта вместо дачи
Несколько лет назал Кириллу Игоревичу пришла в голову мысль: построить яхту и уплыть на ней в море. Первая цель – само путешествие, вторая – заработок: рукастый мужчина с яхтой на турецком берегу обязательно нашел бы применение своим навыкам. Но развернулся, хлебнув (если не нахлебавшись) морской романтики еще в пути.
– Первую мою яхту я строил во дворе. Она была металлическая. Это была моя мечта. Парусная, с мотором, восемь метров в длину, 11 спальных мест, – рассказывает Кирилл. – Но когда вышел в море, то понял: я не моряк. Очень скучно, даже водка не помогает.
На самом деле свою первую яхту, гораздо меньше этой, Кирилл Аваев, который идет по жизни с прозвищем «аферист», построил еще в юности, вместе с другом, когда учился в училище.
Приятели назвали ее «Аферой-1», а за ними так и закрепилось – аферисты. Тогда Кирилл еще не подозревал, сколько афер будет в его жизни: под вторым номером соорудил серфинг, под третьим – дельтаплан. Он почти не поднимался в небо, хотя в кружке дельтапланеристов Аваев какое-то время занимался и сам летал. Говорит, такие кружки в свое время были чуть не в каждом районе Екатеринбурга: увлекались люди, мастерили дельтапланы, летали. Бились, конечно, тоже. Кирилл помнит своего инструктора: «Спрашиваю: «Вова, у тебя есть не сломанные кости?». Он долго думал и одну вспомнил. Одних сотрясов только восемь получил».
Самый высокий полет Аваева прошел в Аскарово, это Башкирия – гора была высотой 300 метров. И хоть к тому времени березовчанин почти остыл к дельтапланеризму, но именно тогда все же испытал то, о чем с таким трепетом говорили ему любители полетов: «страх, переходящий в восторг».
Есть дела, которые делаются ради результата, а есть те, от которых получаешь удовольствие во время процесса. Так вот строительство лодки – как раз такой проект. Без интернета (какой он был, в начале 2000-х?), используя журналы «Катера и яхты», чертил, вымерял, мастерил. Специфические вещи – мачту, паруса – заказал на екатеринбургском заводе «Спрей», который занимается производством яхт. Говорит, сейчас бы уже и их сделал сам.
Тяжелая получилась «Афера-14»: три тонны, 900 килограмм из которых – киль. Как и положено, зарегистрировал яхту в Федерации парусного спорта России, получил права капитана (их, как и техосмотр, пока у яхтсмена пока ни разу не попросили, но они должны быть), предварительно походив по морю в Турции с местными яхтсменами. Еще приобрел опыта, когда взялся за внутреннюю отделку яхты – заказ оказался очень кстати.
Яхта, для которой пришлось получать разрешение на негабаритную перевозку, чтобы доставить до воды, обошлась ее строителю в 20 000 евро, и в 2010 году Аваев с другом вышел в море с мечтой дойти до турецкого берега, то есть пересечь все Черное море. Бензина с собой ровно столько и взяли – даже без учета ветра, дующего в поднятый парус.
– Мы дошли до Ейска, когда поняли, что ни в какую Турцию мы уже не поплывем. Что делать – бросить якорь и стоять в Азовском море? А смысл? Появилась мысль ее продать, но в России яхту можно только отдать – ходить на ней некуда. Ограничений море, а самих морей-то нет, – объясняет Кирилл. – Выставил я ее на продажу, стоит месяц, два... Начал снижать цену. Когда она дошла до стоимости одной только мачты, понял: нужен другой вариант.
Предложил дочери Саше и сыну Ване разобрать яхту, снять с нее все стоящее, забрать себе для нового проекта – яхты менее тяжелой и более компактной. Дети согласились и отправились с отцом в Ейск, где «Афера-14» жила в яхт-клубе. Корпус ее продали тому же клубу по цене металлолома. За судьбой ее основатель следил и знает: яхта была восстановлена, пару раз перепродана и до сих пор жива, даже название осталось, отбросив цифровое значение.
В 2014 году в семье Аваевых началось строительство новой дачи. По крайней мере, так они называют свою новую яхту, которая впервые была спущена на воду в 2020 году и теперь зимует в Новоуральске – ждет хозяев на открытие сезона, обычно оно проходит в майские праздники. Съездить на яхту для супругов и детей и правда как поездка на дачу: полтора часа – и там. Только вместо огорода вода вокруг.
Эта лодка получилась тоже восьмиметровой, но стала в два раза легче, потому что Кирилл выбрал для работы уже не металл, а дерево, а снаружи обшил пластиком. Говорит: этот проект для семейного бюджета оказался практически не заметным – вся начинка досталась от предшественницы. Внутри две каюты, гальюн, кают-компания, спальные места в гробах*. Сыновья – Грише 10,
Ване 15 – разбираются пусть не во всех тонкостях, но довольно прилично.
– Детям передались ваши гены?
– Моя концепция воспитания такова: показать детям все мои увлечения, а уж за что они зацепятся – их выбор.
«Полёты любят тишину»
Оставив позади службу в армии, разлюбить самолеты Кирилл не мог. Летает и сейчас, на одном из частных аэродромов. Наверное, после окончания строительства яхты мысль о самолете была закономерной и естественной: допустить, чтобы мастерская опустела, он не мог.
– Я придумал самый маленький в мире реактивный самолет. Если, когда я его завершу, он полетит, то это сразу несколько мировых рекордов, – уверяет Аваев. – Это вопрос идеи, того, что я ее осуществляю. Кому и зачем это нужно, вопрос следующий (смеется).
Аэродинамика для него наукой новой не была: спасибо службе. То, что сейчас на импровизированном столе в мастерской – это еще не сам самолет, хоть и полноразмерный, а его радиоуправляемая модель. Для этого разработан и изготовлен небольшой макет самолета, создана аэродинамическая труба, в которой макет продувался – так были получены все аэродинамические коэффициенты. Пройдены этапы создания болванки, снятия матриц, «лепки» корпуса из стеклопластика. Установлены на модель два реактивных двигателя – чтобы их купить, изобретатель пересек не одну тысячу километров, и один электрический.
По законам русского неба, самолет весом меньше 115 килограмм не нужно регистрировать. На него не нужны документы, а летчику не обязательны права (правда, сообщать о своем передвижении все же нужно – но не спрашивать разрешения, а просто ставить в известность). Кирилл хочет, чтобы это правило сыграло на него, планирует уложиться в эту массу.
Если все получится, самолет сможет развивать скорость под 700 км/ч, подниматься на высоту 10 000-12 000 метров.
– Пригласите на первый полет?
– Полеты любят тишину.
Такой вот есть закон у летчиков.
Конечно, прежде чем подняться на самодельном самолете в воздух, будет пройдено не одно испытание в беспилотном режиме. «Друзья шутят, что сначала нужно посадить мешок картошки, чтобы потом по ее состоянию понять, каково будет летчику». Чтобы самолет поднялся в небо, в качестве взлетной полосы нужен примерно километр асфальта либо грунтовый аэродром без дерна. Этот вопрос – где взлетать – еще предстоит решить. Топливо классическое для авиации – керосин. Конструктор установит в модель видеосистему, чтобы видеть, что происходит вокруг, когда самолет скроется из вида. Если сбудутся оптимистичные прогнозы, первый полет пройдет уже летом. Самолет настолько маленький, что войдет в любой прицеп, полная длина с килем – 2,9 метра.
Строительство яхт и самолетов отнимает время, силы, деньги. Кирилл Аваев смеется: еще до свадьбы, в период ухаживаний, спросил жену: «Будем строить яхту?» – и поддержку получил.
Татьяна, может, в процесс и не вмешивается, но на «дачу» ездит с удовольствием. Против строительства самолета тоже не была, тем более муж заботится о том, чтобы семья была обеспечена всем необходимым и не страдала от покупки очередной детали. На данный момент на весь самолет ушло в районе 200 000 рублей.
Из книги «Трое в лодке, не считая дизайнера» (над ней трудились три автора)
Яхту построил Кирилл. Практически один. Остальные помощники немного помогали, но больше и чаще ходили вокруг яхты, попивая пиво и задавая глупые вопросы, ибо советы давать, в силу полной корабельной необразованности, были неспособны. Как я уже писал, в потенции яхта должна быть бетонной. И искренне жаль, что таковой не случилось. Если бы, то тогда до конца жизни каждый из побывавших на ней мог бы говорить: «А я вот ходил на бетонной яхте..» И через обязательную паузу многозначительно: «Было дело…». И потом с гордостью можно было бы смотреть в округлившиеся глаза слушателя.
Из чего ее строил Кирилл, я, конечно, подозреваю. Основой яхты, как я понял, является пенопласт. Благодаря ему яхта не должна тонуть. Подчеркиваю, не «не тонет», а «не должна тонуть». То есть речь идет о гипотезе. Вообще все в этой яхте является гипотетическим. Она сама по себе одна сплошная гипотеза. Начиная с гипотезы о ее плавучести. Сам был свидетелем, когда в свежеспущенной на воду яхте Кирилл поднял какие-то дощечки, куда-то заглянул и произнес, задумчиво почесывая в затылке: «Смотри-ка, не текут…». На вопрос: «А должны?» он рассудительно заметил, что кингстоны - это такие дырки, которые открывают, если хотят, чтобы корабль затонул. Так вот, на «Афере-14» гипотеза о том, что кингстоны не текут, была подтверждена опытным путем. Как мне показалось, этим фактом несколько удивлен был и сам капитан.
Десятки профессий и увлечений
Кирилл Игоревич Аваев родился в 1963 году в Свердловске. В школьные годы жил на Колыме и на Сахалине. В 1984-м окончил Барнаульское летное училище, потом несколько лет служил в Белоруссии, летал на Л- 29; МиГ-21 и МиГ-27.
В 1995 году Кирилл Аваев стал жителем Березовского – переехал с мамой в частный дом, в нем сегодня остались прежними разве что стены – остальное перестроил и переделал.
После ухода из армии в звании старшего лейтенанта, отлетав 500 часов, кем только не был: маляром, расклейщиком листовок, водителем, предпринимателем, железнодорожником, краснодеревщиком, инженером, торговцем. В том здании, где мы изучали модель его личного самолета, когда-то были цех по сборке парогенераторов, авторазбор, автосервис…
В списке его увлечений, к которым то приходил, то остывал: охота, рыбалка, дайвинг, дельтапланеризм, виндсерфинг, гонки на выживание, туризм, писательство. Одно было неизменно: если поманила далекая даль Кирилла Аваева на новые приключения, то он готов сняться с якоря и какое-то время посвятить себя изучению неизведанного. Возможно, растущие из нужного места руки и заточенные под создание летающей и плавающей техники Кириллу Аваеву достались от деда – он был инженер-сантехник, в числе его проектов Ливадийский дворец и наш Оперный театр.
Изобретатель уникальной техники
Сейчас у Кирилла Аваева свое небольшое производство комплектующих для парогенераторов. Несколько лет он работал изобретателем: предлагал свои услуги как человека, способного решить нестандартную техническую задачу. Делал печи, станки, машины – десятки агрегатов, и все в одном экземпляре. Чтобы вся эта уникальная техника функционировала, Кириллу приходилось в любое время дня и ночи выезжать на место по требованию – просто потому, что кроме него никто бы не решил проблему. Проработав так с 2009-го по 2017-й, он ушел из этой темы и рад, что больше никому ничего не должен.
Грандиозному строительству – яхты или самолета – в семье предшествует создание радиоуправляемой модели. Лодочку спускали на Шиловском пруду, самолет спускали с крыши дома