Поиск работы – это не только про собеседования и мониторинг сайтов с вакансиями. Иногда это еще и ответ на вопрос: «А чем я могу заняться дома, чтобы иметь доход без больших вложений?».
Наталия Коршунова хоть и не пришла к изготовлению шоколадных конфет и букетов как к новому для себя бизнесу, но, научившись, заявляет: если голова на месте, а руки растут из нужного места, то попробовать себя в шоколадном деле можно. Работа интересная, творческая, вкусная. И денежная, если вы постараетесь.
Не смотрела ролики в YouTube, не восхищалась сделанным кем-то букетом, не посещала мастер-классы. Просто дочка поступила в институт в Санкт-Петербурге, а мама решила поддержать и побыть какое-то время рядом, посмотреть город. Чтобы не сидеть без дела, пока дочка познает радости и трудности студенческой жизни, Наталия решила найти работу. За несколько недель она и на кухне в «Макдональдсе» стояла (180 рублей в час плюс сто на транспорт), и товар в магазине раскладывала, и в кондитерском цехе трудилась. А еще – познавала тонкости «шоколадного» бизнеса.
– Работы в Питере много. Утром вышел на улицу без прописки, без опыта – и ты найдешь себе дело. В основном это будут скромные деньги в районе 1500 рублей за смену, – рассказывает Наталия.
Изготовление шоколадных букетов стало для нее тем делом, про которое можно сказать: научилась с нуля. Четыре дня учебы, а заодно и практики, были непростые, потому что заказы шли до поздней ночи, но зато тот опыт стал отправной точкой: после возвращения домой решила не бросать навык и продолжать «общение» с шоколадом. Не ставя на поток, не рассматривая как источник дохода, стала делать подарки родным и близким.
Какие полученные в Питере знания и навыки привезла с собой? Например: для производства шоколадных букетов многие используют бельгийский шоколад. Он не самый дешевый, зато самый доступный и вкусный. В Россию этот бизнес зашел совсем недавно, год назад, поэтому последователей у него пока немного (по крайней мере, в Екатеринбурге). Три главные особенности вкусного производства: высокая рентабельность при малых вложениях (до 500%); возможность творить, не выходя из собственной кухни; отсутствие всесезонного интереса потребителя. Часы пик для заказов: День учителя (именно на этот праздник Наталия попала в Санкт-Петербурге), Новый год, 23 февраля, 8 марта, выпускной. Остальные заказы на семейные торжества (дни рождения, свадьбы) не носят масштабный характер.
Алгоритм такой: шоколад топится в микроволновке (в специальной пропорции), заливается в формочки (в виде цветов), убирается в холодильник остывать, затем достается из форм, оформляется в букет с помощью деревянных шпажек и упаковочной бумаги либо шляпной коробки и отдается заказчику. Нюансов на каждом шагу множество: шоколад продукт капризный.
– Мешать нужно очень быстро, иначе пригорит и станет непригодным, доставать из силиконовых форм аккуратно, чтобы лепесточек не отломить, руками цветы не трогать, только кисточкой допускается, например, смахнуть лишнюю крошку, иначе потеряют товарный вид, – говорит Наталия.
Для первых подарков и заказов Наталия закупала готовые шоколадные розочки у тех, кто тоже делает букеты, затем купила несколько форм, пищевые красители – клиентам хочется цветы всех цветов, а у шоколада их, как известно, три, термометр, пищевые весы (практически за всё спасибо «Авито»), а главное – приобрела скидочную карту в кондитерский магазин, торгующий главным сырьем.
Плавить шоколад можно в микроволновке или на паровой бане. У себя на кухне ей больше понравился второй вариант: ты видишь, как идет процесс, и его проще контролировать. В Питере работали тепло укутанные: бизнесмены считали, что температура в помещениии выше 18 градусов губительна для шоколада, но и в домашних условиях у Наталии всё получилось.
Промышленный холодильник – тоже необязателен: можно использовать и обычный, выделив, например, отдельную полку. Главное не допускать попадания воды и посторонних запахов, которые может впитать шоколад.
Еще один момент, который внесла екатеринбурженка в личную технологию производства - хранение шоколадных заготовок в течение нескольких дней. Оказалось, что вкус и внешний вид не страдают, а время экономится: петербуржцы предпочитали делать букет только после заказа.
Готовые шоколадные розы оформить в букет – отдельное искусство, здесь важно не сломать, не нарушить хрупкую структуру. Наталия и сюда привнесла своё: стала ставить в букетики декоративные топперы с милыми надписями, фигурный мармелад и жевательный зефир. Экспериментирует со вкусом шоколада, добавляя в него дробленые орешки, чернослив, изюм. Сочетание брусники и темного шоколада понравилось особенно. Кроме букетов, научилась делать конфетки и мини-шоколадки, даже заказ из ста таких шоколадок выполнила. Правда, заказы у нее чаще стихийные: в соцсетях не рекламируется, клиентов не зазывает. Больше радует друзей и родственников: подарок оригинальный, а затрат от дарящего требует немного. А если и продает, то по сниженной (в сравнении с рыночной) цене: сарафанное радио в основном вещает на аудиторию «друзья друзей».