На месте действующей несколько лет незаконной свалки власти и бизнесмены решили построить центр по обращению с ТКО. Жители против
Власти и коммерсанты задумали построить полигон для коммунальных отходов. Место под этот объект выделили вблизи нескольких посёлков: Красногвардейского, Октябрьского, Смолокурки. А проект полигона официально представили жителям 21 августа на публичных обсуждениях.
Смысл протокольного мероприятия заключался в придании максимальной публичности этой затеи. Мол, смотрите люди, мы ничего не скрываем и рассказываем, что вас ожидает в ближайшие полтора года. А именно, появление мусорного полигона для захоронения отходов различного класса опасности. Это в первую очередь так называемого пускового комплекса. А во вторую очередь начнём сжигать, и, возможно, сортировать. До границ ближайших участков указанных посёлков даже выдержана санитарно-защитная зона в 500 метров. Ближе нельзя, закон не позволяет.
Общественности предложили обсудить на мероприятии воздействие полигона на окружающую среду. Общественность же интересовалась вопросом: почему эта свалка появится именно здесь, вблизи их домов, садов, куда они вкладывали деньги, строились, планировали своё будущее. Но нерегламентные вопросы карались игнорированием со стороны докладчика Марии Микуровой – представителя фирмы-разработчика «УралГеоцентр», и модератора обсуждений – Антона Еловикова, заместителя мэра по вопросам ЖКХ.
Что предполагает первая очередь полигона: захоронение отходов на площади в 42 гектара (в полную мощность, в ближайшую – 15,2 га); годовой приём отходов – 49,2 тысяч тонн. Захоронение предполагает разравнивание и трамбовку с последующим накрытием изолирующим грунтом. По проекту это называется методом высотного и прямого складирования. В проекте полигона и цифровой его презентации всё хорошо, всё учтено. Разработчики оценили «степени воздействия намечаемой деятельности на каждый объект окружающей среды по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия на окружающую среду при стройке, эксплуатации и рекультивации». На бумаге учли даже дезинфекцию колёс мусорных самосвалов. Выезд с полигона – только через ванну с опилками, обработанными специальным раствором. Но жителей ближайших посёлков мало интересовала проектная казуистика. Какой бы прочувствованной в решениях она ни оказалась.
– Почему всё это нужно делать так близко к нашим населённым пунктам? Почему вы с 2009 года не удосужились спросить нашего мнения? Почему вы помойку везёте к нам? Никто из нас не захочет жить рядом с мусорным контейнером, – обратилась жительница Кедровки Марина Балан к организаторам обсуждений.
Со стороны властей и проектировщиков в таких случаях звучат классические доводы: всё по генплану от 2009 года, появление объекта не противоречит городским правилам землепользования и застройки, и т.д.
В числе жителей оказались и представители экспертного сообщества, которые руководствовались не эмоциями, а ссылками на документы проекта, законы и СНиПы. Татьяна Арзубова, инженер-эколог сообщила, что по действующему СНиП по проектированию полигонов строительство запрещается, если уровень грунтовых вод от поверхности менее двух метров. А в месте предполагаемого комплекса на Крутихинском болотном массиве этот уровень составляет один метр.
– Но что делает проектировщик? Он в проекте пишет, что они отсыпают ещё один метр. Но болото от этого никуда не денется. Всё уйдёт вниз, при мощности 49 тысяч тонн [в год], – сказала Арзубова.
– Мы выполняли изыскания. Подчёркиваю, всё время идёт путаница по первой и второй очереди. Да, чтобы соблюсти требования двух метров, предусмотрена отсыпка скальным грунтом, – невозмутимо заявил на это Анатолий Арзамасцев, директор научно-производственной геолого-экологической фирмы «ГеоС».
Музыкальный педагог и общественница Анна Балтина озвучила замечания к проекту от специалиста Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов Аллы Третьяковой. В нём не указана мощность установки по сжиганию медицинских отходов, не определена категория негативного воздействия на окружающую среду, не описано оборудование для мусоросжигательной установки, не рассчитаны нормативы выбросов для мусоросжигательной установки. На всё это Мария Микурова сказала, что обсуждается пока первая очередь полигона. Перечисленное же – перспективы второй очереди. Что касается санитарно-защитных зон, то, по мнению Балтиной, эти федеральные нормы нужно менять. Они ничтожно малы для современных реалий.
– Если у нас цель – это уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, то, наверное, логично рассуждать, что это [будет] максимальная сортировка и переработка. Сейчас, по ощущениям, мы обсуждаем очередную свалку, – обратился Андрей Харыбин к докладчику. Микурова вновь упомянула вторую очередь полигона, где всё это предполагается. А пока обсуждается первая, где ничего кроме захоронения не предвидится. И вообще, какое фирма получила техзадание на проект, в такие решения оно и вылилось. Заказчик же проекта – фирма «Риаком». Представителей этой компании на обсуждениях не нашлось.
– Эта свалка – она действующая. Нет очереди ни первой, ни второй. Эта свалка, отходы с которой сейчас бегут в речку Крутиху, потом в Пышму. Так вот, новый полигон и продолжит загрязнять всё, – заявил житель Кедровки.
Подозрения, что мусорный новодел всего лишь прикрытие для незаконной свалки прозвучали от нескольких человек. Свалка действительно существует и периодически пополняется. Например, в мае 2017 года прокуратура Берёзовского добилась в суде решения о ликвидации дороги, ведущей на этот полигон. По мнению надзорного ведомства, она состояла сплошь из мусора и нарушала права граждан на благоприятную экологическую среду. Ответчиками по гражданскому иску выступали администрация Берёзовского и муниципальное учреждение «Благоустройство и ЖКХ». По словам местных жителей, к тому моменту свалка существовала несколько лет. Далее этот псевдополигон фигурирует в деле о подрядчиках екатеринбургского «Водоканала». Фирмы свозили иловые осадки с аэрационной станции в посёлки под Екатеринбургом и Берёзовским. Двух директоров фирм осудили за экопреступление. Ещё до приговора по этому делу областные власти в сентябре 2017 года отчитались о ликвидации так называемой «путинской» свалки под Монетным. Весь кек за две недели свезли в другое место. Предположительно, туда, где теперь хотят строить первую очередь полигона, входящего в состав объекта с довольно громким названием – межмуниципальный центр по обращению с твёрдыми коммунальными отходами «Берёзовский экотехнопарк». Вторая очередь пускового комплекса как раз и предполагает хранение иловых канализационных осадков – кека.
Что касается перемещения столичного кека с одного места в другое, по нашим данным заведено уголовное дело по факту масштабного загрязнения.
Антон Еловиков, заместитель главы администрации БГО по вопросам ЖКХ, транспорту и связи:
– Тема обращения с ТКО в России сегодня крайне острая: из года в год увеличивается образование объемов ТКО, мощности существующих полигонов, по оценкам экспертов, будут исчерпаны в ближайшее десятилетие, а современная инфраструктура обращения с отходами только начинает создаваться. Более 70 млн кубометров отходов ежегодно образуется в России. В Берёзовском эта цифра в 2018 году составила 27,6 тысяч кубометров отходов.
Прогнозируя ситуацию, Берёзовский городской округ начал процесс создания нового полигона еще в 2014 году. Тогда был выбран наиболее оптимальный вариант земельного участка – с учётом удаленности от населенных пунктов, возможности обеспечения инженерной инфраструктурой, не обремененный собственниками. В 2014 году мы прошли через все процедуры согласования с правительством Свердловской области, тогда же состоялись еще одни публичные слушания. В 2015 году вышло постановление правительства области о переводе категории этого участки из земель запаса в земли промышленности.
Учитывая резонансность любых вопросов, касающихся экологии округа, мы инициировали общественные слушания, которые прошли на прошлой неделе. Основной темой ставили – оценку воздействия на окружающую среду от проектируемого полигона. Вопрос размещения полигона не рассматривался, так как это решение уже было ранее принято при разработке генплана. На обсуждениях были заданы вопросы, касающиеся санитарно-защитной зоны, гидрогеологических испытаний, решений проекта по сбросу ливневого стока и фильтрата и другие. Все вопросы будут отражены в протоколе, протокол будет размещён на сайте березовский.рф.
Округ просто обязан решать вопрос, куда будут утилизированы ТКО и прочие отходы, образующиеся на территории. Чтобы прийти к современному уровню решения проблем обращения с ТКО, мы должны принимать стратегически важные решения уже сейчас.