Директор МКУ «Благоустройство и ЖКХ» Дмитрий Солтанович дал большое интервью журналистам города.
Дороги в городе – вопрос, пожалуй, если не самый актуальный в этом году, то точно входит в тройку таковых. То, что состояние внушительной части дорог Берёзовского далеки от идеала, признает и начальник МКУ «Благоустройство и ЖКХ» Дмитрий Солтанович. 22 августа журналисты города встретились с ним, чтобы обсудить общую ситуацию и конкретные болевые точки на карте округа.
– Ежегодно мы готовим сметы, запрашиваем финансирование на суммы порядка 500 миллионов рублей. Но получаем значительно меньше. И на те деньги, что мы получаем, пытаемся сделать максимальное количество работ.
Начнем с самого начала сезона: когда сходит снег, мы приступаем к ямочному ремонту. На данный момент уже израсходовано порядка 170 тонн асфальтовой смеси для этих целей. Это, конечно, не панацея для лечения дорог, но на какое-то время это перекрывает [плохое] состояние.
Я думаю, все видят, что ямки латаются, но проходит небольшое время и они появляются снова. Для того чтобы ситуация улучшилась мы закупаем мини-трактор с дорожной фрезой. Ямки будем ремонтировать качественнее, они будут не лепешками заделываться, а ровными квадратами, которые в свою очередь будут значительно дольше держаться и выглядеть эстетичнее.
Что касается ремонтов, мы пошли в этом году не глобальными ремонтами, а только изношенных верхних слоев, чтобы как можно большую площадь дорог покрыть новым слоем асфальта. Это был достаточно большой контракт. В рамках него было сделано почти 17 тысяч квадратных метров дорог: напротив храма, большая карта по улице Ленина, участок дороги на базу Ресурс на поселке Ленинском, в сторону Лесной поляны сделана карта и на переулке Пышминском. Часть Красных Героев была сделана такими же картами, другая часть – подрядчиком в рамках гарантийных обязательств по восстановлению верхнего слоя. Сделан очень проблемный участок от въезда в Березовский до улицы Чапаева, захватывая перекрёсток. Также очень проблемный участок от «Роста» до перекрестка с Кирова, дорожное полотно сделано, заканчиваем тротуар.
Вскоре подрядчик приступит к работам на перекрестке улиц Строителей и Мичурина. Там будет ремонт дорожного полотна и будет обустроен тротуар.
Значительное количество тротуаров делается, часть по программе дом-школа-дом, например, на улице Ленина.
Если говорить про планы, то это продолжение ремонта улицы Ленина. В прошлом году мы сделали участок от Шахты Южной до военкомата. В этом году хотим продлить до Красных Героев. Здесь с реконструкцией немного изменится перекресток с улицей Кирова, так как дорога будет расширена до полноценных четырех полос. Это позволит нам упростить движение на время утренней пробки по Красных Героев и по Ленина.
В планах продолжение ремонта улицы Кирова в Старопышминске. На следующей неделе будет аукцион на продолжение ремонта объездной от «Роста» в сторону улицы Бажова.
Третий участок – Максима Горького тоже с обустройством тротуара.
ЗГ: Давайте подробнее поговорим об улице Февральской. Это дорога, по которой огромное количество вопросов у жителей, этот вопрос обсуждался и на последнем заседании Думы. Какие планы, какие сроки?
– Я на Думе достаточно подробно рассказал [о ситуации], там обсуждались все стороны этого вопроса. Своими силами в этом году мы сможем только ямочным ремонтом сделать (в день, когда мы встретились с Дмитрием Семеновичем, участок Февральской отсыпали срезкой, – прим. ред.). Что касается качественного ремонта с укладкой двух слоев асфальта – это емкий процесс, он требует проектирования.
Сейчас там ситуация такая, что если на уровне Февральской, 28 и Красных Героев, 20 дорога более или менее на уровне домов, то там, где находится ЖК «Брусника», частный сектор напротив находится ниже уровня дороги. У них сейчас дорога практически на уровне окон, а если мы еще и сверху асфальт положим, то люди не только будут смотреть из окон на колеса проезжающих машин, но и вся вода с дороги будет в их огородах, домах и подвалах. Поэтому там необходимо тщательное проектирование, а это процесс длительный, дорогостоящий.
Мы к нему готовимся, проектирование этого участка запланировано на следующий год. А уже по его итогам мы поймем стоимость, которую будем пытаться заложить в бюджет. Это перспектива двух-трех лет.
Сила: Хотелось бы вернуться к тротуару на улице Ленина, сейчас выполняется тот, который около школы, но люди жалуются на противоположную сторону. Там был когда-то тротуар, его раскурочили при расширении. Проблемная история, чем заканчивается?
– В прошлом году дважды не состоялся аукцион по этому тротуару, и в этом году уже дважды. Сейчас третий раз мы его размещаем. Постоянно ведем работу с потенциальными подрядчиками, уговариваем, можно сказать.
Ремарка: смета, по мнению жителей, раздута, всё время пишут в социальных сетях, что сумасшедшие деньги тратятся и стоимость квадратного метра запредельная и все, якобы, воруют на дорогах деньги. А вот показатель: никто не желает участвовать в этой якобы раздутой смете. Сметы сделаны абсолютно нормативно, участки проблемные, но подрядчики не готовы за такие деньги работать. Поэтому пытаемся, уговариваем, ищем способы, чтобы все-таки тротуар был сделан.
Но если к этому вопросу подходить не с точки зрения удобства населения, а с точки зрения правил дорожного движения, то наличие тротуаров на одной стороне и наличие в зоне видимости пешеходных переходов отвечает всем нормативам.
Сила: Вопросы возникают у жителей и по Горняков: долго делаются работы. Я знаю, что там контракт, переходящий на 3 года, успеют в этом году доделать?
– По планам он должен закончиться у нас 31 августа, но мы уже видим, что подрядчик не успевает. Работы ведутся, с руководителем организации встречались, общались. Вроде как 20 сентября на данный момент срок, что должны доделать.
Сила: Какой объем работ там остался?
– Сейчас доделывают тротуары, и немножко нужно будет им подкорректировать слой асфальта, который был положен в прошлом году. Я думаю, 20% работ осталось еще примерно.
ЗГ: Дмитрий Семенович, в этом году большое количество нареканий как раз на процесс: мол, хватаются за один участок, снимают асфальт, в итоге участок стоит без асфальта очень долгое время. А пока снимают в одном месте, на другом ничего не кладется. Почему такие долгие промежутки между тем, как сняли асфальт и тем, как кладут новый?
– Во-первых, есть разные подрядчики. Люди этого не знают, не видят, не понимают, но на разных объектах разные подрядчики. Поэтому не всегда эти процессы взаимосвязаны. Так что ситуация, что в одном месте срезали, в другом срезали – это может быть абсолютно независимая работа. Что касается карт, у нас в этом году таких особо долгих-то простоев не было. Даже по той же Красных Героев, там, по-моему, не более недели был срезан асфальт.
Ну и надо не забывать, что техника иногда подводит. Опять на примере Красных Героев, там срезали одну сторону улицы, не закончили, сломалась фреза, поэтому пока она ремонтировалось, все так и стояло.
Еще один фактор – у нас лето в этом году очень дождливое. Соответственно, учитывая прогнозы погоды, подрядчики выбирают дни, когда асфальт стелить. Выходит, два-три лишних дня приходится ждать.
Сила: Может быть, про грейдирование частного сектора еще расскажем для людей?
– Про грейдирование я уже неоднократно говорил, что практически год грейдер просто стоял, мы не могли найти машиниста грейдера. Пошли другим путем, выучили своего сотрудника, затем его отстажировали. И сейчас грейдер у нас работает практически в ежедневном режиме. За этот год накопилось, конечно, огромное количество улиц, которые требовали грейдирования. Потихоньку, по списку, все закрываем.
Очень много отработали улиц в поселках. Он там неделю жил. Поэтому сейчас все более-менее в норме. Да, текущий ремонт все равно периодически бывает, машина уже не совсем свежая, 2014 года. Но ремонтируем и снова на линию.
Сила: Механизм какой? Сразу всю улицу грейдировать или какой-то проблемный участок на одной, а потом следующий проблемный участок на другой улице?
– Сейчас мы закрываем именно проблемные участки. Надо понимать, что грейдирование происходит не просто. Грейдер не приходит и ровняет, а у нас еще идет подсыпка инертного материала. Соответственно, на улицу завозится либо щебень, либо асфальтовая срезка, и грейдер все ямки закрывает, выравнивает.
Иногда получается обратный эффект, когда грейдер проходит без материала, то утрамбованная дорога, пусть и не очень ровная, срезается, идут дожди, заезжают на улицу грузовики и после проделанной работы становится еще хуже. Приходится повторно отрабатывать эти улицы.
ЗГ: Перед весенне-летним сезоном общались с Антоном Вадимовичем Еловиковым (заместитель главы по вопросам ЖКХ, – прим. ред.), и он говорил, что в планах на этот год ремонт улицы Циолковского (от перекрестка с Циолковского до Строителей), и ремонт переулка Клубного. Эти планы сохранились или они куда-то в будущее ушли?
– По переулку Клубному у нас готовятся торги. А Циолковского, наверное, на следующий год придется принести. Вот у нас Циолковского и тротуар по Смирнова выпали из обещаний в этом году.
ЗГ: Есть еще какие-то участки, которые были запланированы на этот год, но не будут выполнены?
– У нас запланированы все дороги, а дальше уже по финансам смотрим, по возможностям. Ленина у нас, например, не прям основное, что было запланировано, но нашли способ, возможности, хотим закончить, хотим с этой утренней пробкой разобраться.
В течение года бывают большие корректировки из-за финансов, из-за других условий, что где-то появляется дорога, которая требует скорого вмешательства.
ЗГ: Давайте вернёмся к расширению Ленина, я правильно понимаю, что расширение будет со стороны улицы Советской?
– Она будет вся четырёхполосной, и, соответственно, с Красных Героев, где у нас сейчас одна полоса прямо, можно будет напрямую по двум полосам проходить всю улицу. Своя отдельная полоса будет для поворота на Кирова. Там очень широкий участок, который просто в газоне и не вовлечен в дорожную сеть, есть куда расширяться.
Век ТВ: Жителей Кедровки интересует судьба их дороги. Ремонт проходил, но ямы как были, так и есть.
– Мы, получается, говорим про региональный участок? Это полномочия Управления автомобильных дорог. Их контракты, их дорога, они отвечают за это содержание. Мы только пишем письма, перенаправляем от жителей, а где сами видим, тоже обращаемся. И, кстати, хотел бы сказать, что это имеет эффект. В начале года, или даже еще в середине, на всех практически совещаниях Управдора нам уверенно говорили, что ремонта дороги на Новосвердловскую ТЭЦ не будет. Но радость! Ремонт будет! Он будет из двух частей состоять, в этом году участок у ЖК «Зори», по-моему, сделают, а с весны продолжат. То есть от этой страшной колеи, из-за которой в прошлую зиму было огромное количество ДТП, должны избавиться.
ЗГ: В комментариях уже накидали по поводу этого ремонта. Вроде как ремонт дороги не рекомендуется делать в дождь, а тут получается, что ремонт этого участка чуть ли не в позднюю осень уйдет.
– Не рекомендуется, но и новые технологии позволяют определенное количество влаги. Вспомните, сколько в прошлом году было нареканий, когда мы практически в снег уже заканчивали ремонт улицы Кирова? Тем не менее, сезон прошел, дорога в отличном состоянии, гарантийные обязательства на нее существуют.
По большому счету это становится ответственностью подрядчика, потому что, делая ремонт дороги, он принимает на себя гарантийные обязательства. Сделай они дорогу, не соблюдая нормы, им же самим через год ее ремонтировать, тратить очень большие деньги, которые никто не компенсирует.
ЗГ: Насколько вообще целесообразно там делать сейчас капитальный ремонт покрытия? «Зори» продолжают строиться, грузовики выезжать будут, это же все скоро снова придет в негодность?
– «Зори» могут строиться еще лет 15, и что все это время дороги не делать? Так мы закончим, что через 15 лет не знаю по чему мы там ездить будем, но точно не по асфальту.
БР: Можете обозначить границы дорог, которые относятся к вашему управлению?
– Это 440 километров дорог на территории Березовского городского округа. Это дороги в черте населенных пунктов. Все дороги, которые находятся внутри муниципалитета кроме региональных дорог.
ЗГ: Региональных дорог у нас много?
– Региональные дороги у нас Режевской тракт весь, дорога на Старопышминск от улицы Гагарина до улицы Партизан. Улица Шиловская (от Гагарина) и дорога в сторону Белоярского водохранилища – вся полностью региональная. Ну и дорога на Новосвердловскую ТЭЦ.
ЗГ: Если я не ошибаюсь, дорогу на Шиловку планировали передать в муниципалитет?
– Пока не передают.
ЗГ: Кстати, улица Гвардейская.
– Огромный проект. Порядка 240 миллионов у него была стартовая стоимость, в результате аукционов снижена на 20. Сейчас подрядчик там ведет изыскательские работы, уже планируется процесс перекладки сетей. В этом году, конечно, к асфальту не приступит, только по сетям работают.
– Давайте скажем про восстановление благоустройства на Красных Героев…
– Был ремонт тепловых сетей. Тут надо понимать, что когда происходит такой ремонт со снятием дорожного покрытия, то если сверху засыпать его щебнем и сразу закрыть асфальтом, мы через очень короткий промежуток времени получим яму, потому что всё будет уплотняться.
Сейчас какое-то время машинки поездят, всё это уплотнится более-менее, и сверху эту небольшую полоску асфальтом закроют. Сделает это подрядчик, в данном случае ЕТК.
ЗГ: Каждый год у жителей поселков возникают вопросы к администрации города и к МКУ, почему у них не делаются улицы в границах поселков. Эта система, насколько я знаю, устроена следующим образом: бюджет направляется поселкам, и они общественными советами решают, какие улицы будут отремонтированы. Так?
– Не совсем. Действительно, есть пожелания от общественных советов и от глав поселков, это все анализируется, мы смотрим, где действительно самые необходимые места. В этом году в Монетном делается очень много. Например, там есть земельные участки для многодетных семей, вот там делается инфраструктура, строятся дороги ежегодно.
Проблемный был участок в районе ТРЗ, где автобусы уже отказывались ездить, поэтому мы его сделали.
Анализируем каждый год и самые проблемные закрываем.
ЗГ: Дмитрий Семенович, можем ли мы поговорить про общественный транспорт?
– Не готовился сегодня к нему, но, я думаю, ситуация всем известна, что большинство проблем у нас в общественном транспорте – не на наших маршрутах, а на тех, которыми мы не управляем. Евгений Рудольфович комментировал на Думе, что без нашего согласия меняют графики, меняют количество подвижного состава, и мы можем, опять же, только писать письма.
ЗГ: В этом году в городе происходит аудит общественного транспорта?
– Это наше внутреннее мероприятие. Мы заключили контракт с организацией, которая проводит аудит нашей уличной дорожной сети, подвижного состава, количества пассажиропотока. К концу года нам выдадут итоги: сколько должна быть стоимость проезда, чтобы было рентабельно, какие маршруты и как можно оптимизировать и так далее.
Надо обратить внимание, что у нас город очень динамично развивающийся, растут новые микрорайоны, меняются центры притяжения людей. И место, например, где наша отстойно-разворотная площадка, которую мы привыкли называть автостанцией, уже не является ключевым местом сбора основного пассажиропотока. Надо менять вот эти ключевые места, где должны быть конечные остановки.
По результатам аудита нам будет подготовлена информация, как лучше оптимизировать нашу транспортную систему. А мы уже на основании этого результата будем просить область учитывать это при изменении маршрутов.
ЗГ: То есть, аудит конкретно по муниципальным маршрутам? Межмуниципальные никак не затрагиваются. А есть вообще какие-то перспективы возвращения межмуниципальных маршрутов к нам в муниципалитет?
– Не могу ответить, потому что не знаю. Скорее нет, наверное, чем да. Но это больше вопрос курирующему замглавы.
ЗГ: Давайте добавим полезности. Кто требуется МКУ сейчас?
– В основном почти все позиции закрыли. В основном нехватка рабочих по благоустройству, рабочих зелёного хозяйства и трактористов.
Но надо увеличивать штат. У нас дорожников одна бригада, а я считаю, что на данный момент требуется уже минимум две.
Бонус про лежачих полицейских и мусор:
БР: По каким правилам идет установка лежачих полицейских?
– Есть нормативы, в районе пешеходных переходов они устанавливаются, а где по нормативам лежачие полицейские не положены, тут срабатывает очень неприятный момент, он называется очаг аварийности. Если на одном участке дороги за определенный период времени случаются три и более дорожных автопроисшествия, этот участок признается очагом аварийности и на нем устанавливаются лежачие полицейские.
У нас в прошлом году был очаг аварийности на улице Орджоникидзе. Там были поставлены дополнительные лежачие полицейские.
Эти нормативы устанавливает не муниципалитет, это федеральные вещи. Существует свод правил по дорогам, там это все прописано. Муниципалитет не имеет к этому прямого отношения.
По поводу лежачих полицейских, скорее всего, большой вопрос для жителей частного сектора. Я знаю, что на Советской поднимался он. Ситуация интересная. У нас очень много людей, которые сокращают путь через частный сектор. Да, была грунтовая дорога, им это не нравилось, постелили асфальт, соответственно, скоростной режим априори перестал соблюдаться. Едут, так скажем, по наитию. Но в частном секторе те же допустимые 60 км/час не то же самое, что 60 км/час на центральной магистрали. Во-первых, другая ширина от домов до проезжей части, во-вторых и дети, и домашние животные бегают. Но это уже даже не про правила дорожного движения, а о культуре вождения.
Можно провести аналогию с мусором, что у нас творится на контейнерных площадках. Это же не из-за того, что не убирают. Мусорная машина работает ежедневно. Бригада МКУ прибирает площадки практически ежедневно. Но у меня на глазах человек приезжает, пустой бункер стоит, а у него полная Газель всякой ерунды. И он прямо на землю валит. Я подъезжаю, говорю: что делаешь? Он: так это же помойка, здесь надо валить. Я ему на контейнер показал и говорю: так вот куда надо валить-то! Я стоял 20 минут, пока он всё с земли не перекидает в бункер. Это культура людей, культура воспитания.
Я до него 20 минут пытался донести, что он из-за этого и живет в грязи, в свинстве…
ЗГ: Можно всегда, конечно, ждать, что кто-то перевоспитается, но, допустим, у нас коллега живет на Советской, которая категорически не хотела асфальта. Она понимала, что ее дети не смогут спокойно выйти теперь из дома, потому что будут гонять машины. Может налепить лежачих полицейских и никого не спрашивать?
– Точно так же потом ГИБДД приедет и заставит их срезать. И ладно если срезать. Есть случаи, они хоть не частые, но есть, поедет какой-нибудь мотоциклист, не увидит его, упадет, разобьется.
– Вот так и приобретается воспитание…
– Так приобретается уголовная статья.
– То есть если неровность эту сделать, то знаков вы не поставите?
– Мы не сможем их поставить, мы их не узаконим, потому что они не будут в проекте организации дорожного движения. Жители улицы, которым не нравится скоростной режим по их улице, должны обратиться к нам с просьбой сделать эти искусственные ровности. Мы выносим вопрос на комиссию по безопасности дорожного движения. Комиссия такое решение может принять, это в ее полномочиях. Если по результатам принимается нормативный акт, где написано, что там должна быть сделана неровность, тогда мы ее делаем. Правда решения комиссии ГИБДД не всегда согласовывает.
– Раз уж мы затронули тему мусора. Нам каждую неделю жалуются, что где-нибудь в частном секторе не вывозят мусор. Мы пару раз выезжали на место – баки пустые. Но вопрос на самом деле не в этом. Уже неделю «Спецавтобаза» работает в направлении Первоуральска и Ревды, где убрали регоператора «Экосервис». Ощущается ли ухудшение в режиме вывоза мусора у нас, или ожидается?
– «Спецавтобаза» своей техникой обслуживает только определенный пул объектов. На территории Березовского городского округа у них работает подрядчик, который никак не зависит от того, что теперь «Спецавтобазе» необходимо заниматься Первоуральском.