Мы публикуем продолжение ответов Антона Еловикова на ответы читателей и журналистов.
Благоустройство
– В городе существуют правила благоустройства. В них сказано, что «территорию около коммерческих организаций должны чистить нанятые сотрудники этих коммерческих организаций». Как со стороны муниципалитета вы контролируете соблюдение этих правил?
– Практика прошлого года – это выдача предписаний. Коммерческие организации на них реагировали, и по предписаниям, без штрафов работа была налажена. 248-ФЗ поменял законодательство о муниципальном контроле, теперь можем выходить на дорожный контроль только в плановые проверки, согласованные с прокуратурой, в части благоустройства тоже только в согласовании с прокуратурой. То есть теперь просто так выйти и написать предписание невозможно. Надо сначала согласовать эту проверку, оформить все проверочные листы, и только после этого выйти. За нарушение правил благоустройства также в позапрошлом году ответственность была по некоторым статьям убрана, только за невыполнение предписаний. Дойти до штрафа проблематично очень, только через предписание. В этом году мы по снегу с прокуратурой пытаемся согласовать, сейчас посмотрим, как практика пойдет.
– Это именно по коммерческим организациям?
– Вообще, за нарушение правил благоустройства. Поменялось глобально законодательство на федеральном уровне, муниципального контроля по правилам благоустройства фактически не будет. Еще момент – у нас не была разработана схема прилегающих территорий, которая бы закрепила четкие границы. В первом квартале этого года планируем контракт отыграть на разработку такой схемы по Берёзовскому, тогда будет закреплена за каждым нежилым помещением, за каждым владельцем недвижимости территория, и она будет публично размещена, встанет на кадастровый учет, и будут понятны четко зоны, где убирать. Это поможет с контролем, потому что, когда сейчас мы согласовываем подобные вещи, прокуратура как раз вопросы задает: «Где те границы, в которых эта организация должна чистить?».
– Вопрос от жительницы Новоберёзовского касается обслуживания контейнерных площадок. Она обращает внимание на контейнеры под пластик – несколько дней они стоят переполненными и не вывозятся. И она не единственная, кто на это обращает внимание. Она обращалась в Департамент по обращению с отходами. Ей ответили, что «буквально сегодня вы у нас в графике». И это не единственная история, когда «по звонку» реагируют на такие обращения.
– Регоператор исполняет функции заказчика области и, в соответствии с действующим законодательством, пропагандирует дуальный сбор. Он говорит о том, что сортируемые отходы сортирует сам на сортировочной станции, не надо глубоко рассортировывать дома пластик, стекло и бумагу. Есть частная инициатива. Раньше это был «Технопрогресс», потом «ГорСвет», которые самостоятельно с глубокой переработкой собирают пластик, еще пытались работать со стеклом и макулатурой. Деятельность эта незарегулирована. Она на инициативе этого предприятия построена. После обращения граждан единственное, что делаем – связываемся с оператором и обозначаем надлежащее качество работы, чтобы не была завалена площадка, либо придется убрать контейнер совсем. Причем регоператор был настроен его убрать. Он считает: все, что находится на контейнерной площадке – это ТКО, и в этом направлении тоже не согласен с этими частными операторами. Мы, видя, что жители привыкли, жителям удобно, не придерживаемся мнения регоператора, что нужно убирать, но и существенно «зарегулировать» эту отрасль не можем. В ручном управлении по Новоберёзовскому обозначено, что там какая-то проблема с водителями, с гидравликой, но, насколько я знаю, вывезли. Пока так, ручное управление.
– Алексей Мокрецов в комментариях уточняет: «Площадки ТКО в поселках находятся на землях общего пользования, и поддержание чистоты вокруг них и очистка подъездных путей и самих площадок являются полномочиями муниципалитета».
– Повторюсь, земли общего пользования не равно ответственность муниципалитета. Есть правила содержания многоквартирных домов и общего имущества, которые говорят, что содержание мест накопления – это зона ответственности УК. Это входит в минимальный перечень. Если УК не оформила земельный участок под контейнерную площадку или проезд к ней, это не значит, что возникла наша обязанность, это значит, что УК не дорабатывает.
Есть механизм разрешения на использование, механизм, когда по схеме утверждается и предоставляется участок, точнее без предоставления разрешается пользовать, он не имеет никакой возмездной основы, можно бесплатно оформить. Управляющим компаниям удобнее говорить, когда приходят надзорные органы, природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор, что земельные участок не их. Мы с этой позицией не согласны. Будем настаивать, что контейнерные площадки и проезд – это их зона ответственности. УК часто приходят и просят поставить знак «Жилая зона», потому что это «наш участок, наши дворы». Мы просим организовать содержание мест в жилой зоне. Управляющие компании тычут в публичную кадастровую карту и говорят, мол, это ваш земельный участок. Несправедливо.
«ЖКХ-Холдинг» оформлял разрешение на использование и под объекты благоустройства, и под контейнерную площадку. В Лосином, к сожалению, обращаем внимание, управляющая компания меньше всего занимается уборкой и вывозом снега, содержанием территорий. В Берёзовском среда конкурентная, это благоприятно сказывается на качестве работы. Раньше мы УК пытались растормошить, просили убирать снег, а они отвечали, что у них нет тарифов, вывоза нет, только уборка. Сейчас среда конкурентная. В Лосином одна УК, приглашайте, создавайте конкурентную среду, тогда управляющая компания Лосиного займётся вывозом снега и уборкой территории.
– Позвольте перейти к теме, которая с конца года волнуется жителей «Черника-Парка». Я думаю, вы в курсе, что на пресс-конференции главы в конце года журналисты задавали вопросы от жителей этого района. Там в связи с ремонтом региональной дороги жители фактически лишаются съезда к своим участкам. Я понимаю, что участок, который ремонтируется, это участок, полностью подконтрольный министерству транспорта. Но в данном случае затрагиваются интересы муниципалитета. Когда министерство говорит: «У нас есть проект реконструкции дороги», а вы смотрите на него и понимаете, что у вас в округе как минимум один жилой поселок лишается доступа к своим домам. Есть ли какой-то контроль и возможность влияния на эти проекты со стороны администрации города, чтобы как-то изменить ее?
– Что касается существующей инфраструктуры, она министерством транспорта и управлением дорог поддерживается, и на наши замечания по остановкам они реагируют. Здесь несколько другая ситуация. Если от истоков – появляется девелопер, который сельхозземли переводит в другое назначение и продает их. Девелопер по «Черника-парку» заявлялся в управление автомобильных дорог и получал технические условия на съезд. Юридически есть заявитель, который получал ТУ и который должен это примыкание сделать. Но съезда этого там нет. В любой момент управление автомобильных дорог могло ликвидировать существующий съезд, они просто этого не делали. Получив техусловия на примыкание, надо выполнять все условия – разгонная полоса, если надо, полоса торможения, условия видимости. У города сформирован определенный план по развитию дорог, и подстроиться под каждую территорию, особенно, где складываются подобные ситуации, включиться туда бюджетом, сложно. Конкретно по «Чернике-парку» я управление дорог не поддерживаю. Просил учесть не только подъезд к Шишкино, но, в том числе, и «Чернике» съезд сделать.
– У меня в голове такая картинка складывается – строится в городе торговый центр, и к нему предъявляются определённые требования – обеспечить, например, точное количество парковочных мест. Без этого, я так понимаю, не дадут разрешение на ввод в эксплуатацию здания, объекта.
– И на строительство тоже…
– Чем в данной ситуации отличаются территории коттеджных поселков? Почему у этих объектов ситуация обстоит иначе? Точно так же, есть некий предприниматель, который взял землю, пообещал, что там будет выполнена определенная инфраструктура, по итогу – ее нет. Вопросы от жителей, в первую очередь к вам, потому что они не знают, с кого спросить.
– Отличие разительное, потому что частные дома к нам вообще не приходят, ни с уведомлением, ни с чем. Они по дачной амнистии регистрируются, то есть до нас доходят только с жалобами.
Они самостоятельно строят объекты, регистрируют их в росреестре, заявляясь через МФЦ, и орган местного самоуправления в принципе работает с фактом зарегистрированного объекта.
Были случаи, когда перевод земель был еще до изменений в градостроительном, земельном законодательствах. Земли размежевали, когда еще не было генпланов и проектов планировок. Тоже ситуация – орган местного самоуправления даже не принимал на данном этапе решения и не участвовал в наделении, переводе земельных участков и межевании, делении. В этом проблема и в этом как раз разница. Торговый центр и многоквартирный жилой дом на этапе разрешения на строительство мы придем и проверим, все ли техусловия есть, соответствует ли все нормам. Частный дом – он приходит уже зарегистрированный и говорит: «131-ФЗ, мне нужна там электрика, подъезд, газ, вода, и все остальное». В таких условиях не может бюджет запланировать саду, который в 20 километрах от города, средства, чтобы вдруг построить дорогу либо вдруг провести туда газ или электроэнергию.
Дороги
– Коллективный сад № 55 «Мебельщик» и коттеджный поселок «Европа» жалуются, что у них нет асфальтового покрытия. Что делать жителям города, когда они никак не могут добиться асфальта? Перед выборами, пусть это будет просто определением времени, были заасфальтированы улицы Советская и Воротникова. Насколько я понимаю, просто приехали и закатали, проектные работы там не проводились. Если жители «Черники», например, найдут мецената и закатают съезд после ремонта дороги, им что-то за это будет?
– Могут быть разные варианты развития событий. Например, по Шишкино сделано было не все «до запятой» по норме, но когда проектировали ремонт дороги, учли состояние существующих разгоночных полос, положение остановок и при ремонте легализовали и выполнили. Здесь, скорее всего, будет то же самое, но если произойдет ДТП в том районе при выезде, то так как он несанкционирован, ГИБДД может выдать предписание на ликвидацию.
Автобусные остановки
– Жители Сарапулки добились возращения остановки, которая была убрана в свое время при ремонте дороги. Сейчас есть запросы на остановки около «Черники» и около «Станицы». Что нужно сделать жителям, чтобы они появились?
– Обратиться к нам. Мы инициируем комиссию, приглашаем куратора от региональных дорог, комиссионно принимаем решение. В Становой, Сарапулке, где вернули остановку, там тоже ситуация была… Как бы возможность легализована, но ни управление автомобильных дорог, никто это мероприятие не профинансировал. Подрядчик за свой счет насыпь сделал. Причем сейчас это создает проблемы по догазификации, газопровод должен проходить, и остановка повлекла невозможность его прохождения.
У нас по Режевскому направлению есть положительный опыт – собирались по обращению садоводов, принимали совместное решение, что остановка возможна, она безопасна, выполняли ее после проектных работ. Срок комиссии… Мы еще с Савиным Леонидом Сергеевичем [бывший инженер по транспорту в МКУ «Благоустройство и ЖКХ»] принимали решение, в этом году она там появляется. То есть два-три года от момента принятия решения до появления остановки.
– Наш зритель Алексей Юровских, как раз он задавал вопрос об остановках в «Черника-Парке» и «Станице», сообщает, что комиссия была в октябре 2021 года, «отказало ваше «Благоустройство и ЖКХ» в остановке «Станице». Почему?
– Причина либо в несоблюдении условий безопасности, либо в близости остановок. Надо поднять отказ. Норматив расстояния между остановками – порядка 850 метров. Если в переделах около километра нет остановок – это соответствует нормам.
Это частный вопрос из приемов. Мы встречный вопрос задаем: «Вы видите, где приобретаете себе объект? Как он инфраструктурой обеспечен? Чем вы руководствуетесь? Тем, что резко возникнет всеобщее счастье и везде появятся дороги, освещение и все сети?». Сложно мне ответить за всех жителей на вопрос.
– Антон Вадимович, здесь все очень просто. Там, где есть инфраструктура, стоимость квадратного метра такая, что не каждая семья себе может позволить. Кто-то у нас участвует в программе выделения земель и получает земли в Монетном. Мы знаем, что там критическая ситуация, потому что жалоб с той стороны очень много. Они не то что бы об асфальте мечтают, они мечтают хотя бы подобраться к своим участкам.
– В методике министерства финансов появилась строчка, которая предусматривает финансирование строительства дорог в зависимости от количества земельных участков – обустройство проездов. Чуть больше 20 миллионов выделено на этот год на обустройство проездов в Монетном. Мы сейчас будем заказывать проект. 20 млн – это 1/5 от потребности, которая есть сейчас там.
Освещение
– «Каким образом можно добиться освещения на детской площадке на Строителей, 8? Ни ЖКХ, ни «Благоустройство» этого делать не хотят, друг на друга сваливают». Думаю, что не только на Строителей, 8 такая ситуация. Давайте поговорим про освещение и как жители в своих дворовых территориях на детских площадках могут этого добиться?
– По городу программы по увеличению линий подключения практически нет, в рамках содержания делаем незначительный объем. По поселкам выделяется по 5-6 млн, глава поручил программу сделать, и уже года три по поселкам наращиваем этот объем.
По детским площадкам во дворах и по содержанию дворовых территорий у нас с управляющими компаниями разные позиции. Мы считаем, что дворовая территория, независимо от того, как она кадастрована, находится в зоне ответственности управляющей компании. Но УК всегда говорит, что у них земельный участок по отмостке. Мы с ними не согласны, все, что касается дворов – это зона ответственности УК. Мы не планируем там ни освещать, ни ставить детские городки, площадки. Участвуйте в программе «Формирование комфортной городской среды», пожалуйста. Но там есть обязательное условие – если вы участвуете, то вы согласны взять площадку на обслуживание и согласны, что в тарифе у вас будут траты на содержание площадки. Даже законодательство федеральное говорит о том же, что МКД и прилегающие территории – зона ответственности жителей и управляющих компаний.
ФКГС и инициативное бюджетирование
– Вы упомянули ФКГС. Это глобальная программа, из последнего у нас был благоустроен двор на Гагарина, 29. У них была достаточно долгая процедура, прежде чем жители добились желаемого. Я знаю, что в 2021 году была принята программа инициативного бюджетирования, которая как раз предполагает реализацию более мелких проектов. Освещение на дворовой территории может быть выполнено в этой программе?
– По инициативному бюджетированию объекты благоустройства и освещения могут быть реализованы. В прошлом году по поселкам у нас объекты тоже реализовывались – воркаут-площадка, корт в Лосином. Дворы также могут поучаствовать. Объем субсидии в программе меньше – примерно 2 млн.
– Асфальт туда входит?
– Асфальт туда тоже может входить. Асфальтирование проездов, тротуаров, парковок.