Региональный оператор избавился от «лишнего звена» в лице субподрядчика по вывозу отходов, а заодно и от нескольких десятков бункеров под КГМ в Березовском и посёлках
Чуть больше месяца назад мы рассказывали про маленький мусорный коллапс, который накрыл город Берёзовский поздней осенью. Причиной ему был целый ряд обстоятельств. Компании, обслуживающие контейнерные площадки, а это генперевозчик «Экосистема» и его субподрядчик «ГорСвет» перестали справляться со своевременным вывозом мусора, которого в связи с сезонным фактором стало очень много. В мэрии за этой ситуацией следили пристально, неоднократно на совместное совещание приглашались представители регионального оператора по обращению с отходами «Спецавтобазы», которая приводила с собой представителей «Экосистемы» и «ГорСвета». На одном из таких совещаний «Спецавтобаза» пригрозила перевозчикам расторжением договора, если ситуация в Березовском повторится и компании не будут справляться со своими обязанностями.
И вот, в начале ноября в одностороннем порядке был расторгнут договор субподряда с компанией «ГорСвет», которую возглавляет Эдуард Топорищев. По его словам, об этом его уведомили всего за неделю.
- За неделю сказали – что через неделю вы больше не работаете. У нас 10 человек ушли на улицу. Уволены несколько водителей, слесарь, учётчик – грубо говоря, сократилось целое звено, - рассказал Эдуард Игоревич. По его словам, в связи с расторжением договора он потерял примерно 40 процентов оборота своего бизнеса. Кроме того, «Экосистема» осталась должна «Горсвету» почти 14 миллионов рублей за шесть месяцев работы. Ещё одним усугубляющим положение фактором стала взятая в кредит грузовая техника «Скания», которую бизнесмен брал специально для работы по этому договору.
Сразу после расторжения договора – в начале ноября - в системе вывоза мусора в Березовском стали происходить метаморфозы. В частности, с контейнерных площадок города постепенно исчезли около трёх десятков бункеров для крупногабаритного мусора, одни контейнеры для ТКО почти незаметно сменили другие – такие же или аналогичные им евроконтейнеры.
По словам заместителя главы города по ЖКХ, транспорту и связи Антона Еловикова, предложение постепенно отказаться от бункеров поступило от регоператора и перевозчика. В качестве аргумента, в том числе, было заявлено, что в бункерах, предназначенных для крупногабаритного мусора на практике оказывается 30-40 процентов обычного бытового мусора, так как жители скидывают туда всё подряд, без разбора. К тому же, опыт других муниципалитетов говорит о том, что частный сектор вполне может жить без бункеров. Поэтому в качестве эксперимента администрация согласилась на такие перемены.
Но бункеры совершенно точно останутся в тех местах, где без них не обойтись, например, на въезде и выезде таких посёлков как Сарапулка. Правда, это будут конструктивно иные бункеры – с крышками и отверстиями для мусора, что препятствовало бы его, намоканию, разлетанию и растаскиванию по округе. Сегодня совместная работа администрации и регоператора заключается в том, чтобы по каждой отдельной контейнерной площадке определить необходимое число и вид контейнеров.
- Индивидуально каждое место регоператор со специалистом отдела ЖКХ объезжает, анализируют морфологию мусора, с главами территориальных отделов и иногда со старшими по улице принимают решение, - рассказал Антон Еловиков. – На прошлой неделе мы с МКУ «Благоустройство и ЖКХ» и отделом ЖКХ более 20 контейнерных площадок объехали из списка проблемных мест, отметили, что стало лучше. Где-то есть и проблемные места. Особенно если был бункер и его убрали, там точно будет какое-то время проблема.
Контейнерная площадка в переулке Кировском. На месте, где ранее стоял бункер под КГМ, постепенно нарастает куча отходов
Дальше специалисты принимают решение – возвращать бункер на место, либо и дальше приучать жителей пользоваться тем, что есть.
- Их цель вообще уйти от бункеров. Это скользкая тема, потому что в территориальной схеме эти бункеры есть. Мы сейчас встаем на тропу цивилизованной войны, - отметил Эдуард Топорищев. - Я думаю, что «Спецавтобаза» совершает большую ошибку, это кончится либо штрафными санкциями на нее, либо чем-то еще, потому что так не бывает, что в территориальной схеме есть бункер, а по факту его нет. Это на самом деле какое-то самоуправство. А антимонопольная служба на них очень внимательно смотрит, тут несоблюдение тарифных историй, а это, как правило, оборотный штраф.
Своих бывших партнеров Топорищев подозревает в желании поиметь бюджетные деньги – на местах, откуда исчезают бункеры, мгновенно вырастают кучи мусора, который региональный оператор может оформлять как несанкционированные свалки и получать дополнительные средства за их ликвидацию. По словам Еловиков, со «Спецавтобазой» у администрации есть договорённости по этому поводу.
- Есть такая практика по Екатеринбургу: некоторые вещи рядом с контейнерной площадкой предъявляют как несанкционированную свалку. Мы эти моменты на встрече с регоператором обсудили, - рассказал Антон Вадимович. - Пока на словах очень всё красиво со стороны регоператора. То есть они такую «замануху» нам говорят, что они нам безвозмездно свои бункеры поставят, что они убирать будут и они реально убирают. Пока отрабатывают, пока говорят о том, что не будут провоцировать и не будут предъявлять как несанкционированные… но жизнь дальше покажет.
Эдуард Топорищев в сложившейся ситуации видит целенаправленную попытку вытеснить его с рынка. Он отмечает, что договор с ним был расторгнут сразу после вынесения судебного решения по его делу, что само уголовное дело началось с заявления сотрудника «Спецавтобазы» и что, возможно, регоператору не нравятся его начинания по внедрению раздельного сбора в Березовском и планы по переработке вторичных ресурсов. К слову, планы он эти не оставляет и планирует развиваться в этом направлении. А также заниматься вывозом мусора по договорам с юридическими лицами – лицензия на такую деятельность у «ГорСвета» имеется.
Формальной причиной для расторжения договора стало плохое исполнение «ГорСветом» своих обязанностей, хотя, например, в администрации Березовского считают, что справиться с мусорным коллапсом этой осенью получилось во многом усилиями «ГорСвета», а не «Экосистемы».
- Мое мнение – они к этому готовились, потому что там и машины были куплены. У «ГорСвета» суды, они готовились, перестраховывались, планировали – а вдруг что-то случится, - предположил Еловиков. - У «Спецаавтобазы» один перевозчик. И ему не рекомендовали с субподрядчиками работать, они нам это и на совещании обозначали, что всего у них две территории, кто работает с «субчиками». И практика такая, что сложнее результата добиться, сложнее общаться, когда еще звенья есть дополнительные, промежуточные юрлица. Удобнее, когда оператор по транспортированию не только отвечает за всё, а реально сам выстраивает всю эту логистику, его техника ходит и всё остальное.
Со следующего года контейнерные площадки в Березовском начнут преображаться – все они будут исполнены в едином стиле, по единому эскизу, в единой эстетике. Кроме того, новая концепция приведет все контейнерные площадки в соответствие с СанПином. На это, по подсчётам мэрии, нужно порядка 15-20 миллионов рублей. Предварительно одобрены на будущий год лишь два миллиона из этой суммы.
Комментарии ЕМУП «Спецавтобаза»:
По вопросу замены контейнерного оборудования:
В Берёзовском городском округе региональный оператор заменил часть устаревших металлических контейнеров на новые пластиковые. Всего заменено 533 единицы. Их установка полностью завершена. Контейнеры обновлены для удобства жителей. Новые баки соответствуют европейскому стандарту, они защищены крышкой, их легко выгружать спецтехникой.
Все контейнеры приобретены за счет регионального оператора и будут переданы муниципалитету.
По вопросу расторжения договора между ЗАО «УК «Горсвет» и ООО «Экосистема»:
Решение расторгнуть договор со своим субподрядчиком оператор по транспортированию ТКО принимал самостоятельно. Региональный оператор не вправе влиять на их договорные отношения. Стоит отметить, что в последнее время по качеству работы компании «Экосистема» были претензии. В адрес «Спецавтобазы» поступало большое количество обращений от жителей Березовского, которые жаловались на несвоевременный вывоз ТКО. Представители регионального оператора встречались с оператором по транспортированию и специалистами администрации городского округа, от «Экосистемы» потребовали в короткое время устранить все замечания.