– Чем дальше – тем больше становится учеников, в этом году мы даже сделали дополнительный к основным классам набор на общеразвивающую программу, – говорит Юлия Пахомова, заместитель директора по культурно-массовой и выставочной работе школы искусств № 2 Берёзовского. – Заниматься и увеличивать контингент учащихся негде.
С каждым годом всё больше семей старается дать своим детям разностороннее образование, что сказывается на наполняемости центров дополнительного образования. Если в прежние времена в кружки и секции начинали ходить лишь со школьного возраста, то теперь родители ведут совсем еще малышей в центры развития, к репетиторам. Музыкальные и художественные школы, в общем-то, никогда не пустовали, но такого ажиотажа среди поступающих ранее не наблюдалось.
Как делится Юлия Пахомова, с просьбой принять заявление к ним в школу приходят родители с пятилетними малышами, хотя восьмилетняя программа обучения рассчитана на поступление детей от шести с половиной до девяти лет. Желающих освоить пятилетний курс вдвое меньше – это школьники в возрасте 10-12 лет, которые зачастую самостоятельно решают заняться рисованием.
Всего в 2016 году школа искусств № 2 получила 60 заявлений от школьников на «пятилетку» против 120 заявлений на восьмилетнюю программу. Для занятий художникам предоставлено всего шесть помещений, об отдельных кабинетах для лепки и для декоративно-прикладного искусства педагогам и руководству школы искусств остается только мечтать.
Дипломная работа Софьи Максимяк. Картина выполнена в технике аппликации. Фото Валентины Завойской
Как уверяет руководитель художественного отделения Татьяна Хромцова, экзамен и прохождение конкурса при поступлении – это не самый трудный этап для ребенка. Привить малышам навыки труда, собранности, научить слушать педагога – над этим необходима длительная работа. Старшие же ребята глубже и сильнее погружаются в творчество, отдавая рисованию всего себя. Именно умения концентрироваться на своей работе, вникать в нее очень важны для художников. В отличие от музыкантов и танцоров, которые отрабатывают навыки в повторениях, художник на протяжении всего рисования придумывает, воображает.
Ситуацию усложняют нововведения в сфере образования. Свердловская область первой среди регионов пять лет назад внедрила новую систему: программа, мягко говоря, ещё не отработана и очень сложна как для детей, так и для педагогов. Сохранить в ребенке интерес к занятиям в строгих рамках требований становится практически невозможно. На выполнение домашних заданий теперь отведено больше времени, чем на аудиторные занятия. Камнем преткновения в последние годы становится интернет. Вместо того, чтобы придумать рисунок, дети частенько прибегают к махинациям, попросту копируя изображение, найденное в сети.
Помимо занятий в здании школы, юных художников ожидают выезды на пленэр в конце учебного года. Практика эта поистине незаменима – тренируется навык наблюдения, у детей появляется возможность увидеть, какими бывают цвета и формы объектов. Пленэры проходят зачастую вне Берёзовского – в соседних городах, поселках. Радуют своих учеников педагоги и поездками в более отдаленные места – на Алтай, Байкал, в Санкт-Петербург. Случаются и заграничные пленэры: в прошлом году Ирина Максимова посетила с учениками Венгрию, а однажды вместе с Викторией Хрисостомовой состоялась поездка в Польшу.
Уроки в школе искусств требуют полной отдачи и концентрации. Чем старше художник, тем более вдумчиво он относится к поставленной задаче. Фото Валентины Завойской
Среди выпускников школы искусств № 2 самый большой процент поступивших на профильные специальности именно у художников. Диплом, полученный в школе искусств, дает больше возможностей при выборе будущей профессии. Например, можно стать архитектором, дизайнером рекламы, одежды или ландшафта. За достойным образованием ехать далеко не придется – в Екатеринбурге высокий уровень художественного училища имени И.Д. Шадра. В популярную архитектурную академию березовчане поступают реже, ведь заявления туда принимают только при окончании 11 классов, а художники в большинстве уходят из школ после девятого. Как признаются педагоги, поступить в училище после девятого класса – самое оптимальное решение, ведь спустя четыре года у ребенка будет профессия, и он сможет продолжить учиться заочно в вузе, при этом уже набираясь мастерства в реальных рабочих условиях.
Помимо того, что художественное отделение школы искусств пользуется у березовчан популярностью, оно может гордиться и конкурсной деятельностью. По примерным подсчетам, юные художники за год успевают принять участие в 25 конкурсах разных уровней. Практически в каждом из них ребята занимают призовые места, да и благодарственные письма прибывают в Берёзовский в немалом количестве. Педагоги отделения ведут не только учебную деятельность, но и самостоятельную, как художники. Например, картины Валентины Тугановой сегодня выставлены в Алапаевске, а Антонины Машкиной – в Екатеринбурге.