Вы когда-нибудь хотели встретиться со своим любимым писателем? На литературной коллаборации «ДУХ» это стало возможным! К нам из столицы приехала писательница Тамара Крюкова – автор увлекательных книг для детей и взрослых.
На счету Тамары Шамильевны более 70 книг – это романы в стиле реализма, фантастика, фэнтези, повести-сказки, сборники рассказов, сказок и стихов. С её книгами уже знакомы многие читатели берёзовских библиотек.
Накануне «ДУХа» нам довелось пообщаться с писательницей в Центральной городской библиотеке, и эта встреча оставила исключительно положительные впечатления.
– Ваши первые впечатления о Березовском?
– Уютно, зелено, тихо. Откровенно говоря, я не знала, что это город золотоискателей. Сегодня я побывала в Музее золота и встретила там своих героев – Великого Полоза, к примеру. Вообще Урал мне не чужой. Однажды мне довелось побывать в музее уральских самоцветов. Провожая меня, сотрудники музея сказали: «Может, когда-нибудь напишите про наши камни». Я из вежливости покивала, но не думала, что после Бажова за эту тему стоит браться. Прошло несколько лет, прежде чем идея проросла и родилась книга «Души заброшенной штольни». Она про сокровища уральских недр и, конечно, про людей: про непонимание, предательство, дружбу, поиск себя, про отцов и детей. У меня, как и у Бажова, недра сторожит Великий Полоз, но он совсем не похож на Бажовского.
Прежде чем сочинять легенды, я собирала материал о свойствах камней и их воздействии на человека. В каждой сказке должна быть изрядная доля правды. Я влюбилась в уральские сокровища: Великий Полоз, кошачье золото – Пирит, кровавый камень Александрит… Легенды писались легко, а вот вплести их в общую канву оказалось непросто. Я билась три года, прежде чем всё получилось. Когда читатели узнают, что у меня есть книга про самоцветы Урала, первым делом спрашивают: «Как у Бажова?» Но когда начинают читать, понимают, что это совсем другая история. В самом деле, зачем миру второй Бажов?
– «Души заброшенной штольни» – это книга для взрослых?
– Вообще-то это детская книга. Её можно читать лет с одиннадцати, но по факту повесть читают всей семьей. Хорошая детская книга не должна иметь верхней границы. Взрослым порой приятно вернуться в детство, а иногда сказка помогает отвлечься от проблем и суеты. Недаром жанр фэнтези так популярен.
Мне как-то написала женщина, у которой была тяжелая жизненная ситуация, и ей на глаза попались мои сказочные повести, которые она читала в детстве. Она взяла в руки первую книгу и в результате взахлеб перечитала все пять томов: «Гордячка», «Кубок чародея», «Лунный рыцарь», «Волшебница с острова Гроз», «Чёрный альбатрос». Сказка помогла ей уйти в другую реальность, посмотреть на проблемы с иного ракурса, и, что удивительно, в жизни каким-то образом всё начало разруливаться.
Конечно, приятно получать такие письма. Детская книга не должна быть пустой. В нее можно и нужно вплетать философские и морально этические проблемы, но делать это надо ненавязчиво. Возможно, ребенок не сразу вычерпает всю глубину смысла, но на подсознании след останется. Быть детским писателем – это большая ответственность. Важно, чем мы наполним сосуд детской души.
– Вы часто говорите «прочитать взахлёб». Для вас это какой-то особый показатель вашего творчества?
– Книги для детей и подростков в принципе должны быть захватывающими. Детская литература априори должна быть массовой. Элитарная детская литература – это нонсенс. Книгами для узкого круга широкий круг мы к чтению не привлечем. Сюжет в книге для детей и подростков очень важен, чтобы читатель каждый раз думал: сейчас самое интересное, еще страничку почитаю, еще… Я очень люблю эффект неожиданности. Помните у О. Генри? Никогда не знаешь, чем закончится рассказ. А если загадка возникает в конце каждой главы, то оторваться от чтения трудно.
Плести интриги в повествовании и создавать захватывающие сюжеты – этому надо учиться постоянно. Юные читатели скуки точно не простят. Впрочем, судя по отзывам на мою книгу для взрослых «На златом крыльце сидели», те, кому перевалило за 18, тоже ценят непредсказуемость и остросюжетность. Однако голый сюжет без психологии – это пустышка, которую забудешь на следующий день после прочтения. Поэтому я ставлю на первое место характеры героев, психологию. Именно это пробуждает в читателях эмоции и заставляет переживать за героев, как будто это их личные друзья. Такие книги остаются в памяти надолго.
– Когда вы решили, что будете писать именно такие книги? Не детективы, например?
– Детективы – это самые популярные и продаваемые книги, зато когда пишешь для детей и молодежи, это дает особую энергетику и подпитку. Я не гонюсь за конъюнктурой и не пишу на потребу читательскому спросу. Я пишу о том, что мне интересно, но при этом всегда держу в голове возраст моего потенциального читателя. Книги, как и одежда, должны быть «по росту». У детей восьми и тринадцати лет разное восприятие мира. Если ребенок прочтет книгу, до которой еще не дорос, в голове у него останется только интересный сюжет. А самое главное, что он мог бы почерпнуть из книги, останется за кадром.
Однажды мне написала девушка, что прочла книгу «Костя+Ника» в третьем классе, а потом перечитала ее в 18 лет. «Это же совсем другая книга!» – пишет она. На что я ей ответила: «Когда тебе будет лет 35, и у тебя будет ребёнок-подросток, перечитай её снова. Тогда это будет третья книга».
Вот почему я говорю, что книга должна попасть в руки ребенка или подростка вовремя. Тогда она даст совет или поможет справиться с трудностями.
– Ваша основная аудитория – это дети. А как с гаджетами боретесь? Они же все там сейчас.
– Я бы не сказала, что повально все подростки гаджетозависимые, читающих детей немало. Другое дело, что нам нужно не потерять начинающего читателя. Когда техники чтения еще нет, Ютуб всегда выиграет. Ролики из ТикТока – это развлечение, а чтение для ребенка – это тяжелый труд. Но взрослые часто этого не понимают. Ребенок пошел в школу, и ему сразу заявляют: «Читай сам». Родители не задумываются, что если рассматривать работу мозга, чтение – это очень сложный процесс.
Мозг читающего человека работает несколько иначе, чем нечитающего. Он по-другому обрабатывает информацию. Чтобы сделать ребенка читателем, понадобится два-три года терпения и труда. Читателями становятся на коленях у своих родителей. Нужно читать детям вслух даже когда им семь, восемь, девять лет… Только так дети поймут, что значки на странице скрывают интересные миры. Вкус к чтению у ребенка появится, когда все мозговые извилины при виде текста будут включаться автоматически.
И еще я бы посоветовала взрослым, не заставлять детей читать вслух, вернее нужно разграничить уроки и внеклассное чтение. Заданные на дом тексты нужно читать вслух, а вот интересную книжку лучше читать про себя. Иначе для ребенка любое чтение становится не удовольствием, а обязаловкой. Согласитесь, взрослые ведь тоже читают вслух только по необходимости. Кроме того, есть возрастной нюанс. Примерно до восьми лет у детей еще не развита связь между отделом мозга, отвечающим за произношение, и отделом, ответственным за понимание. Вот почему ребенок может пересказать то, что прочел про себя, но, прежде чем он перескажет текст, прочитанный вслух, ему нужно пробежать по нему взглядом.
В последнее время ученые занялись вопросом: как чтение воздействует на мозг. Нейрофизиолог и лингвист Натали Филлипс проводила исследование на аппарате МРТ. Оказывается, книга – это своеобразный тренажёр для мозга. Во время чтения кровь приливает к участкам головного мозга, ответственным за концентрацию и познание. Это означает, что нечитающий ребенок плохо учится не потому, что он лентяй. У него просто не развит участок мозга, который пробуждает интерес к учебе и помогает сконцентрироваться на предмете, не рассеивать внимание.
Более того, книга тренирует разные отделы мозга. Если человек читает текст для удовольствия, то в работу включаются одни зоны. А если он читает тот же самый текст, чтобы написать сочинение, то работает уже другая часть мозга. Некоторые ошибочно полагают, что чтение помогает развить эрудицию, но на самом деле, чтение развивает интеллект, что куда важнее.
– У вас очень грамотная речь. Я знаю, что у вас есть учебник по русскому языку. Как это случилось?
– Писать тексты для учебников меня пригласила академик Г.Г. Граник после того, как прочла книгу «Гордячка». В статье она написала, что прежде никто не писал детские книги таким сложным языком. Но третьеклассники в сочинении по этой книге в один голос заявили, что язык простой и понятный, и книга очень легко читается.
Дети не замечают синтаксические сложности: причастные и деепричастные обороты, тропы, сравнения, метафоры. Зато создается эффект погружения в повествование.
– У вас никогда не было мыслей, чтобы ваши произведения экранизировали?
– Три книги уже экранизированы. Первая экранизация была для меня полной неожиданностью. Мне позвонил продюсер Виталий Игнатьевич Сидоренко и предложил снять фильм по книге «Костя+Ника». Если честно, я не очень верила в то, что это получится. Денег на детско-подростковое кино прежде не находили. Но оказалось, что в этот раз деньги были.
Продюсерская компания объявила конкурс на лучший сценарий молодежно-подросткового фильма. Сценариев пришло много, но все они давили на болевые точки – наркомания, алкоголизм, бедные дети богатых родителей. А продюсеру хотелось снять что-то светлое, чистое. Он уже отчаялся, когда ему в руки случайно попала моя книга. Он прочел её за ночь и решил, что именно эту историю будет снимать. Так появился фильм «КостяНика. Время лета». Из трех кинокартин, эта моя самая любимая.
Позже вышла комедия «Потапов, к доске!». К сожалению, она больше лирическая, нежели смешная, хотя в книге лирики мало, зато много смеха. А в фильме «Ведьма» по одноименной повести сильно изменена сама суть произведения, поэтому, на мой взгляд, лучше прочесть книгу.
У одной российско-американской компании был еще интерес к волшебной сказке «Двери нерассказанных историй», но этому проекту было не суждено воплотиться в жизнь. Все закончилось с пандемией.
– А как начинался ваш писательский путь?
– Мы с мужем и сыном были в командировке в Южном Йемене, когда там случился вооруженный конфликт. Детей отправили в Советский Союз. Моему сыну было пять лет. Какие письма писать пятилетнему человеку? Конечно, сказку. Так родилась первая книга. Я отнесла её в издательство практически «на слабо». Неожидала, что её напечатают, но книга вышла. И я решила, что стану писателем, но не тут-то было.
Шли перестроечные годы. Я десять лет писала. Мои рукописи были гораздо лучше первого опуса. Сейчас многие из них изданы не одним тиражом в разных издательствах. Но в те времена я обивала пороги и получала отказ за отказом. Когда я впадала в отчаяние, случалось какое-нибудь чудо. Со мной подписывали договор, или кто-то давал восторженный отзыв. Однажды мне даже выплатили аванс, но книга так и не вышла. Муж говорил: «Пиши, когда-нибудь это понадобится, и у тебя оно будет». Так и случилось. В один день, в трех разных издательствах вышли три мои разные книги. Это было аккурат 1 апреля.
Сейчас я думаю, что эти десять лет были настоящим благом. Я научилась писать в разных жанрах и разными стилями. В начале моего творческого пути даже ходила байка, что Крюкова – это не один человек, а группа товарищей, потому что один человек писать так разно не может.
– Участвуете ли вы в создании аудиокниг по вашим произведениям? Выбираете ли вы стиль озвучки и актёров?
– Выбор актеров, равно как и подбор иллюстраторов – это целиком прерогатива издательств. Мои первые книги озвучили очень давно. Гонорар был до смешного маленьким, но мой сын, которому тогда было пятнадцать, сказал: «Мам, одни люди читают книги, а другие слушают. Если хочешь, чтобы твоя аудитория была больше – соглашайся». И я согласилась.
Потом появилось «Детское радио», которое вещает на несколько городов, мои книги попали в жёсткую ротацию, и круг моих слушателей значительно расширился. А позже на «Детском радио» сделали несколько радиоспектаклей по моим книгам. Сейчас я сотрудничаю с фирмой 1С и, надеюсь, наша дружба продлится долго.
– Вы как-то осваиваете книжные тренды? Сейчас очень громкая тема патриотизма, у вас она как-то звучит в последних книгах?
– Гоняться за трендами – это не ко мне. Иногда детские авторы пытаются встроить в тексты взрослые реалии, надеясь, что их книга станет интересна взрослым. Увы. Взрослые ищут информацию в других источниках, а детям политика не интересна. Их больше волнует, может ли бабушка купить чупа-чупс.
Патриотическую вещь я написала несколько лет назад. Это фантастическая повесть «Призрак Сети» про путешествие нынешних подростков в эпоху Александра Невского. Главный герой страшный трус и пофигист. Сейчас многие сетуют на то, что молодежь не та, им ничего не нужно, а мне важно было понять, бывает ли момент, когда даже самый распоследний трус готов отдать жизнь за Родину, причем не ради славы или награды. Илья Кречетов совершил героический поступок не для того, чтобы завоевать уважение отца. Он понимал, что отец об этом никогда не узнает. К тому же, кому как не нашему современнику знать, что Невская битва закончится победой русского войска. Но бывают моменты, когда разум молчит и говорит сердце. В каждом из нас живет частичка Родины. Просто для каждого она своя. Судя по отзывам читателей, мне удалось передать накал без пафоса и слащавости.
Вообще я считаю, что нельзя писать книги на злобу дня, особенно детские. Злоба уходит, а вместе с ней и книги, написанные на момент. Нужно писать так, чтобы было и для сейчас, и для потом.