Театральная студия «Дебют» зародилась в «Современнике» очень давно. По данным, которые удалось собрать, она открылась в 1985 году под руководством режиссёра Виктора Обухова.
В то время дом культуры принадлежал БЗСК, и изначально студия создавалась как театр рабочей молодёжи. Первыми актёрами были рабочие-заводчане, которые готовили номера к праздникам, делали зарисовки и миниатюры и участвовали в КВН. Репетиции не были постоянным явлением – у работников было много и работы, и своих дел, – поэтому впоследствии студия стала меняться и ориентироваться на более юных участников.
Нынешний режиссёр и руководитель «Дебюта» Ирина Костенко пришла в «Современник» в 1991 году. Тогда она только начинала свой путь, официально занималась другой деятельностью и параллельно получала образование, но интерес к студии уже был. Первую группу Ирина Васильевна набрала на общественных началах и своём энтузиазме, в свободное время учила подростков держаться на сцене и играть обозначенную роль, ставила небольшие спектакли.
– В 1993 году на базе театральной студии «Дебют» я защищала свой дипломный спектакль, – рассказывает Ирина Васильевна. – Мы занимались в соседнем кабинете, сейчас это кабинет ИЗО, а в этом кабинете было продолжение группы. В 1998 году я стала руководителем студии, и больше не бросала.
– По какому принципу набираются группы?
– В данный момент сложилась такая традиция, что дети занимаются в студии не один год, и даже не пять лет, ходят годами, пока не закончат школу или не уедут куда-то. То есть у нас всегда есть многолетний костяк, и к этому костяку мы подбираем ребят примерно того же возраста. Когда ребята вырастают и уходят из студии, я набираю новую группу со второго класса.
Сейчас у нас основной состав – это ребята с 12 до 16 лет. Когда кто-то уходит из студии, я беру новых ребят с 12 лет. Иногда к нам приходят ребята помладше, лет десяти, их я тоже беру. Но ещё более маленьким я рекомендую немного подрасти – основной упор у меня на подростков и подростковую аудиторию.
Очень важно понимать, что новички приходят в уже существующий и устоявшийся коллектив. Я в принципе никому не отказываю, но каждому новенькому полагаются «пробные занятия». Если ребёнку нравится заниматься, и он находит общий язык с основным коллективом, то всё прекрасно, он остаётся в студии и становится частью группы.
– Какие постановки делаете?
– Очень разные, у нас много всего – спектакли, небольшие программы, праздничные мероприятия… В прошлом году у нас был упор на «Школу безопасности» – это были театрализованные игровые программы на определённую тематику: здоровый образ жизни, пожарная безопасность, правила дорожного движения. Очень востребованный проект, и детям очень интересно. Готовим праздничные игровые программы на Новый год, Масленницу… Спектакли делаем, в прошлом году была «Золушка» по Шварцу, а уже в этом году, весной, «Чемоданное настроение».
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Сейчас думаем над игровой программой к Дню первоклассников, из спектаклей работаем над «Снежной королевой». Мы её разработали, как эскиз показали в течение творческого лагеря в июне. Очень интересно было репетировать, когда на улице 28-30 градусов тепла, всем жарко, все окна открыты, а мы тут «Снежную королеву» играем, шубу накидываем! Доведём её до ума, потом на другое перейдём. Не буду пока раскрывать, а то вдруг не сбудется. Ребята приедут, я на них посмотрю, в глаза загляну и определимся, что мы будем делать дальше.
– Участвуете в конкурсах?
– Да, у нас есть несколько конкурсов, в которых мы регулярно участвуем. Регулярно участвуем в фестивале «Краски детства», очень любим его, кубки с него привозим. Ездим в Екатеринбург, в Асбест недавно ездили, но участвуем в основном в номинациях «Художественное слово». В последние годы далеко не ездим.
До пандемии были и в Москве, и в других городах. А вот тут у нас немножко застой был после пандемии. Сейчас мы только на местные начали ездить.
Мы не ставим себе цели, чтобы прямо именно к фестивалю что-то готовить. Если у нас есть готовая подходящая постановка, то мы участвуем. Кроме всего прочего, у нас есть свой домашний театральный фестиваль «Мир глазами детей», который проводим на базе нашей тетрадной студии ежегодно уже 9 лет. Фестиваль открытый, на него приезжают коллективы со всей области.
– Как в глобальном плане поменялись дети? Если сравнивать поколения.
– Сложный вопрос. Дети всегда разные, очень многое изменилось – поменялись интересы, ритм жизни, да и в целом жизнь сильно изменилась. Раньше пред репетициями, пока все собирались, или на «переменке» между репетициями приходилось ребят успокаивать, отвлекать от разговоров и каких-то игр между собой, создавать тишину, а сейчас наоборот: «Ребята, давайте оторвёмся от телефонов». У нас есть волшебная корзинка, в которую на время занятия складываются все телефоны. Мне уже ничего не нужно говорить, я её просто ставлю, и ребята отвлекаются от экранов и начинают общаться.
Тенденция современного поколения – дети очень одиноки. Есть ребёнок, и есть мир в телефоне. Всё, что вокруг, чаще всего не замечается, и если не бороться с этим каждодневно, то будут какие-то упущения в развитии, я так считаю. Ребёнок что-то не заметит, не узнает, упустит, а потом уже будет поздно восполнять. В студии самое первое – это живое общение. Дети, проигрывая ситуации из литературы, ставят себя на место героя, пробуют как-то поступать, принимать решения именно в этих ситуациях. Скажем так, играя роль, они получают практику и определённый жизненный опыт, и уже в дальнейшем, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, они будут знать, как себя вести.
Это очень полезная вещь театрального творчества. Если в музыке, рисовании и спорте дети получают, как мне кажется, определённые узконаправленные навыки, то в театре можно получить опыт во всех сферах. Музыка у нас всегда присутствует, изобразительное искусство тоже – мы постоянно что-то сами делаем руками, – спортивное развитие у нас на сценах движения отрабатывается. То есть театр в этом смысле объединяет много всего.
– Какие сложности бывают при постановке спектаклей?
– Когда всё складывается, вообще никаких сложностей нет. Если в данный момент что-то не идёт, значит, оно и не нужно пока.
Сложность всегда – это деньги. Каждый спектакль – это определённая материальная организация мероприятия, в неё нужно вкладывать, как в любое дело. Если нет возможности у организации вложить в те же костюмы, в декорации или ещё во что-то, в тот же спектакль, который вывезти надо, то это большая сложность. Тогда выходим из ситуации, как можем – где-то договорились, где-то сами костюмы сшили, где-то организация всё же сумела выделить средства.
– А у ребят бывают какие-то стопорные моменты?
– Тут я считаю, что всё зависит от режиссёра. Если у режиссёра мало практики и понимания, какую роль дать ребёнку, то, конечно, у ребёнка возникнут сложности. Выход есть из любой ситуации, главное вовремя увидеть, что ребёнок не справляется, что ему не свойственно играть Бабу Ягу или ещё какую-то характерную роль, потому что ребёнок в принципе скромный и не будет громко кричать. В такой ситуации просто нужно подобрать ребёнку другую роль, более подходящую. В целом таких сложностей у нас не возникает.
– Расскажите о самых ярких моментах студии. Были какие-то большие победы?
– Я не гонюсь за победами. Думаю, это зерно заложил ещё Виктор Викторович, который не участвовал ни в одном фестивале и не оставил ни одной грамоты, даже фотографий очень мало было.
Запоминаются больше не какие-то единомоментные вещи, а люди, которые прошли через студию, которым студия помогла стать теми, кто они есть. Известный выпускник студии – Алексей Касаткин, сейчас работает в Дирекции городских праздников. Есть несколько выпускников, которые после студии выбрали творческий путь. Из прошлого выпуска девочки сейчас учатся в педагогическом, что-то связанное с театром. Когда дети вырастают, и студия остаётся в их жизни – вот это радует.
Студия существует больше как сотрудничество. Я даю свой опыт и творческие знания детям, они вносят свои задумки и фантазии, и это сотрудничество рождает всё. Нет такого, что десять человек пришли в студию и все десять потом стали актёрами. Здесь они получают базу, которая потом поможет им в любой профессии, даже если она совсем не связана с театром и сценой.
Ещё очень радует, что ребята сохраняют теплоту и любовь к студии после выпуска. Один парень, который занимался у меня, сейчас живёт в Израиле, но каждый год приезжает в гости. На улице встречаю выпускников, которым уже под тридцать лет – бегут ко мне обниматься. Люди помнят – это очень важно.
– Какой у вас был самый первый спектакль?
– Первый был дипломный по сказке «Морозко». Я назвала его «Зимняя сказка», писала к нему сценарий, ставили, защищали. Была большая декорация на всю сцену, её художники сами рисовали руками. И прямо посреди премьеры она упала. Никого не прибила, поставили обратно.
– А какой спектакль был самым ярким? Какой оставил наиболее глубокое впечатление?
– Мне все нравятся. Я не могу сказать, что какой-то лучше или хуже, у каждого есть свои особенности. «Чемоданное настроение», например, как из воздуха родился и очень легко шёл. Я даже не думала, что его поставлю, но, во-первых, ребята были уже опытные, и когда они пришли после каникул, подросшие на две головы, я подумала: «А почему бы и нет?». Попробовали одну сцену сыграть, и у них пошло всё, вышел замечательный спектакль. Я думаю, что мы и с нынешними ребятами его сделаем, будет у нас второй состав.
Был у нас спектакль-долгожитель «Кукарямба», про Пеппи Длинныйчулок. Но она была немножко такой философской, не совсем по сказке, про современность. Впервые мы её ставили очень давно, ещё с Касаткиным. Потом прошло года два, мы с другими детьми её поставили, потом ещё… Раза четыре с разными ребятами её ставили, лет 15 она прожила. Хороший спектакль, очень запомнился.
– Ребята сами приходят с предложениями что сыграть?
– Конечно. Мы всегда в начале сезона разговариваем, обсуждаем. Я стараюсь учитывать все пожелания, чтобы заинтересованность была у всех. Спектакль в первую очередь должен нравиться актёрам. Если у меня есть какая-то задумка, я начинаю закидывать удочку детям. Они уже высказываются, что им нравится, что бы они переделали. А если нет никакой отдачи, то значит надо что-то другое – насильно мы ничего не выучим.
– Сколько в среднем готовится спектакль?
– По-разному, в среднем от трёх месяцев до полугода.
– Был ли какой-то очень сложный спектакль, с которым были проблемы?
– Был спектакль «Красное поколение», к которому я около полугода собирала материалы из разных произведений и писала сценарий. Спектакль о Великой Отечественной войне. Тематика очень непростая, очень тяжело было всё это проживать. Начали делать его в 2019 году, должны были выпустить в марте 2020, к юбилею победы, и играть до июня. Но началась пандемия.
Когда нас закрыли, мы с ребятами собирались на онлайн-репетиции, хотя дети, конечно, рвались на сцену, предлагали тайком залезть в «Современник», порепетировать вживую, но ограничения тогда были очень жёсткие. Мы, конечно, были уверены, что пройдёт пара недель, и мы вернёмся к нормальным репетициям, но пандемия затянулась, время ушло, момент был упущен. И дети успели подрасти, и ситуация изменилась, и у меня мировоззрение повернулось, и всё. Спектакль так и лежит на полке. В прошлом году я поднимала сценарий, думала что-то переделать и всё-таки поставить, а нет, уже не то.
Это был очень тяжёлый спектакль без премьеры. Он был уже практически поставлен, но так и не родился.
– Какие проекты ещё есть на базе студии?
– Проекты постоянно идут. Полтора года, почти два сезона, у нас шёл театр-форум. Такой формат я увидела на курсах повышения квалификации, познакомилась с людьми, которые это делают, и решила попробовать. Суть в том, что изначально здесь нет какой-то пьесы или готового сценария, но есть люди, которые будут играть. Тут могут участвовать все, не только актёры, но и обычные люди, заинтересованные определённой темой. В обсуждении выбирается жизненная проблема, с которой сталкиваются эти участники, то есть это проблема их поколения, их общества и их сферы. Далее начинается обсуждение, как можно решить эту проблему, вспоминаются реальные истории, связанные с этой проблемой, из жизни самих ребят. А потом эти истории разыгрываются ими же для приглашённых зрителей. Зрители должны быть такими же ребятами, того же возраста, которые сталкиваются с такими же проблемами.
Самое интересное, что проблема не решается актёрами – её решают как раз-таки зрители. Они внедряются в игру, сами выходят на сцену и предлагают выходы из конкретных ситуаций. Такое вовлечение в проблему даёт сильный толчок.
Когда я только начала делать театр-форум, я не думала, что будет такой результат. Когда приходили учителя с классами, они думали, что сейчас снова будет классический урок профилактики (первыми темами были ВИЧ и наркомания), им покажут страшные картинки и раздадут памятки, всё как обычно. А когда их начали вовлекать в действие и это всё начало проходить через них, они сначала впадали в шок, а затем начинали понимать, как с этим бороться и как это победить. Даже если это затронуло человека лично, то он уже вооружён, мы даём ему знание.
Сейчас я изучаю новые театральные формы, смотрю, что мне самой интересно попробовать в будущем.
Кроме театра-форума у нас есть не то, что проект, скорее традиция – дебютные показы. Дебютные показы бывают примерно раз в два месяца, к ним мы собираем всё, что у нас есть – зарисовки, миниатюры, маленькие спектакли. Всё, что мы смогли сделать за определённый период, мы показываем на нашей маленькой сцене для небольшого круга заинтересованных людей – приглашаем родителей и друзей, кому действительно интересна наша компания. Получаются очень тёплые постановки. Особенно празднично в конце декабря получается, всё такое новогоднее и сказочное, ещё и Дед Мороз с подарками приходит.
Невозможно рассказать обо всём, всё идёт в процессе. Сейчас соберёмся с ребятами, познакомимся с новенькими, обсудим планы, вспомним наше актёрское мастерство и начнём чего-нибудь творить.