В Берёзовском городском суде 19 ноября стартовал судебный процесс по уголовному делу, в котором фигурирует статья 245 уголовного кодекса: «Жестокое обращение с животными».
Местные зоозащитники не припоминают, чтобы в нашем городе такой случай доходил до суда, поэтому его можно назвать беспрецедентным. Житель Шиловского микрорайона 66-летний Олег Даринцев обвиняется в избиении – с особой жестокостью – собаки, которое повлекло за собой вынужденную эвтаназию: когда череп раздроблен топором так, что все его содержимое буквально вываливается наружу, спасать уже некого. Всё произошло 29 июля у дома обвиняемого по улице Береговой. Заявление в полицию подала зоозащитница Ольга Новоселова, которая была вызвана на место происшествия, она требует справедливого наказания для живодера. Хозяйка несчастного Каштана и другие соседи, чьи дети стали свидетелями страшной картины – рядом находится детская площадка – подали иски о возмещении ущерба.
– Мне позвонил корреспондент «Золотой горки» и попросил помочь, сказал, что собаке плохо. Я добралась быстро – живу рядом. Собака была в таком состоянии, что мне до сих пор трудно говорить об этом, – рассказала Ольга Новоселова журналистам перед тем, как началось заседание. – Были видны вытекшие мозги, она хрипела, тяжело дышала. Мы погрузили ее в машину, но я поняла, что ехать просто не могу, физически и морально. Дождалась волонтеров, Евгению Гуда, и мы повезли. В клинике было принято решение об эвтаназии – чтобы освободить животное от мучений.
Олег Даринцев на месте преступления / Фото Олега Манварова
Ольга рада одному: что успела сказать Каштану последнее «прости». По ее словам, самый главный фактор, который способствовал возбуждению уголовного дела – запись камеры наружного наблюдения, которая фиксировала происходящее. Камера принадлежит соседу Даринцева Алексею Крючкову, жителю дома по ул. Ленина, 18А, тоже свидетелю обвинения. Возможно, в ходе судебных заседаний это видео станет одним из главных доказательств виновности подсудимого.
Судебная экспертиза показала, что истязание собаки проводилось с особой жестокостью. Это подтвердили и рассказали подробности все три свидетеля обвинения, которые были выслушаны на первом заседании. Хозяйка крупного рыжего пса, на которого ни разу не поступало жалоб от соседей, наблюдала происшествие из окна своего дома, как и сосед Алексей Крючков. В момент преступления на улице были дети, которые вечерним июльским днем играли на детской площадке. В основном – подростки. Маленькая хозяйка Каштана, дочка Елены Бондарь 12-летняя Полина, также все видела из окна. Девочка, по словам мамы, получила травму.
На первое заседание пришли представители СМИ, в основном сотрудники телевизионных компаний Екатеринбурга. Адвокат Даринцева и он сам сделали попытку убедить суд в том, что съемка может неблагоприятно сказаться на здоровье обвиняемого. «Мне противопоказан стресс», – заявил признавшийся также в наличии хронических заболеваний Даринцев на вопрос судьи о том, почему он против ведения записи. Также Олег Павлович пожаловался на то, что «эти вот люди устроили сегодня шоу у моего дома и взяли интервью у всех, у кого можно». Судью это не впечатлило, и он позволил журналистам работать.
Как произошло избиение
(со слов свидетелей Елены Бондарь и Алексея Крючкова)
Дом Елены, где в вольере жил дворовый пес Каштан, стоит почти напротив дома Даринцева. В тот день мужчина прогуливался со своим псом, а Каштан, на свою беду, выбежал за ворота. Такое, по словам хозяйки, случалось крайне редко, но она поспешила закончить домашние дела, чтобы позже завести собаку во двор: плохого не ожидал никто.
Но две собаки, увидев друг друга, начали борьбу. Драка продолжалась какое-то время и, видимо, очень разозлила Даринцева, который снял со своей собаки поводок и стал наматывать его на шею Каштана. Он оттащил его к своему забору, привязал, при этом пнув. Каштан был уже не рад и пытался отползти от мучителя, но не вышло. Даринцев между тем сходил во двор своего дома и вернулся с топором. Два или три удара по голове – и Каштан взвизгнул так, что Елена Бондарь услышала этот крик сквозь закрытые окна своего дома. Но первая кровь не успокоила живодера, и он, отойдя на какое-то время, опять вернулся со своим орудием к псу. Удары последовали снова.
– Создавалось впечатление, что человек делает свою работу, смотрит на результат своего труда, и это приносит ему удовольствие. Было очень жутко, – рассказал Крючков. – Позже я видел собаку, точнее дыру вместо черепной коробки. Висели ошметки, кровь пузырилась.
Судебная экспертиза установит позже: Каштан получил рубленую рану головы с разрушением части головного мозга, ушибы спины, разрыв печени – в общем, травмы, при которых он был уже не жилец. Алексей Крючков вспомнил, что прибывшим полицейским Даринцев предлагал застрелить собаку. После окончания расправы пенсионер оттащил пса подальше от забора, накинув ей на голову ботву. Она страшно хрипела.
Вспоминая подробности расправы, Елена Бондарь плачет прямо в зале суда. По словам женщины, Даринцев еще по отношению к маленькому Каштану вел себя агрессивно, натравливая своего взрослого пса на щенка, учил соседей, что собаке обязательно нужен намордник.
После кровавого избиения Олег Павлович принес ведро с водой и стал смывать кровь – все-таки запачкал свою придомовую территорию. Потом начал звонить кому-то по телефону. Соседи в это время уже вызвали полицию – о произошедшем узнали от перепуганных детей.
По словам хозяйки Каштана и владельца видеокамеры (запись была изъята оперативниками), спустя несколько недель после смерти Каштана Даринцев подходил к ним, но в обоих случаях попытка извиниться не удалась: Елена выслушала соседа, но отказалась от предлагаемых денег, а с Крючковым разговор не задался с самого начала. Как он рассказал суду, Олег Павлович вел себя несдержанно и бестактно.
Далее состоится закрытое заседание, на котором опросят несовершеннолетних, которые невольно оказались втянуты в произошедшее. Факт того, что свидетелями стали дети, осложняет и без того не простое положение обвиняемого. Далее выступят свидетели защиты, это сын Олега Павловича и один из соседей. Сейчас, еще в начале процесса, защита Даринцева строится на отрицании своей вины в той части, которая касается присутствия несовершеннолетних лиц, а также на былых заслугах, принесенных государству: сейчас мужчина – пенсионер. Еще мужчина утверждает, что преступлению предшествовало нападение Каштана, но все свидетели в голос твердят: это неправда.