Жизнь города

Благотворительность: норма жизни или кормёжка за чужой счёт?

Фото: © "Золотая горка"

Благотворительность – тема громкая. Одни популярные личности активно агитируют за, другие выступают против: мол, государство должно помогать, а мы налоги платим. Но помогают все же многие: согласно статистике, хотя бы раз в год деньги жертвуют 85% граждан нашей страны, а вот регулярные перечисления в благотворительные фонды делают всего 3%, хотя и эта цифра с каждым годом растет. В Европе цифры разнятся от 19% в Испании до 83% в Нидерландах.

Мы спросили несколько людей, имеющих прямое отношение к благотворительности, кому люди готовы помогать охотнее и как можно это делать, если не расставаться с деньгами?

Марина Кузьминых, психолог в психоневрологическом интернате Берёзовского:

– Сегодня появилось больше возможностей для коммуникаций. Социальные сети, телевидение, созданные сообщества достаточно хорошо информируют людей. Поэтому благотворительности стало больше. Раньше если и были желающие, они не знали, как попросить или помочь.

Сама помощь связана с определённой мотивацией благотворителя. Раньше человек оказывал помощь и оставался неизвестным. Сейчас благотворитель может появиться в СМИ, это знак хорошей репутации, возможности показать себя обществу в нужном свете и установить деловые контакты в определенных кругах. Встречаясь на таких мероприятиях, публичные люди оказывают помощь и реализуют свою потребность в связях. Для бизнеса это плюс: если фирма готова тратить средства на что-то еще, значит, она достаточно надежна, ей можно доверять. Те, у кого проблемы, не будут этим заниматься. Если брать обычных людей, то здесь внутренняя мотивация.

Русскому человеку свойственны некоторая жертвенность, желание «помочь убогому».

Есть и другие причины: приобрести новые навыки, умения; лучше узнать людей; повысить самооценку; занять определенный социальный статус; почувствовать себя значимым; приобрести опыт, который может быть полезен в будущем. Если человек одинок или у него мало друзей, это дает ему расширение коммуникации:  помогая другим, он помогает себе. Иногда помощь другому – это способ избавления от чувства вины перед кем-то близким, если есть чувство, что кому-то недодал. Иногда помощь другому, которая обычно отнимает время, становится способом ухода от домашних, семейных проблем, человек таким образом переключается с негативного.  

Помогают охотнее детям: во-первых, здесь есть перспектива, во-вторых, к ребенку совершенно особые чувства в обществе. Больным взрослым, например, умственно отсталым, непросто найти благотворителя. М ы с моей коллегой, заведующей отделением, несколько лет назад работали именно над тем, чтобы искать разово спонсоров на какую-то поездку или мероприятие для клиентов нашего интерната. Например, задумали мы поездку в Санкт-Петербург. Это большие денежные средства, я понимала, что наши клиенты смогут накопить только на личные расходы, но не на путевки и билеты. Решила обратиться к предпринимателям Берёзовского, из двадцати откликнулись пятеро. Причем мы четверых потом поблагодарили официально, через газету, а пятый, который дал больше остальных, пожелал остаться неизвестным и попросил лишь фото из поездки.

Эта поездка случилась в 2013-м, затем мы еще организовывала несколько мероприятий, частично за счет спонсоров: сплав, боулинг, поездку в Кунгурскую пещеру… Но позже, во время обсуждения этих событий, я поняла, что больше ничего такого делать не буду, то есть просить – не буду. У них возникла паразитарная позиция: а пусть нам дадут, у нас же денег мало. Наши путешествия не прекратились: клиенты ездили в Казань, по Золотому кольцу, но уже на свои деньги, которые откладывали целый год. Теперь я за то, чтобы давать не рыбу, а удочку.

Творить добро нужно осознанно, не бездумно: понимать, в какой форме и насколько оно востребовано, понимать потребности нуждающихся.

Нам в интернат приносили и туфли на каблуках, и довольно открытую одежду – то, что у нас вообще не носят. Опять же не всегда нужна материальная помощь: концерт, мастер-класс или любое общение может быть бесценным. Живой пример – праздник «Новый год в интернат», который организуют у нас волонтеры уже три года подряд. Это именно тот формат, который востребован у нас. Не спорю – многим дешевле отправить деньги через СМС, чем тратить свое время.

Мошенников сейчас очень много. Чтобы понять, стоит помогать или нет, нужно собрать информацию. Когда начинают сильно просить, нужно, чтобы это вызывало сомнения. Мошенники аморальны дважды: они незаконно обогащаются и лишают возможности получить помощь тому, кто в ней реально нуждается, создают негативное отношение к благотворительности в обществе.

Если вы помогли раз-два, уместно поинтересоваться: что человек сделал сам для изменения ситуации? Понятно, что случаются экстренные ситуации – пожар, наводнения и так далее, но если многодетная семья постоянно просит: дайте, дайте, тут стоит задуматься.

Дети, растущие в такой среде и понимающие, что им придут и все дадут, скорее всего тоже станут потребителями.

Я сама периодически отправляю деньги. Но выборочно, когда что-то зацепило. Более рационально, сухо подхожу: если был здоровый ребенок, и случилась какая-то травма, но он может поправиться, выздороветь. Но не дам деньги человеку с табличкой. Ну не верю! Я готова помогать, когда уверена: моя помощь действительно необходима, когда информация достоверна. Верю, например, проекту «День добрых дел» на «Пятом канале».

Иногда люди не помогают и не нуждаются в помощи, но крайне негативно отзываются о благотворительности. Приведу пример: у родителей-алкоголиков в двух случаях из десяти дети вырастут трезвенниками. И у этих двух отношение может быть разным. Первый рассудит так: мне было трудно, но я выкарабкался сам, так почему я должен помогать? А второй, помня о том, как ему было тяжело, поможет человеку в такой же ситуации. 

Хорошо, что находятся люди, у которых есть потребность творить добро. Им огромное спасибо. И неважно, какие мотивы ими двигают, главное, что их помощь приносит пользу.

Наталья Истомина, директор «Центра субсидий и компенсаций»:

– Мой первый опыт – поездка в цирк с детьми из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Тогда я поняла, что можно найти несколько человек, желающих помочь, и выступить организатором. Потом помогала детскому дому «Полянка» с ремонтом, проводили детские мероприятия.

Я помогаю не только деньгами, которые тоже перевожу регулярно, но и привлечением людей к разным проектам, то есть нахожу единомышленников, которые меня поддерживают. Как правило, у осознанных людей есть потребность делиться, и они получают от этого радость. Мое окружение легко на это идет, люди понимают и доверяют. Поначалу задавали лишние вопросы, потому что возникало недоверие. Но теперь никто не сомневается: если я прошу, то деньги идут только на те цели, о которых я говорю.

Когда-то я услышала, что важно делиться определенной частью своего дохода – в районе 20%. Когда делишься, сеешь семена на будущее.

Так же, как часть собранного в конце года урожая идет на посев, так и благотворительность: я сею семена добра, которые мне возвращает жизнь.

Я в это верю. К тому же, когда чувствуешь себя волшебником, это вдохновляет. Когда ты понимаешь, что абсолютно несложными действиями можешь зажечь чьи-то глаза. Это для меня волшебство в жизни, которое я создаю себе и другим людям, поэтому мне это интересно.

Татьяна Каминская, руководитель волонтерского движения «Искорки добра», мама особого ребенка: 

– Со слов людей, с которыми я общалась в Европе, у них принято каждый месяц делать пожертвования. Считается нормой после спектакля в театре, что волонтеры стоят с ящиками и собирают деньги. У нас принято собирать на конкретного человека, конкретное мероприятие.

Прежде чем человек примет решение помогать, нужно собрать информацию.

Не нужно покупаться на слезы – мошенники очень часто берут именно эмоциями. Когда человек один раз купится на жалостливый пост, поможет и узнает, что покормил аферистов, у него больше не появится желания перевести куда-то деньги.

Возможность помочь есть у многих, но количество сборов, просьб о помощи, в том числе и мошеннических, уже раздражает. Поэтому люди не хотят тратить время на изучение конкретной просьбы, чтобы понять, реальный человек, реальная нужда или нет.

Мошенникам тоже непросто – например, чтобы создать группу «ВКонтакте» для сбора денег, нужно соблюсти много правил. Я сама помогла создать для этой цели как минимум десять групп, знаю все требования.

Детям, особенно маленьким, легче приходят на помощь. Если с ребенком что-то случилось, и есть надежда на выздоровление. Детям с ДЦП, с ментальной инвалидностью помогать не особенно хотят, хотя они нуждаются в постоянном внимании.

Деньги – не единственный способ стать благотворителем.

Есть волонтерские объединения, куда можно обратиться. Мы с дочерью Ксюшей начинали с сотрудничества с организацией «Дорогами добра», помогали в организации их мероприятий.

Распространение информации – тоже большая помощь. Можно не тратить деньги, но творить добро, гуляя с собаками в приюте. Привезти для них косточки, оставшиеся после приготовления супа; провести для детей из детского дома мастер-класс; попить чаю с одинокой старушкой… Одиночество вообще проблема № 1 для людей с инвалидностью и не только. И простое человеческое общение для них – уже роскошь.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22