Обиженный участник марафона, одна из американских «патриотических» группировок, «Аль-Каида» или ее союзники – примерно так может выглядеть перечень возможных организаторов взрывов в Бостоне, которые потрясли весь мир. Это трагическое событие стало крупнейшей террористической акцией на территории США за последние 11,5 лет, сообщает РИА Новости.
Верхнее фото Филиппа Кравцова, РИА Новости: улица в Бостоне в районе взрывов
Теракт. И никак иначе
Два взрыва с интервалом в 12 секунд прогремели в Бостоне во время международного марафона. По данным полиции, бомбы были заложены на расстоянии 50-100 метров друг от друга. В результате взрывов погибли три человека, в том числе ребенок 8 лет, более 140 человек получили ранения.
В районе взрывов также было обнаружено пять несработавших бомб.
Власти США уже признали произошедшее терактом. Само же расследование взяло под контроль ФБР.
Враг внутри или извне?
Поскольку это ЧП стало первым терактом в США после событий 9/11, когда боевики-смертники «Аль-Каиды» разрушили символ делового Нью-Йорка, Всемирный торговый центр, то ряд экспертов и в этот раз склонны подозревать эту террористическую группировку.
Тем не менее, возможными организаторами взрывов называют и экстремистов внутри страны.
– Будет расследование. Два варианта наиболее базовых: первое – это исламистские радикал-интернационалисты, это «Аль-Каида» или ее какие-нибудь союзники. Второй вариант – какие-то радикальные экстремисты внутри США, воинственные националистические группы, воинственные левые группы, воинственные патриоты чрезмерно радикальные, – считает директор центра политических исследований, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков.
О двух этих версиях пишет и американское издание Christian Science Monitor.
Так в пользу того, что к взрывам может быть причастна «Аль-Каида» говорит масштаб самого Бостонского марафона.
Однако в статье приводятся и факты в пользу теории о внутреннем источнике угрозы.
Издание обращает внимание на дату – 15 апреля. В этот день заканчивается сбор федеральных налогов, а в Массачусетсе отмечается День патриота, что может говорить о причастности недовольного чем-то террориста-одиночки или американской антиправительственной организации.
Некоторые аналитики даже заметили, что взрывы прогремели на 26-й миле марафонского забега, который был посвящен 26 жертвам чудовищного преступления в Ньютауне, штат Коннектикут, ставшем центром дебатов о запрете на оружие.
В пользу версии о внутренних экстремистских группах, правда, с оговоркой, также высказался глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
– Самодельные взрывные устройства, часть из которых не взорвалась, говорит о том, что организаторами теракта, скорее всего, стали внутренние экстремистские группы, но заказчиками, скорее всего, являются те, кто связан с международными террористическими сетями, – заявил Маргелов.
Обида?
Бывший директор ФСБ Николай Ковалев выдвинул свои версии относительно возможных организаторов взрывов в Бостоне. Среди них: террористическая организация и один из участников марафона, который был либо лишен приза за что-то или принимал участие достаточно долго в забеге, но так и не смог победить.
– Поскольку марафон показывался в прямом эфире, конечно, террористы рассчитывали на наибольший пропагандистский эффект. Это один из признаков того, что речь идет о причастности к подготовке терактов террористической организацией. То есть люди, которые стремятся, чтобы было наибольшее освещение этого события, – сказал Ковалев. Он добавил, что большое количество подготовленных самодельных взрывных устройств говорит о том, что у террористов была цель нанести наибольший урон и поразить как можно больше жертв.
Исполнение теракта по первым впечатлениям вызывает одну-единственную реакцию – слепленная на коленках халтура (если это слово вообще уместно в такой эмоциональной ситуации).
То есть, это либо тотальная гаражная самодеятельность дилетантов… либо кто-то, очень хорошо под нее маскирующийся.
Идут в отказ
И пока ведется расследование, строятся догадки о мотивах и организаторах, руководство радикальной группировки талибов в Пакистане «Техрик Талибан-и-Пакистан» («Движение талибов Пакистана») заявило, что не причастно к взрывам в Бостоне.
– Мы не связаны с этими взрывами. У нас есть убеждение нападать на американцев и их союзников, но мы не связаны с этой атакой, – сказал официальный представитель пакистанских талибов Эхсанулла Эхсан.
Как сработали?
После произошедшей трагедии эксперты стали давать оценку работе американских спецслужб. Некоторые склоняются к тому, что те не совсем хорошо сработали.
Так бывший директор ФСБ отметил, что любой взрыв является серьезной недоработкой спецслужб любой страны. Хотя в оправдание силам обеспечения правопорядка он отметил, что теракт с взрывными устройствами, который требует длительной подготовки, сложнее предотвратить, чем взрывы террористов-смертников.
Также он добавил, что террористы воспользовались тем, что на марафон съехалось большое количество людей и в этих условиях достаточно сложно провести тотальный контроль каждого на предмет наличия взрывчатки.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев («Единая Россия») в свою очередь считает, что вопросы к спецслужбам в связи с взрывами есть.
Вместе с тем, он подчеркнул, что говорить о мотивах теракта и о том, является ли это недоработкой спецслужб, можно только после тщательного анализа.