Путешествия

Ницца: город русской славы и печали в заливе Ангелов

Фото: © Михаил Лебедев

Ничто так не говорит о русском, российском духе в Ницце, как рубленная из бревен изба в парке Вальроз в завокзальной части города. Известный в деловых кругах фон Дервиз, ставший богатейшим представителем русской колонии на Лазурном берегу, купил здесь землю. В России он строил Курско-Киевскую железную дорогу, в результате чего, по слухам, стал обладателем немалых средств. Он построил два замка и для какого-то баланса установил здесь вывезенный из России деревянный дом. Погрузил на пароход в Одессе и доставил сюда.

С 60-х годов прошлого века в этом парке разместился университетский городок факультета естественных наук. Здесь произрастают редкие породы деревьев, в сени которых прячется деревянное строение, прибывшее по морю и заново собранное в этом райском уголке Ниццы. Такой фот парафраз «похищения Европы» на отечественный манер. Она, как ничто другое, является живым напоминанием о русском присутствии на Ривьере в середине Х1Х века.

Я бродил по окрестным улицам, но в парк Вальроз не попал, не случилось. Как не случилось это с одной из русских барышень, приехавшей сюда на лечение от туберкулеза, Марией Башкирцевой. Ни она, ни ее родные не переступали порога этих владений. Русская аристократическая Ницца не принимала в своих домах ее семейство, а на балы и концерты в Вальроз и подавно не приглашали. Когда же она стала знаменитой художницей и с ней считали за честь свести знакомство известные люди Франции и России, ее произведения оказались в лучших музеях Европы. Первыми картинами русских художников, приобретенных знаменитым Лувром, стали произведения Марии Башкирцевой. В списке художников, чьими картинами пополнялся Музей изящных искусств Ниццы, на почетном месте имя Марии Башкирцевой. Устроен музей в роскошной вилле, построенной в позапрошлом веке знатным российским семейством Кочубей.

Памятная мраморная доска, посвященная этому знаковому для России и Франции имени, остановит вас на Английской набережной. Следуя надписи, я прошел по узкому проходу, рассчитывая увидеть эту виллу, где жили Башкирцевы. Кроме унылого заднего двора ничего не увидел. Здесь только место, где вилла когда-то стояла.

Что может человек успеть сделать за 24 года, прошедших с его рождения…Мария, овладев несколькими европейскими языками, написала интереснейший дневник, закончила единственную художественную школу, где принимали на учебу женщин, и оставила после себя немалое творческое наследие. Дневник неоднократно издавался в Европе и за океаном, а ее картины находятся в крупнейших музеях мира, в том числе и в России…

То, что Ницца хранит российский дух, для многих не новость. Когда-то в Европу поучиться тянулась молодая российская поросль – от отпрысков аристократии, поместного и прочего дворянства, гильдийных купцов, а потом и народившихся заводчиков, разночинной публики, вплоть до буревестников революций. Вслед за ними тянулись именитые, и не очень, но состоятельные обыватели, посмотреть, попробовать, какова она на зуб эта Европа.

Ну, скажем, что это за Ницца такая, где в феврале какие-то цветочные бои проходят, а люди, хоть и не купаются, кроме уж «отмороженных», а все-равно стремятся на морской берег. В общем, посмотреть, «где апельсины зреют…» Кстати, так называется книга Н.А.Лейкина, которую читают в эфире одной из федеральных радиостанций, периодически к ней возвращаясь. «Где апельсины зреют…», - увлекательное, полное юмора, повествование о русских, путешествовавших в позапрошлом веке по Европе, заглянувших, в том числе, и в Ниццу.

В последние дни лета я заглянул в Ниццу на неделю. И уже одно это показывает, что мне никогда не достичь аристократических высот. Знающие предмет отмечают, что российский высший свет бывал в Ницце лишь зимой. А вот находиться там в купальный, сегодняшний «высокий» сезон, считалось «пошлостью», которую не может себе позволить аристократ.

Недаром Мария Башкирцева записала в своем дневнике: «Я смотрю на Ниццу, как на место изгнания. (…) С зимою появится общество, а с обществом веселье, тогда будет уже не Ницца, а маленький Париж. Тем не менее шесть или семь месяцев, которые надо здесь провести, кажутся мне целым морем, которое надо переплыть». И тут же ее противоречивая натура отмечает: «Настоящий сезон в Ницце начинается в мае. В это время здесь просто до безумия хорошо… Говорят о чудесах Неаполя; что до меня – я предпочитаю Ниццу. Здесь берег свободно купается в море…»

Именно на море и пляж рассчитывал я в первую очередь. Но не весь же день бултыхаться в средиземноморских волнах, мне раннего утра и времени после полудня вполне достаточно. А в промежутках в городе есть на что посмотреть. Но и спеша на берег через «музыкальный» квартал, на улице Гуно я встречал отель «Оазис», где останавливался не раз Антон Павлович Чехов. Он ведь не только на Сахалине (с остановкой в Екатеринбурге) и в Ялте бывал. А выходя на Английскую набережную, обязательно видишь купол знаменитой гостиницы «Негреско», где останавливался пианист Артур Рубинштейн. И совсем рядом начинается улица Кронштадт.

«Русских улиц в Ницце хватает. Там, где сходятся улица Николая II и бульвар Царевич – островок российской земли. Здесь находится православный храм Святого Николая. Во Франции эта русская церковь имеет статус национального исторического памятника и является самым старым православным храмом, построенным за пределами России.

Внешне церковь напоминает московские храмы, а ее интерьеры богаты украшениями, многочисленными образами, фресками, искусными деревянными деталями и особенным резным иконостасом. Храм был построен в 1903-1912 годах по попечению вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императора Николая II. Пятиглавый храм Святителя Николая Чудотворца, неоднократно признавался красивейшим православным храмом за пределами России.

В 1867 году царская фамилия приобрела виллу в Ницце в собственность, ее снесли, а на этом месте была возведена мемориальная Никольская часовня в память умершего здесь от неожиданно сразившей его болезни цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II. От него по воле судьбы принял бразды правления его младший сын, ставший императором Александром III. А уже его старшего сына мы знаем, как императора Николая II.

Нашествие русских на Ниццу связывают с серединой Х1Х века, когда Россия, как считается, вознамерилась основать на Средиземноморском побережье военно-морскую базу. С этой миссией здесь побывала вдовствующая императрица Александра Федоровна, мать Александра II. Она даже, как говорят, профинансировала строительство дороги Ницца–Виллефранш (район, где в наши дни облюбовали для расселения мировые знаменитости). Она даже получила название бульвара Императрицы.

К тому времени в этом благословенном уголке Лазурного берега предположительно уже проживала не одна сотня русских семей. А с самой Александрой Федоровной приехало около 400 человек свиты, они заняли практически все съемное жилье в Ницце. Англичане, наезжавшие в эти места, не могли снять ни одного уголка, русские щедро платили хозяевам жилья. В тот сезон здесь смогли разместиться только те подданные Британской Короны, кто имел уже здесь собственное жилье. Наверное распугало британских курортников и появление российского парового корвета, с которым прибыли военные моряки для охраны свиты царского двора, числом не меньше ее самой.

Потому и считали россияне в те времена Ниццу филиалом царского двора. Дополнительный стимул, чтобы сановники и чиновничество всех уровней потянулись на Французскую ривьеру. Потому и поезд Санкт-Петербург – Ницца тогда пустили и курсировал он до первой мировой войны. Сейчас существует его аналог из Москвы. Населяли Ниццу представители фамилий, щедро рассыпанных по произведениям российских классиков и историков: Волконские, Раевские, Трубецкие… А также известные литераторы и безвестные искатели приключений и авантюристы, генералы белого движения. Революционеры – не исключение. В.И. Ленин выбирал для остановки тот же отель «Оазис», что и А.П. Чехов. Волны российской эмиграции и в последующие годы периодически набегали и набегают на эти берега. Вообще бессмысленно пытаться перечислить всех, все-равно кого-нибудь забудешь.

Но Ницца напомнит. Идешь по центральной улице и машинально берешь выложенную малоформатную бесплатную городскую газету. Перелистывая на досуге, вдруг наталкиваешься на заметку о советском горняке Герое Социалистичского Труда Алексее Стаханове, что Россия образовала с Францией и Великобританией союз Антанты. Вроде пустяк, а не забывают.

«Я люблю Ниццу; Ницца – моя родина, в Ницце я выросла. Ницца дала мне здоровье, свежие краски, - привожу слова Башкирцевой из ее дневника, - Там так хорошо!»

Фото Михаила Лебедева

Ваше мнение?

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 1 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22