Пожалуй, с тех пор, как женщины завоевали и заполонили дороги, управляя машинами, ведутся споры, кто же водит лучше. Баба за рулем — обезьяна с гранатой, кто не слышал этой фразы. Но так ли это на самом деле?
Одни считают, что представители сильного пола отличаются более агрессивным и рискованным стилем вождения, и как результат — они чаще попадают в ДТП. Другие полагают, что девушки за рулём менее сконцентрированы и много отвлекаются на посторонние вещи, что тоже приводит к авариям. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, основываясь на фактических данных и экспертных оценках.
Согласно информации, предоставленной ГИБДД, на территории Российской Федерации зарегистрировано порядка 56 млн водительских удостоверений. При этом процентное соотношение мужчин и женщин среди автомобилистов составляет приблизительно 60% к 40%. Таким образом, число водителей-мужчин в нашей стране равняется примерно 33,6 млн человек, в то время как автоледи — около 22,4 млн.
Количество представительниц прекрасного пола за рулём автотранспортных средств в России неуклонно увеличивается. Ещё десять лет назад женщин-водителей насчитывалось около 25%, а на сегодня их доля приближается к 40%. Этот факт объясняется тем, что современные девушки стали более независимыми и активными, а личный автомобиль для многих из них превратился в необходимый атрибут повседневной жизни.
Однозначно ответить, какой из полов водит лучше, довольно сложно, поскольку уровень управления автомобилем зависит от ряда факторов, среди которых:
- стаж и опыт вождения;
- возраст водителя;
- психологические особенности личности;
- общее состояние здоровья и единомоментное самочувствие;погодные и дорожные условия и др.
Тем не менее, определённые выводы можно сделать на основании некоторых статистических данных и результатов исследований.
Так, по данным страховыми компаниями, женщины реже становятся участниками серьёзных аварий и ДТП. Принято считать, что они проявляют большую осторожность и менее склонны к рискованным маневрам на дороге. В то же время мужчины чаще превышают скоростной режим, идут на обгон в опасных ситуациях и в целом демонстрируют более агрессивное поведение за рулём.
С другой стороны, статистика ГИБДД показывает, что автоледи чаще попадают в мелкие дорожные инциденты и происшествия. К примеру, они нередко совершают ошибки во время парковки, задевают другие автотранспортные средства или наезжают на препятствия. Кроме того, женщины-водители чаще отвлекаются на второстепенные вещи, такие как телефонные разговоры или беседы с пассажирами.
Частота страховых случаев по ОСАГО женщин, собственников по ТС, чуть выше, чем у мужчин, собственников по ТС.
Но нужно учитывать, что при примерно одинаковом среднем возрасте водителей, средний стаж по водителям автомобилей, принадлежащим женщинам, на 5 лет ниже, чем средний стаж вождения по водителям авто, принадлежащим мужчинам. То есть, значимый фактор здесь скорее стаж, а не возраст и пол.
Весьма любопытное исследование было проведено британскими учеными. Они изучили данные о более чем 14 тысячах дорожно-транспортных происшествий и выяснили, что в среднем на один миллион миль пробега женщины становятся участниками 5,1 аварий, в то время как мужчины — 5,2. При этом разница в показателях оказалась статистически незначимой, что позволяет сделать вывод о том, что гендерная принадлежность водителя не является определяющим фактором безопасности на дороге.
Многие эксперты склоняются к мнению, что качество вождения зависит не от пола человека, а от его индивидуальных особенностей и навыков. И среди мужчин, и среди женщин встречаются как превосходные водители, так и те, кому лучше воздержаться от поездок за рулём.
Однако некоторые статистические закономерности все же прослеживаются:
- Мужчины чаще попадают в ДТП в молодом возрасте (от 18 до 35 лет), а женщины — после 60 лет.
- Водители-мужчины чаще садятся за руль в нетрезвом состоянии , что значительно повышает вероятность серьезных аварий.
- По данным страховщиков, автоледи реже становятся виновницами ДТП и потому получают более выгодные условия автострахования. В среднем, страховые взносы для женщин-водителей на 10-15% ниже, чем для мужчин аналогичного возраста.
- Но женщины чаще попадают в аварийные ситуации при сложных погодных условиях, таких как ливень, снегопад или густой туман.
Согласно статистике мужчины чаще становятся участниками ДТП в тёмное время суток, а женщины — при дневном свете. Это объясняется тем, что сильный пол больше ездит по ночам и в сумерках, в то время как представительницы прекрасного пола предпочитают совершать поездки днём.
Что касается манеры вождения, то и здесь мнения специалистов разнятся. Одни полагают, что женщины водят более плавно и аккуратно, а мужчины — более динамично и агрессивно. Другие считают, что эти различия сильно преувеличены, и стиль вождения определяется скорее характером и темпераментом человека, нежели его половой принадлежностью.
В некоторых странах, например, в Японии или Саудовской Аравии, число женщин-водителей до сих пор крайне невелико. Это объясняется культурными и социальными особенностями данных государств, где роль женщины традиционно ограничивается домашним хозяйством, а вождение автомобиля считается прерогативой мужчин.Совсем иная ситуация наблюдается в Европе и Соединенных Штатах, где автоледи активно управляют транспортными средствами уже на протяжении нескольких десятилетий. При этом статистика ДТП в этих странах не демонстрирует существенной разницы между водителями мужского и женского пола.
Согласно результатам опросов в России, большинство мужчин-водителей в целом положительно относятся к женщинам за рулём и не считают их менее компетентными на дороге. Многие отмечают, что автоледи более вежливы и аккуратны во время движения, реже нарушают ПДД и создают аварийные ситуации.
Хотя стереотипы и шутки о женщинах за рулём остаются до сих пор. Бытует мнение, что вождение автомобиля — не женское дело, а дамы на дороге представляют опасность для окружающих. Однако статистика не подтвержает это мнение.
Кто водит лучше? Ответа нет. У представителей обоих полов при управлении автомобилем есть как сильные, так и слабые стороны.
Главное — это неукоснительное соблюдение правил, внимательность, осторожность и взаимное уважение. А эти качества не имеют никакого отношения к полу водителя.