Судьба похожая на сказку. Творческая биография поэта и композитора Георгия Шорикова.

Судьба похожая на сказку. Творческая биография поэта и композитора Георгия Шорикова.

СУДЬБА.

Как звук в натянутой струне,

Как соль в земле родимой,

Телеграм канал Золотой горки

Живет поэзия во мне

Судьбой неотвратимой.

И я, как подданный ее,

От самого рожденья,

Ей подчинил свое житье

До самоотреченья.

Стихи преследуют меня,

Как пагубное зелье,

Но бесконечно счастлив я

От этого похмелья.

В плену призванья своего

Твержу я без лукавства,

Что нет ценнее ничего

Духовного богатства.

Я в мире все готов стерпеть

В водовороте буден,

Чтобы побольше добрых слов

Успеть оставить людям.

Чтоб сквозь любые времена

Стихи мои простые,

Как сердца вещая струна,

Звенели над Россией!

1997 г.

ОТ АВТОРА БИОГРАФИИ.

Георгий Иванович Шориков – популярный, узнаваемый и любимый уральцами композитор и поэт. В его стихах воспета красота и мощь родного края. История его жизни будет интересна читателям хотя бы тем, что в ней видна история развития и становления культурных учреждений Свердловской области, образования в сфере культуры. Отражены способы развития творческих возможностей в советское и постсоветское время, богатый опыт организации культурно-досуговой деятельности.

Огромный вклад в культуру региона по достоинству оценен руководством области и города – об этом свидетельствуют многочисленные почетные звания Лауреата многочисленных конкурсов и фестивалей, звание заслуженного работника культуры Российской Федерации. Многим поколениям березовчан стихи Шорикова помогли обогатить духовный мир, расширили диапазон поэтических образов.

Наш герой полностью посвятил себя работе, прошел «образцовый» жизненный путь, служащий примером для молодежи. Несмотря на свою известность Г. И. Шориков остается простым, доступным человеком с большой душой и открытым сердцем. Основой книги «Судьба, похожая на сказку…» служит рукопись и личный архив главного героя.

«В народе уральские драгоценные каменья величают самоцветами. То ли оттого, что удивительно красивы, то ли потому, что умеют дарить свет другим. А, впрочем, бывают и люди такие. Сразу не разглядишь, а узнаешь получше – будто клад нашел. Тут тебе и стихи, и песни, и сказы. Читать - не перечитать, слушать - не переслушать. Просто дух захватывает! Сколько в них настоящей человеческой теплоты, добра и света, живых нерукотворных картин родной уральской природы: с рябинками и березками, васильками и ромашками. Откуда, из каких родников это потрясающее богатство красок, это неподражаемое колдовство, которым так щедро делится с нами наш земляк, творец и волшебник слова Георгий Иванович Шориков. Откуда эта всеподкупающая музыкальность и образность строк. Откуда? Спрашивай, не спрашивай – остается загадкой».

Георгий Иванович Шориков - заслуженный работник культуры Российской Федерации, выпускник музыкального училища им. П.И.Чайковского, лауреат многих российских музыкальных фестивалей, в том числе, конкурса молодежной песни «Юность комсомольская моя». Первый обладатель специальной премии Березовского управления культуры «Верность призванию» 2005 года, лауреат литературной премии имени И.И.Акулова, Почетный гражданин города Березовского с 2003 года, поэт и композитор, автор «Города наших отцов», гимна города Березовского. В 2014 году был номинирован на премию Губернатора Свердловской области.

Особенно интересен Георгий Иванович как композитор и поэт. На его стихи написали музыку композиторы Е.Родыгин, В.Шильдт, Ю.Афанасьев, В. Лаптев. Песня «Расстрелянная школа», на стихи Георгия Шорикова и музыку Владимира Горячих, была исполнена на траурной линейке в Беслане 5 сентября 2005 года.

Виноградов В. Дружеское досье // Серебряный вальс: сборник песен на стихи Г.И.Шорикова – Екатеринбург, 2014.

РАССТРЕЛЯННАЯ ШКОЛА.

Как скорбное распятие Христа

Глядит на нас расстрелянная школа,

А рядом над цветами вьются пчелы

И голубеет неба высота.

И также солнце льет на землю свет,

И также в поднебесье рвутся птицы,

И также серебром река искрится

И лишь детей, погибших, с нами нет.

Их жизнь не рок жестокий подстерег,

Впились в сердца им пули террористов,

Когда тропинкой утренней, росистой

Они спешили в школу, на урок.

Что детских жизней может быть ценней:

За счастье их печемся мы извечно,

Каким же надо быть бесчеловечным,

Чтоб объявлять охоту на детей.

Но час придет, и с высоты небес

Детоубийц за это преступленье,

Взамен пустых надежд на всепрощенье,

Настигнет кары Божьей грозный крест.

Пусть знают все, кто сеет терроризм

И все, в ком тлеет подлая душонка;

Кто жизнь отнять, способен у ребенка,

Напрасно сам надеется на жизнь!

Самые известные произведения собраны на музыкальном диске «Край рябиновый, край березовый». Песни нашего земляка исполняются творческими коллективами многих городов области. Георгий Иванович Шориков – коренной уралец. Он выпустил несколько сборников песен и стихов: «Рябиновый поклон», «Поющая душа», «Под отцовской крышей», «Парус детства», «Серебряный вальс», «Прекрасно жить на свете», «Ветка рябины», «Мелодии любви». Все его стихи пронизаны любовью к родному краю, уральской природе, землякам-уральцам. Яркость лирических образов поражает воображение, а мелодичность, заложенная в самих стихах сразу трогает душу. В стихах Георгия Ивановича четко выражена главная мысль и ритмическая формула поэтических строк. Георгий Иванович являет собой яркий пример служения своему любимому делу, делу искусства.

Уже более полувека жизнь и творчество поэта связаны с Березовским. В 1965 году Георгий Иванович был назначен художественным руководителем ДК «Мир» поселка Монетного, и руководил им до 1995 года. Именно в это время Дом культуры стал одним из лучших в области и в отрасли по организации досуговых форм работы. Достигли высокого уровня коллективы художественной самодеятельности – агитбригада «Пускач», ВИА «Рассветы», вокальный ансамбль «Юность». Эти коллективы пятнадцать лет подряд становились победителями областных отраслевых конкурсов и телевизионных смотров.

Творчество поэта, вся его деятельность говорят о том, что этот человек настолько талантлив, что, несомненно, заслуживает более подробного освещения своей творческой поэтической и музыкальной деятельности.

СЛОВО О ПОЭТЕ ГЕОРГИИ ШОРИКОВЕ.

До музыкального училища Шориков работал баянистом в Парке отдыха.

Знаковый человек поселка Монетный, поэт и композитор. В поселке его знают все от мала до велика. Знает всех наперечет и он: будь то малыш или убеленный сединой житель Монетного.

Неугомонный, он все время куда-то спешит, и всем понятно, ведь у такого человека – планов громадье. В то же время, при встрече он успевает поприветствовать всех, кто попадается на пути, сказать нужные слова. Своим оптимизмом, никогда не покидающей лицо улыбкой, несет людям такой позитив, от которого становится легче дышать, жить и делать только добрые дела и поступки.

И, все-таки, говорить об этом человеке не просто. Ловишь себя на мысли, что что-то недосказал, упустил, не сумел до конца охарактеризовать, как творческого человека. Помогают стихи самого автора. Искренние, добрые – лучше не скажешь.

Больше пятидесяти лет назад он связал свою судьбу с маленьким уральским поселком Монетный. Здесь прошло становление, как поэта, творческого человека, специалиста в области культуры. Подпитывали атмосфера, люди, да и само время. Монетный стал его второй родиной, о чем говорит он сам в стихотворении «Уголок России»:

«Поселок мой! Ты дум моих стремленье.

Поселок мой – мой дом, моя броня.

Моя любовь, мечта и вдохновенье

На всей земле один ты у меня».

Много поколений родилось и выросло в поселке: они создали свои семьи, нашли свою любимую работу и живут по принципу «где родился, там и пригодился». А стихотворение «Наш Монетный» и великолепная музыка, написанная к нему, стало гимном поселка и любимой песней земляков от мала до велика.

Он частый гость в школе, активный участник мероприятий для детей. Знакомит учащихся с историей развития культуры в городах Урала. Примером тому, поездка в город Ирбит, на малую родину поэта. Об Ирбите он пишет с такой теплотой и нежностью: «Без тебя не в силах я ни дышать, не жить, мне не разлюбить тебя и не позабыть». Его босоногое детство прошло в грозных сороковых:

«Я родился на пороге грозных лет сороковых,

Было радости немного у ровесников моих.

Хлеб с травой, штаны в заплатах.

Что поделаешь – нужда…»

Народная мудрость красной нитью проходит через все творчество поэта. И это тоже из детства: «…отец играл на балалайке, мама пела». Отсюда сила и мудрость его творческого начала, и чувство времени, и отклик на памятные события военной поры.

От простыней светло в палате,

А от бинтов еще светлей,

Но не могу не вспоминать я

Военных тех госпиталей,

Когда в суровом сорок третьем

В объятья к раненым попал,

И как старался песни петь им,

И на гармонике играл…»

А позднее, уже в зрелом возрасте, смысловые понятия о войне меняются: это беда, выпавшая на долю Отечества и всего человечества:

«Когда в сорок первом война прокричала

Отчизне суровую волю свою…»,

«Битвы смертоноснее на свете,

не видала русская земля…»,

«Когда родимая земля стонала и горела…».

Он нашел емкие слова, чтобы воспеть подвиг солдата освободителя, выжившего в этой страшной войне:

«Свои, залечивая раны, и

Раны тяжкие страны,

Он стал почетным ветераном

Ушедшей в прошлое войны…»

Некоторые из этих стихов стали песнями.

Он – простой земной человек, понимает, что не все в этой жизни вечно, а потому ради будущих поколений обращается к участникам войны:

«Ветераны, ветераны,

Что Вам прошлое таить,

Ведь нам хочется сегодня

По душам поговорить…»

Не забывает он и боли тех, кто потерял на войне отца, мужа, сына:

«Мать потеряла сына на войне,

В снегу замерз, или сгорел в огне,

Она об этом так и не узнала,

Где та дорога, что последней стала.

И мать ждала. Она дала зарок.

Придет ли? Переступит ли порог?

Не скрипнут ли за дверью сапоги?

Сидит, людские слушает шаги.

Сын не вернулся, мать от слез ослепла…

А ветер нес по свету горстку пепла.

Но как-то утром, в предрассветный час

Коснулся пепел материнских глаз

И снова мать, как прежде, стала зрячей

И снова по земле пошла горячей.

Проходят год за годом, дни за днями,

И вот она увидела вдали

Огромный город, залитый огнями:

Вот, сердце сына твоего - смотри.

Оно пылает, яркое, живое,

И мать глядит, на город смотрит мать.

Ей этот город хочется обнять.

Она узнала сына своего.

Был назван город именем его».

Он любит детей. Слушает их и слышит. Общается с ними на равных. Стучится в их сердца своими поэтическими строками. Тема «Моя тихая Родина» - любимая у учеников. И все потому, что о ней, о малой Родине им рассказал поэт на уроках. Эти беседы нравятся и детям, и взрослым. Они несут доброе, вечное. Они проникновенны, убедительны, позитивны. Может быть, когда-нибудь из учеников вырастут настоящие патриоты своего поселка, города, страны.

Он – наставник, педагог, способный увлечь, помочь, заинтересовать любого. Вот, к примеру, школьный музей. Каждый стенд музея обозначен знакомыми всем монетнинцам стихами:

На тесных стендах школьного музея

Вся жизнь моей страны отражена.

…Скажи, кого сегодня не тревожит

Седая память дедов и отцов.

Он волнуется за будущее поколения. Некоторые поступки молодежи больно ранят душу поэта. Тревога звучит в стихотворении «От имени всех матерей»:

«Я к вам обращаюсь, мальчишки,

Где б ни были вы в этот час,

Откуда, откуда скажите,

Так много жестокости в вас?

Что вас заставляет, ответьте,

Преступные делать дела?

Неужто, ребята, на свет вас

Для этого мать родила?!

Надев равнодушия маски,

Плюете прохожим в лицо.

Не в том ли вам видится счастье,

Чтоб множить ряды подлецов?

Зачем ваши тянутся руки

К ножам, пистолетам, вину,

В то время, как сверстники ваши

Томятся в жестоком плену.

Отбросьте дурные привычки

И станьте нежней и добрей.

Я к вам обращаюсь, мальчишки,

От имени всех матерей!»

Он – автор гимна города Березовского «Город наших отцов». Песня полюбилась березовчанам своей простотой и исторической достоверностью. Главный герой песни – человек труда, влюбленный в свой город, его тихие улицы, его судьбу. Песня, по праву стала визитной карточкой Березовского. Прочно вошла она и в репертуар народных коллективов «Золотой каблучок», «Уральская зоренька», «Поющие сердца» и «Бабье лето».

Он – автор более ста песен, которые постоянно звучат на концертных подмостках города и области, на радио и телевидении. Некоторые из них исполняют Государственные хоры Уральский и Оренбургский. Березовчане, особенно монетинцы, любят «Заводскую рабочую», «Наш Монетный», «Песню о заводе», «Родные просторы», «Ой, ты, край уральский».

Георгий Иванович настоящий пропагандист музыкального народного творчества, воспитал много прекрасных вокалистов, которые не раз становились Лауреатами городских и областных конкурсов.

Он счастливый человек, потому, что только настоящее творчество творит чудеса и делает счастливыми других. Он – редкий чудесник, волшебник и сказочник, наш поэт Георгий Иванович Шориков!

Хотел бы я быть соловьем,

В березовых рощах зеленых,

Чтоб звонкое пенье мое,

Сердца согревало влюбленным.

Хотел бы я быть соловьем,

Чтоб петь под окном у любимой,

Чтоб в голосе нежном моем

Свое она слышала имя.

Хотел бы я быть соловьем,

Чтоб песне служить беззаветно,

Чтоб быть знаменитым, как он,

И, так же, как он, незаметным.

М.Н. Шакирова, ученица школы № 32, 2017 год.

ВОСПОМИНАНИЯ ГЕОРГИЯ ШОРИКОВА.

НАЧАЛО.

Все с детства начинается на свете,

Весь мир улыбкой детскою согрет.

И истины прекраснее, чем эта

На белом свете не было и нет!

Стоит только представить себе этот мир! Такой естественный и знакомый, такой удивительный и простой, а вместе с тем такой загадочный и сложный как красивая сказка, полная чудес и волшебства. Так ли это или не так?

По воспоминаниям Георгия Ивановича, детство у него было по настоящему счастливым и, прежде всего, по тому, что он родился весной, когда все оживает, все просыпается и превращается в сказку.

Такой она была и в его день рождения, тридцатого марта тысяча девятьсот тридцать седьмого года.

Шориковы: Иван Васильевич и Антонина Алексеевна.

Появление первенца в семье Антонины Алексеевны и Ивана Васильевича Шориковых было радостью для всех. Не могла наглядеться на своего долгожданного внука и, сумевшая вынянчить и вырастить за свою жизнь тринадцать детей – бабушка Марина. Антонина, как раз и была у нее последней, тринадцатой. Жаль, не довелось повидать внука деду Алексею, которого по распоряжению ВЧК, к тому времени, успели отправить на Колыму.

Шло время, все домашние для развития внука старались, как могли. Бывало, даже устраивали настоящие импровизированные концерты. Мама пела, отец играл на балалайке. Бабушка Марина пыталась водить с внуком хороводы. На трехлетие отец смастерил сыну саблю, мама – шапку-буденовку и, Гоша, словно буденовский боец, лихо рубил во дворе крапиву, а иногда приглядывал за своей младшей сестренкой Надей, развлекая ее то погремушками, то бубенцами. Так, за своими детскими и недетскими делами, он даже и подумать не мог, что город Ирбит, в котором появился на свет, на самом деле был необыкновенно знаменитым своей прославленной торговой ярмаркой. За 279-летнее существование которой, в те времена, ей не было равных по размаху во всем торговом мире!

Каких только легенд не ходило о ней и у нас, и за морем. В иной год, прославленных купцов и всевозможных именитых гостей здесь собиралось столько, что вместить всех не в состоянии был самый большой гостиный двор. А сколько разных языков и наречий звучало в ее торговых рядах и палатах – не перечесть. Развитию Ирбитской торговой ярмарки, как одного из важнейших мест, придавали значение самые великие правители России Петр I и Екатерина II.

Достаточно яркие и подробные впечатления об Ирбитской ярмарке оставил в своих романах и наш замечательный уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Постоянное и широкое участие принимали в уральских торгах и такие крупнейшие промышленники России, как Савва Морозов и многие другие. Любили родители и нашего новоиспеченного буденовца не упускали случая привезти с ярмарки детям, то сладости, то игрушки. На последнюю ярмарку, предвоенную, взяли с собой и его. Такого яркого и шумного зрелища Гоша еще не видел никогда. Но самое неизгладимое впечатление произвела на него музыка. Она была всюду: и у центральных ворот, и на каруселях, и на площади. Здесь же он впервые услышал и увидел гармонь. Именно она очаровала и покорила его детское сердце раз и навсегда. Казалось, этому счастью не будет ни конца, ни края.

…Но вскоре вся жизнь в городе резко переменилась. Взамен мирным дням пришли военные.

В Ирбит стали поступать раненые, а в сторону фронта, один за другим отправлялись эшелоны с новобранцами. В полуопустевших, без мужчин, домах, остались одни женщины и дети. На заводах и фабриках, всюду, где только можно, за станки встали подростки. Каждый, кто мог изо всех сил, день за днем, минута за минутой, старался для того, чтобы как можно скорей приблизить желанный час победы! И потому, в длинные зимние вечера, не смотря ни на что, после работы люди собирались вокруг керосиновой лампы и пели «Огонек», «Катюшу» и «Синий платочек». Песен хватало на всех. Не хватало только гармони, которая уже более трех лет никак не выходила у маленького Гоши из головы. Этой же мыслью однажды заболел и отец. Что делать? Думал-думал и выстрогал ее из сосновой чурки. Приладил ремень, вместоладов наклеил пуговицы. Гармонь всем понравилась, а Гоша к ней так привык, что охотно стал изображать гармониста.

Как бы сложилась его музыкальная судьба дальше, трудно сказать, если бы в один из осенних дней в их дом не постучал дядя Леня. Родители впустили гостя и разрешили переночевать.

ЧАСТЬ I

ДЕТСТВО.

– На второй или третий день дядя Леня, заметив мой интерес к музыке, за вечерней беседой уговорил-таки отца купить мне гармонь. Наш случайный гость, к всеобщему счастью, оказался прекрасным гармонным мастером. К тому же, человеком с чуткой душой. Когда они принесли с базара покупку, гармони, как таковой, вовсе не было. Дядя Леня из холщового мешка высыпал на стол одни лишь детали. Колдовство мастера продолжалось почти целый месяц, а может и больше. Именно колдовство.

Постепенно, мало-помалу, разрозненные планочки и дощечки начали обретать вид музыкального инструмента. Затем он тщательно отполировал и покрыл лаком корпус гармони, и тот, словно по волшебству, в раз заблестел и запереливался всеми цветами радуги. Особенно ярко сияли белым перламутром лады. Дядя Леня облегченно вздохнул, поставил инструмент на мои худенькие колени и велел играть.

Я впервые робко нажал на лады настоящей гармони. Сердце у меня будто сжалось. Все произошло так неожиданно, так быстро! И мне почему-то вдруг показалось, что стать гармонистом очень легко. На деле оказалось сложнее, но дядя Леня был терпелив. Под его руководством я неплохо освоил на гармони целый ряд песен и самую любимую «Крутится, вертится шар голубой». Дядя Леня стал моим настоящим другом и учителем.

Как оказалось, волна репрессий 1937 года забросила его на Урал и свела с нами. Вскоре, у него отыскалась семья, и он уехал. Как сложилась его судьба после, нам не известно.

Гоша Шориков с сестрами - Надей и Альбиной.

Время неумолимо неслось вперед. У меня кроме сестрички Нади появилась Аля. Заботы о них хватало всем: и отцу, и маме, и бабушке. Меня же больше всего занимала гармонь. Как-то ближе к весне мама попросила отца сходить в детский сад, чтобы пристроить туда меня. Оказалось, что свободных мест нет! Тогда папа, на всякий случай, возьми да и скажи, что я умею играть на гармони. И это помогло, даже оказалось кстати. Так, я со своей гармонью и другими ребятишками стал принимать участие в концертах для раненых бойцов и командиров в подшефных госпиталях Ирбита.

Бойцы, конечно, были рады

Концерту детскому вполне.

И нам, артистам из детсада,

Рассказывали о войне.

О том, как смело в бой ходили,

Как были ранены потом,

А после звездочки дарили

Своих простреленных погон.

Мы их подарки принимали

И представляли наяву,

Как с ними вместе воевали

За Брест, за Киев, за Москву!?

Наши выступления в самом прямом смысле помогали раненым выздоравливать, поднимать боевой дух, веру в победу. Многие из них, где-то в глубине души, еще надеялись вернуться на фронт, дойти до Берлина.

Юный гармонист Гоша Шориков выступал в госпитале для раненых бойцов.

Кто-то, вспоминая своих детей, подсаживал к себе нас и старался угостить, то конфетой, то яблоком или кусочком сахара. Эти незабываемы встречи в те суровые военные дни, являлись настоящими праздниками не только для них, но и для нас. А как радовались доктора, медицинские сестры и воспитатели! Ведь наш могучий Уральский край в те смертельные для страны трудовые будни, был настоящей Кузницей победы!

Если спросят меня,

Что такое Урал?

Я скажу: Он земли

Золотой пьедестал.

А потом помолчу

И добавлю в ответ:

Это кузница всех

Наших славных побед!

…И вот, наконец, этот день настал!!!

«Этот день Победы

Порохом пропах.

Это праздник с сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы,

День Победы,

День Победы!»

В. Харитонов. «День Победы»

Этот долгожданный, радостный и незабываемый день, как огромное несокрушимое эхо прогремел по всей нашей необъятной стране, в каждом ее уголке. Этого дня с огромным нетерпением и надеждой, жертвуя всем, чем только могли, не щадя и самой жизни, ждали все миролюбивые народы земли, а вместе с ними и мы, девчонки и мальчишки нашего славного уральского городка Ирбита. К нашему всеобщему счастью он, этот майский день, выдался таким теплым, таким солнечным, что окна почти во всех домах были распахнуты настежь.

Стоило мне лишь успеть подойти к окну и взгромоздиться на подоконник, как сразу же я увидел соседскую девочку Нину. Она бежала вдоль улицы и звонким девчоночьим голосом кричала: «Ура! Ура! Победа! Победа!»

С чем бы я мог сравнить этот беспримерный восторг и глубоко человеческий порыв Нины тогда? – Сегодня, спустя семьдесят лет с того дня, он для меня, по-прежнему, в одном ряду с легендарным горьковским Сердцем Данко.

ОТГОЛОСКИ ДЕТСТВА

Как замечательно жить без войны. Жить, мечтать и вспоминать только хорошее, светлое. Думаете фантастика? Ничуть! Ведь природа сама наделила нас такими невероятно сказочными способностями, как ни с чем несравнимое умение удерживать в своей памяти всю нашу жизнь. Благодаря чему, в свои восемь десятков, я до сих пор отчетливо помню, как сидя на теплых кирпичах русской печки вместе со своими сестренками, слушал бабушкины нескончаемые сказки. Про добрых богатырей, спящую красавицу, царевну-лягушку. Сколько в том было загадочного, волшебного! И как она каждый раз останавливала свое повествование на самом интересном моменте.

…А сколько она знала народных песен, загадок, шуток прибауток! Не меньше, чем пушкинская Арина Родионовна. Прекрасным рассказчиком был и наш отец Иван Васильевич, выпускник сельской церковно-приходской школы. Именно от него я услышал впервые самые лучшие стихи Пушкина, Кольцова, Некрасова, Никитина, Лермонтова, Фета, Чуковского, Маршака.

Когда же подошла моя школьная пора, он постоянно помогал мне в математике, которую я любил не очень. Зато русский язык, литература, история, физика давались мне легко. Недоставало лишь самого главного – поступить в музыкальную школу. Но вместе с началом нового учебного года, наконец-то, эта моя долгожданная мечта сбылась. Все шло хорошо, музыкальная школа моими успехами была довольна, но мне почему-то этого казалось мало. Я взял и, кратче от родителей, начал посещать заводской духовой оркестр. И, представьте себе, везде успевал. Успел к этому времени подрасти и состав нашей дружной семьи.

У меня появилась еще одна сестричка, да такая забавная и звонкоголосая, что все время пела, особенно тогда, когда я брал в руки баян. Кроме всего, она чем-то была похожа на ангела.

Наверное, по этой же самой причине имя ей дали Ангелина, а для нас она была просто Гелей. День ото дня росли и мои успехи в музыке. Представилась возможность зарабатывать, помогать бюджету семьи.

Вместе с тем, это была еще и полезная практика на будущее. За игру в духовом оркестре платили немного. В пионерском лагере кормили. В парке культуры я уже получал оклад, кроме того, постоянно был на сцене, у всех на виду. Аккомпанировал и танцорам, и вокалистам. В том числе, нашей удивительной талантливой землячке Елизавете Сидоровой, которая являлась солисткой Уральского народного хора.

Иметь в концертной программе парка такие номера было престижно для всего города. Именно тогда, во время одного из выступлений, я попал в поле зрения жюри Свердловского областного фестиваля народного творчества, проводимого областным комитетом ВЛКСМ. Получил рекомендательное письмо для поступления в Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского.

Я долго думал, как быть, но когда мои соученики по Ирбитской музыкальной школе собрались ехать в Свердловск, отправился вслед за ними.

Шел 1956 год. Стояло обычное уральское лето. Буйно цвела черемуха и сирень. Шумный, многолюдный Свердловск захлестнула очередная пора вступительных экзаменов. Казалось, столица Урала на этот раз не вынесет такого наплыва абитуриентов и выйдет из берегов. Но ничего подобного не случилось. Заметная половина юношей и девушек, не сумевшая набрать проходной балл, спешно покинула обетованный город, с твердым решением вернуться в него через год. Нам же, ирбитчанам, повезло. И вот, я – студент Свердловского Республиканского музыкального училища имени Петра Ильича Чайковского.

Первокурсник музыкального училища.

После своего маленького Ирбита, в этом огромном, почти миллионном городе, все мне казалось непривычным и чужим. Кроме того, оставить свой родной город, родителей, малолетних сестер, тоже было тяжело. Вспоминал знакомые с детства памятные места: Сосновую рощу, Сиреневый сквер, Пушкареву гору. Тот же, всеми любимый, городской парк культуры и отдыха, дарящий моим землякам столько красоты, уюта и радости. Разве все это позабудешь? – Конечно же, нет. В ином случае, что может после учебы помешать вернуться домой в качестве преподавателя музыкальной школы? Сейчас главное, впитать в себя новые знания, стать грамотным музыкантом.

ЧАСТЬ II

ЮНОСТЬ.

Музыкальное училище им. П.И. Чайковского – одно из лучших в стране. Многие из его выпускников достигли званий доцентов, профессоров, стали художественными руководителями известных концертных коллективов, артистами театров, оркестров, директорами музыкальных школ. Можно смело считать, что на данном этапе повезло и нам. Нашим ведущим преподавателем является один из лучших хоровых дирижеров страны, выпускник и доцент Уральской Государственной консерватории Николай Александрович Голованов.

Инициативный, внимательный, обладающий абсолютным слухом, он не выносил фальши ни в музыке, ни в быту. Неординарность его таланта проявлялась во всем: в отношении к людям, детям, друзьям, творчеству, вопросам образования. Узнав о моем стремлении сочинять, он сразу решил показать меня преподавателю композиторского отделения Олегу Аркадьевичу Моралеву. Тот, бегло посмотрев мои черновики, что-то похвалил, что-то покритиковал, а в целом снисходительно подметил, что во всех моих трудах видны следы влияния И.О. Дунаевского. Николай Александрович огорчаться не стал, но тут же спокойно, остроумно парировал, что следы Дунаевского - неплохие следы.

Наряду с занятиями по профессиональному мастерству он очень серьезное значение придавал нашему культурному досугу. В результате чего, мы регулярно имели возможность бесплатно посещать спектакли музыкальных театров, филармонические концерты, выступления полезных для нас гастрольных хоровых коллективов и ансамблей. Таким образом, окунувшись в мир настоящей симфонической и хоровой музыки, я будто родился вновь. П.И. Чайковский, С.С. Рахманинов, М.И. Глинка, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Н.А. Римский-Корсаков, И.П. Мусоргский и другие композиторы, стали моими постоянными спутниками в учебе и в жизни. Повезло также послушать хор им. Пятницкого, Государственный Краснознаменный ансамбль им. Александрова, Государственную академическую Хоровую Капеллу им. А.В. Свешникова и знаменитый мужской хор под управлением Густава Эрнесакса.

Богат был в те далекие годы, прекрасными хоровыми коллективами и сам город Свердловск. Высоким профессиональным уровнем отличались студенческие хоры почти всех вузов города. Особенно славились мастерством хорового пения Политехнический университет - руководимый М.С. Рожанским, Лесотехнический - руководитель Г.А. Кондрашов, и Юридический - руководитель В.П. Владимиров.

Хоровой музыкой жили, дорожили, считали за честь. Достойное место в многообразной концертно-хоровой палитре уральской столицы занимал и наш Академический учебный хор под управлением Николая Александровича Голованова. Имея достаточное количество крепких теноров и профундового баса, хор, по своему исполнительскому диапазону, был значительно шире и мобильнее других. Бывало, мы завидовали сами себе. Нам были доступны такие произведения, как «Хор охотников», «Хор половецких девушек», «Солнцу красному слава», «Ноченька», «Вечерний звон», «Реквием».

Вспоминая уроки Николая Александровича, безусловно, можно считать, что его рождение без участия всевышнего не обошлось. Поскольку в нем со всей полнотой смогли ярко воссоединиться все самые лучшие качества человека, музыканта и гражданина. Так до сих пор считают многие из его учеников, среди которых: Людмила Мазай, Лариса Мышковская, Евдокия Шмидт, Виктория Розенталь, Нелли Никольских, Геннадий Левитан, Леонид Кейт, Александр Дорнбуш, Стас Гастинский, Михаил Нечаев, Николай Штейн, Георгий Кондрашов.

Теперь Николая Александровича нет, но его огромный вклад в развитие уральской профессиональной школы академического хорового искусства продолжают внедрять в жизнь его друзья и коллеги по профессии. В училище и консерватории регулярно проводятся педагогические Головановские чтения, а класс хорового дирижирования, где он практиковал, с особой любовью и гордостью, носит его имя. Жизнь продолжается. На смену одним высоким творцам приходят другие. Вечна лишь музыка, да творчество, к которому неудержимо рвется душа.

Наверное, именно поэтому меня все сильнее, все чаще тянет зайти либо в областной Дом писателя, либо во Дворец народного творчества, где когда-то состоялось мое знакомство с известным уральским искусствоведом Кириллом Никитичем Леванюком. В простой доверительной беседе он открыл мне, начинающему поэту и композитору главное, к чему обязан стремиться в своем труде каждый настоящий художник. И все это случилось так неожиданно, так быстро, как какое-то наваждение, что когда я от него вышел, у меня, вдруг, словно сами собой сложились слова:

Посмотрю на зорьке ясной

На родимые края

До чего она прекрасна

Наша русская земля.

Подойду к березке белой,

Обниму ее рукой

Потому, что в целом свете

Нету родины другой

Такие вот чудеса, даже не верится. Я тут же зашел на главпочтамт и на телеграфном бланке записал этот стих, на всякий случай, чтобы не забыть. Бывает же такое!

Через несколько дней мне предложили преподавательские часы в областном культурно-просветительном училище. В штате училища оказался известный уральский композитор, заслуженный деятель искусств России Валентин Александрович Лаптев.

После непродолжительного теплого знакомства он сразу попросил меня написать стихотворные тексты к песням для Оренбургского Государственного хора. В это время в училище начинались летние каникулы, и я согласился. Сложность моей работы заключалась в том, что музыка была уже готова, поэтому, я переживал, удастся ли мне уложить свой стих в ее характер и ритм. Но художественный совет Оренбургской филармонии песню одобрил и принял к исполнению. Впоследствии, она вошла в золотой фонд лучших песен Оренбуржья и под названием «Зашумела в поле рожь» была напечатана в репертуарном сборнике Южно-Уральского книжного издательства «Песни степного края». Моему, такому приятному творческому успеху, искренне радовался и весь многочисленный состав сотрудников ОДНТ, вместе с ведущими специалистами Инной Ивановной Золотовой, Любовью Георгиевной Шишкиной, Еленой Савельевной Кудряшовой. Все они с теплотой и вниманием следили за моими робкими шагами в достижении композиторского мастерства и обладали удивительной способностью убеждать и вдохновлять. Бесценные уроки в изучении мастерства народного хорового пения мы до сих пор получаем от старшего методиста Дворца народного творчества Любови Ивановны Родюковой.

Живая, задорная, с искрометным, захватывающим душу припевом, она всегда оставляет глубокий след в сердцах слушателей. Наверное, поэтому, она и сегодня продолжает жить в концертных программах многих российских исполнителей. Кроме того, мои творческие удачи стали проникать в учебные программы педагогов - хоровиков: Владимира Михайловича Ощепкова, Вадима Петровича Владимирова, Жоржа Николаевича Нечаева, Владимира Александровича Глаголева. А песня «Ночное танго» в исполнении студенческого ансамбля «Игоринки», произвела настоящий фурор в телевизионной передаче «Алло, мы ищем таланты». После выхода передачи, в мой адрес пришли благодарственные письма с просьбой прислать ноты, хотя "виноват" в этом был не я, а мой друг, легендарный организатор и руководитель этого потрясающего музыкального чуда заслуженный работник культуры РФ Игорь Алексеевич Козев.

Ночное танго

Легкою тенью

Ночь на землю легла.

Яркие звезды

На небе зажгла

Нежно луна

смотрит в зеркало вод.

Тихо наша лодка плывет…

Я в упоенье

Каждый взгляд твой ловлю.

Видит луна,

Как тебя я люблю.

Молча она

Смотрит в зеркало вод.

Тихо наша лодка плывет…

И. А. Козев

Шли годы. Нашумевшая телевизионная программа мало-помалу затихала и ушла в небытие. Но, к великому счастью поклонников эстрадно-симфонического вокала, звездная история «Игоринок», перешагнув через возраст студенческих лет, заблистала вновь.

На этот раз, представ перед нами в формате смешанного джазового хора, под эгидой областного Дворца культуры народного творчества «Уралмаш». Имея в своем составе отличных исполнителей, они продолжают дарить нам свой неиссякаемый талант и сегодня. Дай им бог сил и здоровья еще на много лет.

Студенческий вокальный ансамбль "Игоринки".

ОТГОЛОСКИ ЮНОСТИ

Если предположить, что жизнь сплошные загадки, а мы только то и делаем, что пытаемся их разгадать, то так и выходит, как в известной народной сказке о царевне-лягушке - бери лук и стреляй. Куда стрела упадет, туда и беги. Но мне почему-то всегда чертовски везло, особенно во время отпусков, когда с гастролями в Свердловск прибывали театры: Серовский, Ирбитский и другие. Так случилось и в этот раз. В училище меня ждала записка о том, что Московскому театру им. В.В. Маяковского нужен баянист - концертмейстер. В этот же день при встрече с главным дирижером театра, заслуженным деятелем искусств, композитором Ильей Ефимовичем Мееровичем я был ознакомлен с репертуаром и приступил к репетициям, в том числе и с оркестром. А какой оркестр и какие актеры: блеск, сказка, мечта! Чего стоят одни только имена: М.М. Штраух, Л.Л. Свердлин, Е.А. Самойлов, А.Л. Лазарев, Л. Овчинникова, С. Немоляева, Э. Марцевич, И. Охлупин! Вдобавок ко всему я имел возможность присутствовать на репетиции спектаклей и наблюдать всю черновую постановочную работу режиссеров изнутри. Получить такой бесценный опыт на будущее значило для меня больше, чем везение. А в некотором роде, равноценно тому, как унаследовать его из первых рук.

В мои концертмейстерские обязанности входило не только участие в спектаклях - где фоном из-за кулис, где в игровых мизансценах, а так же в концертных бригадах, с выездом на предприятия и сельские клубы. После Свердловска на очереди был Нижний Тагил, затем Пермь. Великолепный Пермский театр оперы и балета и прекрасная сцена дворца культуры Авиационного завода. Здесь москвичи впервые представили зрителю свой премьерный спектакль немецкого прогрессивного драматурга, каким является Бертольд Брехт, под названием «Мамаша Кураж», который стал открытием и для меня. Успех был потрясающий. Зал аплодировал стоя. Почти вся сцена утопала в цветах.

Через две недели после заключительного прощального спектакля мои дороги с театром разошлись. Актеры отправились в Москву, я благополучно вернулся в Свердловск, но уже совсем другим человеком: более собранным, более серьезным, уверенным в себе. На память о театре остались напутственные записки:

"Жоре Шорикову на добрую память о нашихгастролях в г. Свердловске и г. Перми.

Л. Свердлин, 28.08.1960 г.",

"Дорогому и симпатичному Георгию Шорикову на добрую память и с большой благодарностью за художественную помощь.

М. Штраух. 29.08.1960 г., г. Пермь",

"Георгию Шорикову! В память совместной работы в период гастролей театра Маяковского VII-VIII 60 г. С благодарностью за добросовестную работу, серьезное отношение к делу и квалифицированную профессиональную игру в сольных оркестровых партиях.

30. 08. 1960. Пермь. И. М. Меерович."

Солист театра Музыкальной комедии Николай Доброницкий.

Работа на хореографическом отделении с такими известными хореографами, как Григорий Иосифович Цвыбак, Николай Николаевич Доброницкий, успела научить меня многому, но на данном жизненном этапе устраивать уже не могла. Хотелось целиком и полностью отдаться поэзии и музыке, чтобы потом попытаться поступить в Литературный институт им. А.М. Горького.

В это самое время, мой друг Игорь Алексеевич Козев, работающий в обычном поселковом Доме культуры, согласился взять меня в свой штат. Так, совсем неожиданно для себя, я оказался в поселке Монетном, причем почти под боком у Свердловска и шаговой доступности от знаменитого уральского города Березовского, да к тому же с благоустроенной двухкомнатной квартирой.

Директор Монетного трактороремонтного завода, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Петр Яковлевич Кайгородов, на чьем попечении находился вверенный нам культурный очаг, являлся замечательным человеком, очень любил людей, особенно с творческой жилкой, а потому стремился сделать их жизнь как можно лучше и состоятельней.

Петр Кайгородов, директор Монетного трактороремонтного завода.

Своим широким хозяйским оком успевал охватить решительно все: образование, культуру, спорт, жилье, благоустройство. Одной из приоритетных задач считал заботу о завтрашнем дне. Этой же цели придерживались и мы, опираясь на развитие работы с детьми.

Неслучайно, известный хоровой дирижер, создатель знаменитого детского хора центрального телевидения и радио заслуженный деятель искусств Виктор Попов говорил: «Запоют дети – запоет страна». У нас этот его девиз зазвучал по-своему: «Запоют дети – запоет завод»! И завод действительно пел, да так, что наши художественные программы, независимо от учредителей, всегда и везде удостаивались самых высоких наград. Так было в течение всех лет, предшествующих 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, так было и в сам юбилей.

А сколько добрых, по-настоящему искренних поздравительных слов было сказано в наш адрес от имени руководства города, горкома КПСС, горкома ВЛКСМ, редакции газеты «Березовский рабочий», Березовского городского управления культуры! Всего не перечесть. Как не переоценить того высокого уровня, художественного мастерства и профессионального труда, вложенного в эту непростую работу нашими организаторами и непосредственными руководителями коллективов: Аллой Леонидовной Травкиной, Татьяной Михайловной Чирковой, Натальей Владимировной Половинкиной, Сергеем Васильевичем Савельевым, Владимиров Алексеевичем Кремлевым.

А вместе с тем, заслуженно и справедливо, включая в это число и завод, и поселок:

Он пока еще не город

И на карте неприметный

Работящий наш поселок,

Наш Монетный, наш Монетный

Не беда, что небольшой он,

Что широких нет проспектов.

Но мы любим всей душою

Наш Монетный, Наш Монетный.

Отличную оценку за развитие народного творчества среди трудящейся молодежи сумел заслужить наш Дом культуры и в период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Дипломами областного комитета КПСС были отмечены выступления наших художественных коллективов во время проведений ленинских чтений на предприятиях города и поселков. За большую организаторскую работу и высокое профессиональное мастерство в числе награжденных Ленинской юбилейной медалью оказался и я, художественный руководитель Дома культуры, Георгий Иванович Шориков.

Как стремительно мчится время, заканчивается один праздник, на смену ему торопится другой, но, все-таки, наш могучий, прославленный в веках красавец Урал привычно возвращается в свою трудовую колею. Развиваются предприятия, рождаются новые стихи, песни. Продолжается жизнь. Продолжались и мои встречи с композиторами.

После одной из таких встреч на железнодорожном вокзале в Свердловске, мое внимание привлекла невысокая девушка с необыкновенной улыбкой. Она о чем-то оживленно беседовала с друзьями, а ее удивительные глаза сияли, будто само солнце. Не знаю чем это объяснить, но именно в этот момент я вдруг почему-то почувствовал, как весь наполняюсь ее теплом, похожим на волшебство. Возможно, со мною могло бы случиться что-то еще, но тут объявили посадку… Когда я вошел в вагон, он уже был забит людьми до отказа. Купе моей незнакомки оказалось рядом с моим.

- Что делать? Вдруг я ее больше никогда не увижу? Как поступить?

Думать времени нет. Скоро моя остановка. Выход один – передать записку. Ужасно волнуюсь. Что написать?Я даже не знаю ее имени, но нужные слова рождаются, будто сами.

Тихо, почти шепотом, обращаюсь к сидящему рядом с ней мужчине. Оказывается, он ее отец. Повезло, что в этот момент она находилась в дрёме и ничего не услышала. Отец после небольшого замешательства записку все-таки взял и пообещал передать! После чего я тут же поспешил к выходу. Легкие июльские сумерки мягко вступали в свои права. Густо пахло акацией и сиренью.

Вернувшись домой, я вновь и вновь пытался восстановить в своей растревоженной душе чарующий образ своей незнакомки. Под воздействием этих приятно-ошеломляющих воспоминаний даже не представляю, как заснул. Но, представьте себе, тоже повторилось утром. Стоило только открыть глаза, как передо мной, словно кадры немого кино, замелькали события минувшего дня. А на них – та неподражаемая, очаровавшая меня своим волшебством прекрасная и таинственная незнакомка. Да! Да! Хотите верьте, хотите нет!

ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО

В беспокойной клубной работе случается всякое. Судите сами: что не культработник – тот и выдумщик, и сказочник. К примеру: пойди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что. Туда же и я - придумал себе таинственную незнакомку, а в итоге – что? Ни ответа, ни привета – одно расстройство. Хорошо, на областном семинаре встретил своего давнего соученика по музыкальному училищу им. Чайковского! Когда то нас с ним связывала не только учеба, но и поучительная шефская работа. Честно признаться, шефом был он, я лишь помощником. Именно ему руководство училища поручило создать из нас, новичков, концертную студенческую бригаду для культурного обслуживания тружеников села.

Едва в училище успел начаться учебный год, как всех первокурсников разбили на бригады. Кого для прямых полевых работ, кого для концертов. Я почему - то попал в число артистов. Старшим у нас оказался мой соученик, третьекурсник Николай Борисович Штейн. С ним мы удивительно быстро нашли общий язык, отрепетировали концертные номера, выстроили программу и через три дня были уже в Туринске. Городской отдел культуры встретил нас, как родных, вручил маршрутный лист и проводил в село Усениново по соседству с деревней Уросово, где когда-то родился известный уральский писатель-фронтовик Иван Иванович Акулов, лауреатом литературной премии имени которого я имею честь быть. При всем этом, с деревней тесно связан и я. В ней родилась моя мама Антонина Уросова.

Наши выступления шли, как по маслу. Завтрак, обед, ужин, концерт. Перемещение из одной деревни в другую с вечера. Где автомашиной, где трактором «Беларусь», где конной повозкой, в зависимости от погоды.

Агитбригада на гастролях. Николай Штейн сидит в центре.

Ведущий программы, в то время конферансье, студент дирижерско-хорового отделения Евгений Калуцкий приветствовал зрителя стихами Владимира Маяковского. Затем зрителя брал на себя студент отделения народных инструментов балалаечник-виртуоз Леонид Беззубов. В общении меж собой, мы ударение в его фамилии, подчеркнуто делали на последний слог, но он, понимая наш юмор, не обижался. Зато зрителей своей феноменальной игрой завораживал и покорял с первого аккорда. Зажигательная мелодия русской народной песни «Вдоль по питерской» приводила людей в такой восторг, что они были готовы пуститься в пляс.

После очередных оваций и шуточных стихов ведущего, в сногсшибательном русском сарафане на сцену выходила студентка вокального отделения Алла Лисицина. С детских лет всеми любимая народная песня «Улица, ты улица, широкая моя» звучала, словно подарок. Таким же искрометным был и мой баянный аккомпанемент. Одна песня, вторая, третья… И зал завоеван! Наконец, чтобы дать зрителю передохнуть от песен, слово берет Николай Штейн. После нескольких сатирических монологов из репертуара Аркадия Райкина зрители смеются до слез, будто от самых смешных клоунад Чарли Чаплина.

Вспоминая этот оглушительный успех десятилетия спустя, нам с Николаем приятно было сознавать, какие мы тогда были молодцы. Таким же заслуженным успехом у тружеников села пользовалась и танцевальная пара дворца культуры им. Горького - Светлана Казакова и Валентин Рангаев. Особенно здорово принималась хореографическая композиция «Цыганские напевы».

Отличным подарком для селян являлись и русские старинные романсы «Соловей», «Мой костер», «Очи черные» в блестящем исполнении Надежды Некрасовой. Ей даже приходилось петь «на бис».

На закрытие занавеса в настоящий неописуемый восторг приводил весь зрительный зал студент отделения народных инструментов, неподражаемый Альберт Сарафанов. Такие сложнейшие для баяна пьесы, как "Коробейники", "Карусель", "Полет шмеля" не каждому исполнителю по зубам даже сегодня. А ему удавалось выполнять это с легкостью уже тогда. Видимо, потому же, и все мы, участники той программы, справедливо считали его своей счастливой визитной карточкой. В завершение концерта ведущий предлагал зрителям спеть вместе с нами их любимую песню. Чаще всего, это была «Катюша». Пели все вместе с огромной радостью…

Таким образом, за двадцать насыщенных выступлениями и зрителем гастрольных дней, нам удалось побывать в двадцати трех селах и деревнях. Привезти в училище целую тетрадь отзывов, грамот, благодарностей и несколько памятных сувениров. Кому-то из нас эти общественные мероприятия казались простой забавой, а мне отличной профессиональной практикой для приобретения опыта умелого выстраивания необходимой творческой атмосферы на своей будущей работе с людьми. Так же серьезно к подобным общественным поручениям своих преподавателей относился и мой друг студент отделения народных инструментов Юрий Зуев. Кроме того, мы с ним активно участвовали в комсомольской жизни училища и в спорте.

Шло время. Годы учебы остались позади. Мы с Юрием успели поработать в училище культуры. Он стал студентом консерватории. Я перебрался в поселок Монетный.

Однажды из газеты «Вечерний Свердловск» узнаю, что на месте снесенного Ипатьевского особняка, печально известного трагической историей царской семьи, установлен деревянный памятный крест. Мне это показалось интересным. В свое время, наш педагог по постановке голоса Петр Тарасович Журавлев, водил нас туда на экскурсию. Примерно через год та же газета сообщила, что деревянный крест заменили на металлический. Спустя еще год, а, может быть, и больше, точно не помню, рядом с металлическим крестом вознеслась красивая часовенка. На этот раз, мое любопытство взяло верх. Строение мне очень понравилось, как снаружи, так и внутри. Захотелось узнать, кто это все придумал!

Инициатором оказался мой друг Юрий Семенович Зуев. В офисе, арендуемом Екатеринбургской Епархией, где я его отыскал, мое удивление стало еще больше и осознанней. – Передо мной в лице моего друга, бывшего выпускника музыкального училища имени Чайковского, предстал, ни больше, ни меньше, как президент уральского регионального социально-благотворительного фонда «Детство» им. Святой преподобной мученицы, Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Так неожиданно я узнал эту, приятную для меня новость. Тем более, что на сегодняшний день, благотворительная структура, возглавляемая Юрием Семеновичем, живет и творит чудеса не один десяток лет. Оказываемая ею, совместно с областным министерством социальной защиты населения, помощь и поддержка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов интернатов, многодетных малообеспеченных семей, юных дарований, малообеспеченных студентов музыкального училища им. Чайковского, явление неординарное и однозначное чуду. Иначе не назовешь. Об этом же говорят и красочные буклеты, издаваемые фондом, где важное место уделено успехам и достижениям подопечных фонду детей.

Находит Юрий Семенович в них достойное место и для публикации моих поэтических строк:

Кому-то поможешь ты.

Кто-то поможет тебе.

На этом стояла и

стоять будет русская земля.

Так было, и так будет всегда.

Потому что

в нас есть самое важное,

самое главное, наша доброта.

А настоящая доброта несравнима ни с чем! Разве что с чудом.

Правда, в те далекие от нас дни, когда я был малышом, волшебным словом "чудо", чаще всего, называли паровоз, потом самолет и все, что могло летать. А в середине семидесятых, предшествующих столетию со дня рождения В.И. Ленина, когда за короткое время в Доме культуры Монетного трактороремонтного завода я обучил мальчишек игре на музыкальных инструментах, называть этим сказочным словом стали меня.

После того, как созданные из этих ребят ансамбли «Квинта», «Рассветы», «Юность» завоевали звание лауреатов областного телевизионного конкурса «Юность комсомольская моя», это волшебное слово на целых пятнадцать лет прочно закрепилось за ними. Держать такую высокую планку столько лет нам позволяло и то, что в этот непростой для страны момент, у руля завода стоял грамотный, энергичный, неравнодушный к культуре человек. Квалифицированный инженер, настоящий гражданин и патриот России Валентин Николаевич Лапин. За пять лет ему удалось значительно реконструировать и обновить не только завод, но и поселок. Стараясь внести свой посильный вклад во все: образование, культуру, спорт, здравоохранение, строительство современного благоустроенного жилья, горячего водоснабжения и газоснабжения. А сколько он приложил своих сил, здоровья и терпения, чтобы у наших людей смог появиться новый, красивый и отвечающий всем требованиям времени Клуб? И как потом вместе с нами радовался, когда это удалось!

Осенью 1981 года мы получили ключи от выстроенного заводом для нас Дворца культуры «Мир». Состоялось торжественное открытие. Это радостное событие было ознаменовано большой, специально подготовленной программой. Весь поселок буквально ликовал.

С годами наш, значительно разросшийся и повзрослевший творческий коллектив, заметно пополнившийся лауреатами, стал чаще привлекать внимание областного радио и телевидения. Вдобавок к тому, мы стали участниками всесоюзной программы областного комитета ВЛКСМ по культурному обслуживанию строительных бригад, занятых на прокладке газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород».

Концертная бригада на Уренгое.

В сентябре 1985 года за высокие достижения во всесоюзном фестивале народного творчества я был приглашен для участия в объединенном концерте совместно с народными артистами СССР Александрой Стрельченко, Валентиной Толкуновой, Геннадием Хазановым, Валерием Леонтьевым, Леонидом Серебренниковым на сцене Московского киноконцертного зала «Октябрьский». Много выступали в парке культуры им. Ф.Э. Дзержинского на ВДНХ. Разве это не чудо? Задайте сегодня этот вопрос любому из жителей поселка, которые до сих пор хранят в своей памяти то, как мы жили тогда – ответ будет утвердительным.

Георгий Шориков с коллегами на ВДНХ.

Чудес у нас было столько, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Тот объем своего повествования, который я успел рассказать, лишь малая часть проделанной нами работы, но описать все, что нам удалось, вряд ли возможно. Я уже начинаю размышлять, не слишком ли злоупотребляю вашим вниманием. На самом же деле, еще так много остается за кадром… Взять хотя бы историю, случившуюся со мной на вокзале.

Оказалось, что понравившаяся мне незнакомка, ехала со своим отцом на север к сестре. Познакомиться с ней напрямую было бы некрасиво и неэтично, на мой взгляд. Пришлось прибегнуть к помощи записки. Надежды почти не было никакой. Разве что, малая малость. Я ужасно рисковал, но до последнего надеялся на чудо. И чудо произошло. Отец, данное мне обещание исполнил. Записку передал. Я же, томимый неизвестностью ждал. Девушка, ошеломившая мое пылкое воображение своим обаянием и красотой, не покидала моей головы ни на минуту. К тому же, обострившиеся во мне чувства, как на грех, подогревала звучавшая из каждого окна только-только появившаяся песня Алексея Экимяна на стихи Евгения Долматовского «Случайность».

Представить страшно мне

теперь,

Что я не ту открыл бы

дверь,

Другой бы улицей

прошел,

Тебя не встретил

не нашел.

Она словно была написана для меня. Но ответа не было и не было. Я понимал: ответа первому встречному, которого она не только не знала, но и не видела, может не быть. Как в русской народной поговорке: «Без меня меня женили». И, все же, несмотря на все мои сомнения, чудо произошло. Хорошо помню, как первое прикосновение к ее письму, не только обрадовало, сколько испугало меня: открывать - не открывать? Успокоил почерк. Аккуратный, неторопливый, буквочка к буквочке. Таким же оказалось и ее имя. Самое простое, самое русское, располагающее к доверию, как в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Я тут же написал и отправил ответ. Так началась наша с Татьяной переписка. Письмо от меня, письмо от нее. От меня – в город Первоуральск, от нее – в поселок Монетный. Почтовый роман длился целых полгода. И вот, наконец, Татьяна разрешила приехать к ней.

Для меня теплота этих встреч каждый раз становилась праздником. Я дарил ей цветы, читал стихи. Она пела мне песни. Редкой красоты голос, яркая внешность, природный артистизм делали свое дело. В один из апрельских солнечных дней она согласилась стать моей женой.

Татьяна сразу влилась в наш творческий коллектив. Имея подаренный Богом талант, положительный опыт участия в студенческом театре горно-металлургического колледжа им. Ползунова, который в шестидесятые годы вел киноактер и заслуженный артист РСФСР Анатолий Солоницин, она сумела создать такой же и у нас. Её неукротимой энергии хватало на все: и на любимую работу, и на воспитание двух сыновей.

Семья Шориковых.

Поставленные ею эстрадные миниатюры, старинный русский водевиль «Беда от нежного сердца», одноактная пьеса А.С. Пушкина "Скупой рыцарь", сцены из классических оперетт «Трембита», «Белая акация», «Свадьба в Малиновке», «Летучая мышь» до сих пор помнит весь поселок.

Помнит и ее неповторимый серебряный голос с удивительными, незабываемыми песнями из репертуара Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной, Аллы Пугачевой, Маши Распутиной, Анны Герман…

А сколько у нас таких же замечательных артистов было еще: Татьяна Рыжова, Лариса Кудреватова, Галина Вишнякова, Галина Лавренюк, Александр Уросов, Николай Подъянов, Анатолий Волосков, Геннадий Куприянов, Владимир Рысьев, Анатолий Староверов, Рита Ладейщикова, Надежда Сапегина, Галина Вишнякова, Ольга Якушева, Ольга Нестерова , Любовь Щекалёва, Светлана Сосновских, Оксана Вазыкова, Иван Лавренюк, Григорий Сотников, Олег Мартынюк, Леонид Лаврентьев, Татьяна Буржинская. Не могу не вспомнить музыкантов: Сергея Вьюкова, Максима Носикова, Евгения Чиркова, Владимира Кокшина, Александра Румянцева, Александра Вольхина, Дмитрия Травкина.

Выступление ансамбля ТРЗ в Монетном.

Мне, художественному руководителю Дома культуры оставалось лишь радоваться и гордиться неиссякаемым сценическим мастерством наших замечательных земляков, таланту и дарованию которых, не было предела.

Такую активную творческую деятельность вел наш коллектив Дома культуры в бытность СССР. Главной целью всего штата руководителей была работа на результат. Конечным итогом являлся готовый продукт творчества: концертный номер, спектакль, концерт, вечер отдыха, праздник. Каждый сотрудник отвечал за свое: костюм, музыку, реквизит, оформление сцены, рекламу, транспорт.

Доверительно раскрывая перед читателем сюжет за сюжетом, непростые картины своего сказочного повествования, я вдруг, неожиданно для себя заметил, что до самого этого момента ни разу не оглядывался назад. Скорее всего, потому, что всю свою жизнь стремился смотреть вперед, как легендарный горьковский Данко.

Кроме того, постоянно стремился побольше познать и постичь, чтобы это духовное богатство нести и дарить другим. Причем, не просто дарить, но и доставлять радость, невзирая на то, что…

Кому-то деньги

Свет в окошке,

Но не о том печалюсь я

Была бы песня, да гармошка,

Да на стоящие друзья.

Наверное, именно поэтому, мне многое удалось. Точно так же, как когда-то в далекие годы, нашим самым великим писателям, поэтам и композиторам: Льву Николаевичу Толстому, Александру Сергеевичу Пушкину, Петру Ильичу Чайковскому. И тут уж совсем не важно, где тебе удалось родиться. Взять к примеру, Сергея Есенина,, Павла Петровича Бажова, или Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, моего земляка Ивана Ивановича Акулова. О том же твердит нам и знаменитая народная мудрость: «Не место красит человека…»

Невероятно повезло в этом смысле и мне. Волей судьбы, оказавшись в небольшом уральском поселке, мне удалось собрать вокруг себя столько талантливых людей, каких и найти днем с огнем, в ином, даже крупном городе.

Расскажу, пожалуй, об одном из них – исполнителе заглавной роли в спектакле «Скупой рыцарь» Леониде Николаевиче Лаврентьеве. Своим виртуозным актерским мастерством он достигал такого сценического накала, при котором в зрительном зале наступала такая жуткая тишина, что казалось, люди переставали дышать, а по коже пробегал мороз. Подобная гипнотическая атмосфера накрывала весь зрительный зал и тогда, когда Леонид Николаевич исполнял «Монолог Бориса Годунова».

Такими же непревзойденными мастерами сцены и кумирами любых зрительских аудиторий Свердловской области на протяжении целых десятилетий продолжают оставаться: Галина Голенкова, Галина Кокшина, Галина Лавренюк, Людмила Рысьева, Людмила Собачева, Татьяна Рыжова, Татьяна Смольникова, Татьяна Гашенко, Лариса Кудреватова, Геннадий Куприянов, Геннадий Быстров, Анатолий Волосков, Анатолий Свириденко, Алексей Таушканов, Григорий Сотников, Юрий Зоротиади, Евгений Чирков, Андрей Поморцев, Александр Анциферов, Сергей Вьюков.

Жителям поселка Монетного, города Березовского, областному департаменту культуры было очень приятно у себя на периферии иметь такой грамотный, работоспособный художественный коллектив. Многие из участников которого имели звания лауреатов, медали и нагрудные знаки отличия. Соответствующие награды за высокие достижения в работе имеются и у руководителей коллективов и кружков.

Десять лет назад меня с почетом проводили на заслуженный отдых, но дружбу с родным коллективом поддерживаю до сих пор. Не забывает обо мне и город Березовский. Ни на один год не прерывалась и дружба с родным городом Ирбитом. Этому в немалой степени способствует, в том числе, широта моей творческой амплитуды. Совершенно удивительным можно считать тот факт, что я стал автором гимнов трех муниципальных территорий, включая поселок Монетный, город Березовский и город Ирбит.

На редкость удачной получилась и песня об Ирбитском молочном заводе и о знаменитой Ирбитской ярмарке:

На ярмарочной площади людской водоворот.

Веселье в сердце просится, а сердце в хоровод.

Искрится ярче радуги родной уральский край,

А в сердце столько радости, что льется через край.

На ярмарку Ирбитскую спешит и стар и мал,

Давно такого праздника наш город не видал.

И солнце смотрит молодо и все огнем горит,

А песня, словно молодость, над городом звенит.

Тесны, как в годы прежние, торговые ряды.,

Девчат улыбки светлые лучатся, как цветы.

Мы всех любовью жалуем, а сердце говорит:

"Пожалуйте, пожалуйте на ярмарку в Ирбит!"

Целых четыре десятилетия живут и постоянно исполняются березовскими хоровыми коллективами, подаренные мной песни о шахтерском труде Березовского золотодобывающего рудника. По счастливому совпадению, генеральным директором рудника является абсолютно уникальный человек и музыкант, заслуженный старатель России Фарит Минниахметович Набиуллин. Известный меценат сделал много полезного для развития города и его культуры. Отличными музыкантами воспитал двоих сыновей, теперь свой опыт передает внукам.

Фарит Набиуллин с внуком.

И это еще не все. Как-то взял и подарил сборник моих стихов заслуженному работнику искусств Татарстана Вилю Исламову, а тот оказался композитором. Теперь его песня на мое стихотворение «Что такое Урал?» звучит в Казани, Березовском и Екатеринбурге. К слову сказать, мое соавторство с композиторами существует уже давно. Вдохновились моими стихами для создания песен такие композиторы, как В. Лаптев, Е. Родыгин, В Горячих, В. Бражкин, В Мамонтов, В. Чернов, В. Шильдт, В. Зарянский.

Мое поэтическое творчество высоко ценил и основатель Березовской туристической фирмы «Аурум» Валерий Анатольевич Лобанов. Под его влиянием у меня родились песни «За праздничным столом», «Родному городу», песня о России и целый ряд стихотворений о труде горняков. Он же стал и горячим инициатором выпуска моего песенного диска «Край рябиновый, край березовый». Мне было страшно неловко: за что, за какие красивые глаза мне такое счастье! Одним словом, отговорить я его не смог, он настоял на создании диска. Мне оставалось лишь найти исполнителя.

Валерий и Евгений Лобановы.

И снова повезло. Именно в это время, ни раньше, ни позже, появился Владимир Федорович Виноградов со своим ансамблем «Вечёра». Евгений Лобанов оперативно решил вопросы со студией звукозаписи. Все случилось, как в сказке. Диск получился замечательный. Как все-таки хорошо, что есть вокруг нас такие замечательные, неравнодушные люди! А, впрочем, так было всегда. Такова же история и у нашего родного музыкального училища, которое носит имя Петра Ильича Чайковского. Училище, построенное замечательным российским меценатом, к тому же, большим любителем музыки, Ильёй Захаровичем Маклецким. Сегодня училищу уже более ста лет. Среди его выпускников известные композиторы: Григорий Белоглазов, Андрей Бызов, Олег Ниренбург, Евгений Щекалев, Валентин Лаптев, Геральд Топорков, Александр Пантыкин, Михаил Чумаков, Валерий Бражкин. Не могу не радоваться и за себя. Запас знаний, полученный в училище, питает мое песенное творчество более полувека. Сколько песен успело появиться из под моего пера? Я уже сбился со счета. Главное в другом. Все написанное живет и исполняется до сих пор. Что-то на клубной сцене, что-то в музыкальных и общеобразовательных школах, что-то за праздничным столом. Некоторые вокальные сочинения перекочевали в учебные программы училища им. Чайковского.

Скорее всего, виноват в этом заведующий отделением сольного и хорового народного пения Владимир Федорович Виноградов. Буквально на днях, совсем случайно, мне попал под руку мой сборник песен для детей «Парус детства». Вполне может случиться, что-то еще… Немало существует песен, написанных на мои стихи такими известными композиторами, как Е.Родыгин, В. Горячих, В. Лаптев, В. Мамонтов, В. Усманов, В. Бражкин. Некоторые мои песни используются в работе хореографических коллективов. Думаю, нелишне рассказать читателям и о том, как, делая свои первые шаги в творчестве, я получал радость от знакомства со зрителем. А их у меня было немало. Теперь я стараюсь творить так, чтобы приносить радость тому, кто соприкасается с моими творениями. И это желание растет с каждым днем. Приятно и то, что исполнители ждут от меня появления новых интересных работ. Настоящие чудеса происходят и с моими юбилейными вечерами. Их, по желанию и просьбам моих многочисленных поклонников и друзей приходится проводить и по месту моего проживания в поселке Монетном, и в городе Березовском, а также в городе Ирбите, где я родился. Причем, как правило, в переполненных зрителем залах. Благополучно продолжает жить и традиция моих творческих встреч с учащимися школ, сельских клубов и домов культуры родного мне Ирбитского района. В том числе, с жителями деревни Кочёвка, где родился и вырос мой отец. Стоит особо отметить и тот факт, что именно тут берет свое начало фамилия Шориковых, которых там и по сей день не менее восемьдесят процентов.

Имеется хороший клуб, библиотека, коллектив художественного творчества, в котором в большинстве молодежь. Как тут не порадоваться за земляков. Умеют работать, умеют и отдыхать. Отлично работает у них и районная школа искусств, стало быть, настанет пора и подрастет у селян новая, надежная смена сегодняшним культработникам. Без участия ярких художественных программ замечательных сельских артистов не обходятся и ежегодные Ирбитские ярмарки.

Посмотришь, и дух захватывает. Не остаются в стороне и полюбившиеся ирбитчанам коллективы Екатеринбурга: знаменитый Государственный Уральский русский народный хор, Екатеринбургский театр музыкальной комедии во главе с нашим талантливым земляком лауреатом Губернаторской премии Михаилом Вячеславовичем Софроновым. Особенно любим уральцами многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов квартет «Урал» под управлением профессора Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, Михаилом Уляшкиным – нашим земляком, уроженцем Ирбита, выпускником нашей Ирбитской музыкальной школы.

Такие вот мы, уральцы! Так и живем! Так и трудимся! Так и радуемся, и гордимся своей страной, своим краем, своей историей, своей культурой! Своими заветными чаяниями, которые, как в капле воды, как волшебном сиянии наших сказочных уральских самоцветов смогли отразиться в удивительном музыкальном творении еще одного нашего земляка, заслуженного деятеля искусств композитора Владимира Ивановича Горячих – «Мой рябиновый край», первым исполнителем которой является Уральский государственный русский народный хор. Сегодня это произведение подхвачено студенческим отделением хорового народного пения музыкального училища имени Чайковского, всего восемь коллективов исполняют эту песню:

Там, где ярче рубинов рябины горят,

Там, где люди с рожденья на «о» говорят,

Там, в объятьях лесов вековых и озер

Смотрят горы в сиреневый неба простор.

Там, в благие дела воплощая мечту,

Вещий мастер Данила творит красоту,

По священным заветам добра и любви

Возвышаясь, как Храм-на крови.

Мой рябиновый край, мой рябиновый край,

Ты молитву мою до небес донеси!

И от новых грехов, и от новых грехов

Наши души спаси!

ЕСЛИ БЫ Я ПОСТРОИЛ ГОРОД

Если б я построил город

Я в него без лишних слов

Поселить велел бы совесть

Ну, а рядом с ней любовь.

Чтоб по совести и чести,

Там под крышею одной

Жили все с любовью вместе

Светлой радостью земной.

Если б я построил город,

Я б отдал его тому,

Кто знакомство привечает

Не по платью, а уму.

Кто за дружбу дружбой платит,

Хоть у смерти на краю,

Кто торжественно и свято

Любит Родину свою.

Чтоб увидеть этот город

Не в мечтах, а наяву,

Всех, кто помыслами молод,

Я в строители зову.

Кто готов, вставайте вместе,

И ударим по рукам.

Ведь сегодня свою песню

Каждый строить должен сам!

1989 год

Публикация.

НАШ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР

Это было несколько лет назад. В Доме культуры трактороремонтного завода шел смотр коллективов художественной самодеятельности профсоюза работников лесной промышленности. Приехали концертные бригады из родственных предприятий, леспромхозов нашей области.

Рабочим трактороремонтного завода стыдно было сидеть в зале. Дом культуры неплохой, а самодеятельности своей нет.

После концерта, в завкомe перебирали по памяти всех, кто хоть немного увлекался искусством. Обсуждали: нельзя ли назначить художественным руководителем. Послали заявки в отдел культуры. Но все как-то не везло. За короткое время многие брались за это дело, да ничего не получалось. Оказывались не ко двору. То расторопности не хватало, то организаторских способностей, были и пьяницы. Их приходилось немедленно выставлять за порог. Молодежь махнула рукой на свой Дом культуры и устремилась в другой клуб. Но все-таки, наконец, повезло. Из Свердловского культпросветучилища прислали выпускника по классу баяна Георгия Ивановича Шорикова. Начал он с того, что собрал все музыкальные инструменты, неисправные отремонтировал. Иногда собирал из двух один. Стал подбирать ребят в эстрадный ансамбль, учить. Шли с недоверием: много раз уж вот так; обнадеживающе начинали, а финал был один – все распадалось.

Репетиция шла за репетицией. Руководитель оказался требовательным и настойчивым. Не допускал никакой разболтанности, «богемных» настроений. Дисциплина была для всех единая: и для солистов, и для рядовых участников хора. С теми, кому это было не по нраву, не церемонились, не уговаривали, а просто предлагали оставить коллектив.

...На первый концерт своей заводской самодеятельности жители шли с предубеждением, что и смотреть там нечего будет, только время зря потеряешь. Но обманулись. Концерт был хотя небольшой, но хороший. Репертуар интересный, номера отработанные.

Теперь все это позади, трудности пережиты. Сегодня в Доме культуры работают кружки: вокальный, хоровой, эстрадный, драматический, художественного чтения. В них постоянно ходят семьдесят два участника. Маловато, правда. Нет пока той массовости, которой бы хотелось. Ведь на нашем предприятии работает много молодых ребят, которые не без таланта, только не в клубе проводят время, а у телевизоров. Из тех же, что занимаются в кружках Дома культуры, многие сдали любимыми и популярными самодеятельными артистами. Возьмите, хотя бы, нашего солиста А. Уросова. Заметно выросло его мастерство за период посещения кружка. Дима Травкин замечательно играет на кларнете, проявляет склонность к импровизациям.

Тон творческой настроенности задает сам художественный руководитель Г.И. Шориков. Он пытается сочинять песни и не без успеха. Совместно с композитором Лаптевым им написаны три песни, которые исполняются Оренбургским народным хором «Зашумела в поле рожь», «Отчего, почему» и, посвященная Дню Победы, «Помни, друг фронтовой». В коллективе родилась песня «Заводская рабочая». А сейчас появилась песня «Хорошо» – молодая, задорная, как и сам коллектив, который ее исполняет.

...Из открытой форточки окна Дома культуры Монетного трактороремонтного завода слышны звуки эстрадного оркестра и поющие голоса. Порой их прерывают команды: «Первые голоса нежней, лиричнее», «Вторые – не запаздывайте, четче дикцию». Это в одной из комнат идет репетиция в вокальной группе. Коллектив готовится достойно встретить 50-летие Октября, порадовать жителей отличным концертом.

И. ВИНОКУРОВ.

Статья из газеты «Березовский рабочий». – 1967. – 7 июня. – С. 4


Сообщи новость

Отправьте новость в наше издательство, расскажите о проблеме или подскажите интересную тему для публикации.

Позвонить

Написать

Золотая горка

Будь в курсе событий!

Всегда на связи

Стань автором новостей!

  

Контакты

Россия, 623700, г. Берёзовский, Свердловская область, ул. Театральная, д. 3, 3-й подъезд, оф. 80

8 (343) 247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+