Творчество

Рапорт.

Фото: © Михаил Наумов.

Во время Великой Отечественной войны мне довелось учиться в старших классах сельской школы в Архангельской области, куда мы приехали в эвакуацию из прифронтовой Кандалакши, что в Заполярье. Война шла, и никто не знал, когда она кончится. Поэтому в школе проводилась усиленная военная подготовка. Педагогами были демобилизованные по ранениям офицеры, получившие «высшее образование» на фронте. Дипломом нашего военрука была черная повязка на глазу. Он исключительно добросовестно учил нас стрелять, бросать гранату, устанавливать мину, ходить строем, ползать по-пластунски. Весной и осенью – пешие марш-броски на десятки километров, зимой – на лыжах. 

А во время летних каникул после восьмых и девятых классов обязательными стали военные лагеря в палатках. В лагерях ходили в атаку, рыли окопы, сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне), прыгали с  парашютной вышки, ходили ночью по маршруту, сдавали плавание. И все это было бы не так трудно, если бы... кормили. В лагерях утром – две ложки каши, кусочек хлеба, несладкий чай. Днем – суп-вода, кусочек хлеба. Вечером – что утром. А рука должна держать настоящую винтовку на плече, идти надо в ногу и с песней. Иной раз, правда, везло. В лагере после девятого класса в нашей палатке на десять человек оказался парень, мать которого работала на бойне. Она пекла оладьи на крови, и вечером приносила своему сыну. Доставалось и нам. Оладьи были очень сытными. 

Шел 1944 год, приближалось 23 февраля – День Красной армии. Все средние школы района, их было около десяти, должны доставить в райвоенкомат рапорты о проделанной работе по военной подготовке. Наша  школа от районного центра находилась в сорока километрах. Для доставки рапорта создали лыжную команду из четырех человек, в которую включили и меня. В субботу утром, с рассветом – а рассвет в этих местах зимой почти в одиннадцать часов, перед школой  выстроилась линейка из учеников. Директор школы торжественно вручил нашей команде рапорт, и мы отправились в путь. Лыжи на валенках, через плечо винтовка и противогаз. В противогазе заодно немного хлеба, подсушенной вареной картошки и мешочек так же подсушенных морковных паренок. Паренки, говорят, по питательности не хуже шоколада, а по вкусу – тем более. 

Сначала довольно бойко бежали по санной конной дороге, посасывали морковные паренки, но с наступлением темноты, часам к трем, начали уставать. А  главное, выяснилось, что у одного из членов команды куриная слепота, он перестал видеть дорогу и даже свои лыжи. Парень, видно, не захотел отказаться от почетного доверия и не сознался в своей проблеме. Но мы его ни словом не упрекнули, связали лыжные палки и потащили, он только стоял на лыжах. Так мы его тянули до конца, километров семь-восемь. 

В райвоенкомат приехали уже вечером. Дежурный направил нас в гостиницу, сказал, что вручение рапортов будет завтра в двенадцать при общем построении команд  всех школ. В гостинице нас разместили в огромной комнате, в которой с одной стороны стояли четыре кровати – как раз для нашей команды, а в другой - пустой части комнаты, расположился... табор цыган с котомками, пуховиками, одеялами, одеждой и несчетным количеством цыганят. Несмотря на позднее время, горничная поставила нам на стол самовар, мы поужинали с кипятком, так как ни чая, ни сахара не было. Частью еды пришлось поделиться с  цыганятами за их песни и пляски, которые они нам устроили, когда увидели наши хлеб и картошку. Легли спать, и уснули после дороги как мертвые, но ночью проснулись. На простынях была тьма насекомых разных видов. Ими, в свою  очередь, поделились с нами цыгане. Больше мы не ложились, сидели до утра. Утром решили позавтракать, так как снова принесли самовар. Но еды осталось совсем мало - только в противогазе плохо видящего парня, который он с вечера на всякий случай положил себе под голову. Другие противогазы ночью, пока мы спали, очистили цыганята. 

В полдень в воскресенье на большом построении всех команд мы вручили военкому рапорт своей школы. Мы были довольны и немного гордились, что успешно выполнили поручение военрука, директора и коллектива школы. Сложности, с которыми встретились при выполнении этого задания, не считали серьезными. Это были мелочи по сравнению с теми сложностями, которые испытывали тогда страна, народ, армия. Это было понятно и нам, ребятам того времени. Обратно катились веселей, хотя в противогазах совсем пусто, так как дело было сделано. Жевали последние морковные паренки. Когда и на обратном пути  стало темно, снова потянули своего товарища. С опытом получилось уже лучше, и двигались быстрей. 

На следующий день обо всей деловой части поездки доложили военруку. О приключениях умолчали. Военрук сказал: «Молодцы!». А нам больше ничего и не надо. Конечно, вспоминая с позиций сегодняшнего дня – зима, лес, сорок километров туда и сорок обратно, и на тех лыжах да с тем питанием, в том возрасте – это было для нас серьезным испытанием. Но такое было время. Все шло своим чередом. На фронт проводили старших ребят, 1927 года рождения. Они попали на Северный флот в конвой судов, перевозивших грузы союзников в Мурманск и Архангельск. Писали нам письма. Из рейсов возвращались не все. Но настал День Победы, и наши пути уже стали иными. 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22