Творчество

Они ушли в пекло войны.

Фото: © https://mylitta.ru

Исторические справки и различные документы о ВОВ гласят, что после ее окончания одна треть воинов домой не вернулась – погибла.

Автор данного рассказа решила опровергнуть или подтвердить это на примере своего города. Выборочно было взято по десять домов (околоток) на улицах 8 Марта и Кирова. Материал собирался длительное время: ведь не просто быть приглашенной в гости в малознакомый дом…

 

Более четырнадцати тысяч березовчан ушли на фронт добровольно или по призыву военкомата защищать родную землю в годы Великой Отечественной… И не вернулись домой, полегли на полях битвы более четырех тысяч человек. Как эти потери ощущались в семьях?

Итак, улица 8 Марта, околоток в десять домов. Подобие повторилось и на улице Кирова.

Из дома № 17 ушел на фронт Василий Федорович Леотнтьев. «Погиб смертью храбрых», – получила сообщение мать.

Из дома напротив (сейчас этот дом снесен) ушел из многодетной семьи Павел Яковлевич Коновалов. «Погиб смертью храбрых», – получили весточку родители.

Мария Ивановна Клевакина из дома № 19 трех сыновей отправила на фронт. Об одном из них ходили разные сплетни: сдался в плен, что было недопустимо и грешно для советского солдата, пропал без вести и еще разное говорили… Николай и Александр вернулись домой. А вот о Павлике все глаза выплакала любящая мать, да так и умерла, не дождавшись сына.

В дом наискосок Клевакиных не вернулся с фронта Павел Ожеганов.

В доме № 21 Елизавета Васильевна оплакивала своего брата и племянника.

Из дома № 25 ушел на фронт глава семейства Николай Кузнецов, оставив на попечение любимой жены Клавдии четверых детей. Красивая была Клава. Казалось, только для любви и счастья создана Богом. Так нет, и ее не обошло лихолетье. Погиб ее Николаша. А ей пришлось идти работать в шахту, чтобы прокормить семью. Уйдет на работу, а соседка Васильевна кормит детей вареной картошкой (хлебный-то паек всегда вперед был съеден) и в полухолодной избе спать вповалку уложит. Придет со смены молодая горнячка и не знает, за что взяться: дом выстыл, дети голодные, и сама еле на ногах держится от усталости. Труд в шахте ой, как тяжел! Да и норму нужно вырабатывать. Норму не простую, а военную…

Стоит глубокая ночь, темень. Нигде ни огонька (электричество на ночь в целях экономии отключалось). Стучит тихонько в окно Елизаветы Васильевны ее подружка Коркодинова Агрипина Алексеевна из дома № 23:

– Васильевна, ты спишь? – шепчет она.

А Васильевну тоже часто по ночам мучила бессонница от забот и печалей. И поведает Алексеевна своей верной подружке о том, что письма с фронта от сыночка Сереженьки давно нет.

– Жив ли? – печалятся обе.

Или бежит Алексеевна к своей подружке, а в глазах радость. Кажется, светится вокруг нее розовая аура.

– Жив, жив Сережа! В госпитале лежит, ранен, – сообщает она. А у самой руки дрожат от волнения.

Жив человек, хотя и страдает от ран. Кто знает, как перенесет он свое ранение, чем все закончится… А сейчас жив – и это радость!

В одном из писем Сергей писал матери:

Мы вернемся к тебе

С новой песнею.

В ней споем про то,

Как сумела ты

Воспитать сыновей

Победителей.

Спасибо тебе, мамочка, за все…

Сергей Георгиевич Коркодинов служит в рядах Красной Армии с 1939 года. Военная специальность – музыкант духового оркестра. Во время боевых действий в Великую Отечественную – санитар передового края в составе 119-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в освобождении города Калинина (Твери). Под Киевом тяжело ранен и контужен. Сергей вернулся домой после ранения. В родной город привез стихи и частушки, рассказы и припевки, от которых веяло теплом души, стремлением любить свою родную землю.

Не пора ли постучаться в восьмой дом околотка? Здесь до войны жил главный геолог комбината «Березовзолото» со своей семьей. Дочка его, Нина, любимое существо, очень похожа на отца –Виктора Николаевича Гусева. Он так и не вернулся с фронта. Прекрасный был человек, заботливый отец и классный специалист. В народе говорят: «Хороших людей и Богу нужно». Так вот, и его забрал Бог…

Осталось навестить еще два дома.

В доме, где родился Леонид Григорьевич Киселев, давно уже нет родителей – ушли в другой мир. Да и он не вернулся из этой мясорубки, называемой войной. Но душа его нашла приют в отцовском доме, где младшие сестры часто вспоминают старшего брата и чтут его память.

Ну, а последний дом – счастливый. Сюда вернулся высокий, худощавый молодой человек Павел Кукарских. Вернулся после ранения в ногу. Имел прекрасную семью.

Так вот, побывав в десяти домах вышеназванной улицы, я убедились, как жестока была минувшая война. И не дай Бог, чтобы она когда-нибудь повторилась.

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22