Творчество

Розовый гранат.

ДК им.Кирова.
ДК им.Кирова.
Фото: © Архив редакции.

Истории бывают разные. Есть история древнего мира, история средних веков, история старейшего в России золотодобывающего Берёзовского рудника. Все они по-своему интересны. Но есть истории не очень древние или старые, которые сделали современные люди. Но они так же интересны, особенно если делали их почти все жители, скажем города Берёзовского.

В городе есть здание бывшего Дома культуры рудника. Красивое здание. Может быть, пока самое красивое здание. Оно украшает наш город, как украшает его обновленный стадион или обновленный Исторический сквер около плотинки. Жить и работать, когда рядом с тобой есть, на что с удовольствием посмотреть, как-то лучше. А красивых зданий, скверов, парков в городе пока не так много.

Старый Дом культуры был построен в 30-х годах ко второму всемирному съезду геологов в Свердловске. В программе съезда был выезд геологов на очень редкое по своим масштабам Берёзовское золоторудное месторождение с посещением шахт и совещанием в том Доме культуры.

К восьмидесятым годам здание обветшало, и с ним надо было что-то делать. В этот период на руднике проводились большие геологоразведочные работы, которые обеспечили стране прирост запасов золота на несколько десятилетий вперед. При этом условии Министерство цветной металлургии не жалело денег для рудника на его промышленное и социально-культурное строительство. Решили старый Дом культуры заменить на новый. Вопрос с деньгами сняли быстро. Но в это время вышло постановление ЦК Компартии и Совета Министров СССР о строительстве стадионов, санаториев и Домов культуры только по разрешению первого секретаря ЦК – тогда Л. И. Брежнева. Стали действовать через своего депутата Верховного Совета И. В. Архипова – первого заместителя Председателя Совета Министров. Письмо ему сотрудник рудника В. В. Немченок отвез и опустил для гарантии прямо в почту поезда «Свердловск-Москва». Через некоторое время И. В. Архипов позвонил и сказал, что трудно, но попробует подписать разрешение не у Брежнева, а у А. С. Кириленко, который будет его замещать, когда Брежнев уйдет в отпуск. А С. Кириленко – это бывший секретарь Свердловского обкома партии, и ему лично наш главный геолог Д. Ф. Казимирский в свое время показывал образцы керна богатейшего золота, который был выбурен скважиной на глубине тысячи метров в районе нынешней шахты Северная. То есть Кириленко хорошо знал будущее рудника и без колебаний подписал, как исключение, разрешение на наше строительство.

Строительство Дома культуры стоило один миллион долларов. Место расположения городские власти, далеко не по единодушному мнению людей, избрали прежнее. Типовой проект подбирал начальник конструкторского отдела И. Т. Юшков. Перебрали более десяти вариантов.

Восьмидесятые годы в экономике были уже застойными, назревали какие-то изменения, и нам следовало спешить, чтобы не лишиться финансирования. Строительство вело шахтостроительное управление, которое рудник создал некоторое время назад для форсирования своей реконструкции. В дело включились все цеха рудника, а затем и весь город. Коллектив БЗСК в нарушение всех своих планов поставлял железобетон, иной раз сложный и нестандартный. Спасибо Виктору Алексеевичу Головину. Завод БРМЗ делал металлические конструкции для сцены, мебельный комбинат – зеркала и мебель, ковровая фабрика (директор Н. П. Пахомова) со старанием выполнила заказ по своему профилю. И другие предприятия принимали участие, и все делали быстро и качественно. Рабочие этих предприятий, когда делали – знали, что это для нового Дома культуры.

Непосредственно на подсобных работах по графику работали труженики всех цехов рудника, комсомольцы рудника (во главе с секретарем В. П. Кузнецовым), города и даже пионеры школ. Мастером стройки был Николай Ильич Васин, тогда еще молодой и энергичный человек. Нередко с одного рабочего места к другому он не шел, а бежал. Одновременно на объекте работали от пятидесяти до ста человек. Раз в неделю на месте проходили оперативки. За качеством строго следил опытный строитель А. С. Денисенко, при необходимости сам брал инструмент и показывал, как надо делать.

От типового проекта иной раз и отступали. Так обычную, рядовую штукатурку заменили каменной. В раствор белого цемента, который с трудом достали, засыпали крошку красного гранита, антрацита, кварца, которые специально готовили у себя в химлаборатории на обогатительной фабрике. Затем нанесенный на кладку раствор с поверхности отмывался сильной струей воды под давлением. Эту непростую технологию освоила бригада штукатуров ремстройцеха Анны Федоровны Мустафиной.

Над оформлением внутри работали ленинградские художники, занавес шили в московской мастерской. Мрамор доставали на уральских карьерах, ракушечник для стеновых панелей привезли из Одессы.

Начали строить Дом культуры в 1980 году, закончили в 1982-м. То есть все сделали за два года. В это же время заканчивал свой Дом культуры Уралмаш, они его строили двадцать лет. Конечно, у них Дом культуры больше, но и Уралмаш – тоже масштаб.

Сейчас стены здания запылились, но если их отмыть, они снова будут, как тогда – красивого цвета розового граната.

Глядя на новый дворец, тогда мы думали, что же подарить в знак благодарности Ивану Васильевичу Архипову, и решили: поехали на Южный Урал в Вишневогорск, выменяли у них прекрасный образец розового граната и вместе с друзой своего не менее красивого хрусталя отправили этот подарок в Москву. От помощника Архипова мы узнали, что он сказал:

– Таких редких и дорогих для меня, уральца, подарков я еще никогда не получал.

Через некоторое время по просьбе Китая И. В. Архипов уехал туда в качестве главного консультанта правительства. Грандиозные успехи Китая в экономике начались как раз в этот период. Наверное, в этом был и вклад Ивана Васильевича. Там он пробыл почти два десятилетия, и совсем недавно, уже в почтенном возрасте, вернулся к себе в Россию.

После разрухи девяностых сейчас Дом культуры немного восстановился, но мы все надеемся, что после периода магазинизации страны и города наступит какой-то новый период, и это хорошее здание перестанет быть щитом для рекламы и объявлений, а займет в архитектуре, делах и жизни города свое надлежащее место.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22