Картинг – это начало, база любого автомобильного спорта, будь то ралли, автокросс, дрифт. С основами картинга человек будет максимально подготовлен даже к обычной автошколе: он уже научен принимать решения в несколько раз быстрее.
Идея картинга в Березовском зародилась давно, около года назад, а с 6 июня трасса и более 20 картов радуют посетителей возможностью выплеснуть накопившийся адреналин и попробовать себя в чем-то новом. О том, как отработал картинг свой первый летний период, насколько выгодное это дело и каковы дальнейшие планы, нам рассказал Сергей Разумов, главный тренер Extreme racing park.
Открытие было грандиозным – на будущей трассе руководители картинга устроили настоящий праздник с шариками, ведущим… и пробными бесплатными прокатами и занятиями. Дети под присмотром тренеров, инструкторов и родителей обкатывали идею 3,5 часа. В результате, рассказывает Сергей Разумов, как и планировали, набрали группы в детскую школу картинга.
– Планировали на 2 часа, но уж как получилось. Катали только детей. Мы просто попросили взрослых: «Давайте обкатаем детей!» – и взрослые ответили, мол, без проблем, – делится главный тренер. – Сейчас у нас учится около 100 человек, 12 групп по 8-12 ребят. Кто-то учится в первую смену, кто-то – во вторую, стараемся, чтобы все попадали, приходится не только родителям подстраиваться, но и нам. Возраст учеников – 7-14 лет.
Дети в основном из Березовского и Новоберезовского. Программа обширная, в нее включены как теория, так и практика в виде трех выездов под присмотром тренера и инструкторов. Для детей это хороший шанс попробовать, увлечься и остаться, а для родителей радость ребенка обойдется в 500 рублей за одно занятие – дешево даже по сравнению с соседним Екатеринбургом.
– В секции у меня занимается дочка Диана, – с гордостью рассказывает Гульназ Хафизова, мама одной воспитанницы. – О картинге мы узнали, когда все только открылось, приехали покататься. Поняли, что будут еще и тренировки. А раз мама ездит на машине, то и дочери тоже надо. На настоящей нельзя, на такой – сколько угодно. Меня в детстве не учили, а у нее уже будет практический опыт вождения.
Гульназ честно признается: иногда страшно, вдруг что-то случится. Осознание, что ребенок в шлеме, в защите, под присмотром профессионалов, приходит чуть позже. Да и лучше, если маленькая Диана в первый раз стукнется в соседний карт здесь, на трассе, нежели потом на дороге попадет в неприятную историю.
А десятилетней Диане нравится абсолютно все. Она планирует и дальше заниматься, оттачивать технику, навыки вождения.
– Я в детстве сначала на маленькой электронной машинке каталась, потом на самокате, потом на двухколесном велике, – взахлеб перечисляет маленькая гонщица Extreme racing park. – Сначала я узнала от своего друга, что он ходит сюда. Тоже решила пойти покататься, и мне понравилось, я захотела сюда ходить. Родителей уговаривала недолго. Им главное, чтобы я за компьютером не сидела. Когда вырасту, буду сдавать на права.
Самое главное, чему учат маленьких пилотов, – дисциплина. Прокатный картинг считается первой ступенью для начинающих профессиональных пилотов, на этом этапе важно усвоить правила безопасности, научиться исполнять требования тренера. Если ученики слышали о дисциплине только в сказках, выпускать их на трассу рискованно. Но у каждого из маленьких учеников так или иначе есть пробелы: кто-то разбалован, кто-то слишком любит сидеть в телефоне, а кто-то не умеет завязывать шнурки. Что поделать – приходят и учатся отвлекаться от экрана, слушать старших, шнуровать ботинки. Параллельно развиваются, закаляют характер, ставят перед собой реальные цели и осознают всю ответственность вождения.
Именно дисциплина и возможность выпустить адреналин в специально оборудованном месте под присмотром профессионалов, как считает Сергей Разумов, в будущем сослужат хорошую службу: уже сейчас именитые, добившиеся многого в спорте гонщики чаще других в обычной жизни водят автомобиль по установленным правилам. Им хватает тренировок и соревнований, чтобы выпустить адреналин на волю. «Чем больше появляется картингов, где детям, подросткам есть, где погонять, тем меньше будет лихачей на дорогах».
Чтобы начать заниматься, ребенку и его родителям нужно только желание. Экипировка, инструктора, тренеры, карты – у Extreme racing park есть все необходимое. Но чтобы идти в гонки как в профессию, нужно перебираться в спортивный картинг, а он начинается… не с малых бюджетов. Один шлем на ребенка стоит от 50 тысяч.
– Спорт – вообще недешевое удовольствие. Все должно отвечать требованиям безопасности, техники, и из российских организаторов и судей никто не будет брать ответственность за недостаточную экипировку пилота. Все тщательно проверяется, регламентируется. Пилот приходит на техосмотр, а его могут не допустить на соревнования, скажем, из-за дырочки на перчатках.
И это нормально, это хорошо. Безопасность превыше всего, – объясняет тренер.
Что до взрослых, по словам Сергея Разумова, в будущем планируется проводить индивидуальные тренировки для всех, кому позволяет желание и здоровье: для парней, девушек, активных пенсионеров… Сейчас для всех желающих открыт прокат по предварительной записи. Главное – рискнуть и попробовать. Около 70% боятся в первый раз, а после не хотят останавливаться, приходят за эмоциями еще и еще. Безопасность гарантирована: картинг оборудован в соответствии с рекомендациями по безопасности и техническому оснащению.
– У нас безопасно – сделано так, чтобы при столкновении с ограждением из покрышек человек не пострадал, нет никаких блоков. Есть подход, есть опыт, понимание, что к чему, подошли тут ко всему с умом, чтобы тренировать быстрых, качественных, хороших пилотов, – комментирует Сергей.
Длина трассы составляет 355 метров, конфигурация трассы [комбинация левых и правых поворотов различного радиуса, а также скоростная прямая] рабочая, непростая, полезная, интересная как детям-ученикам, так и тем, кто пришел просто погонять. Зимой конфигурацию немного упростят для облегченного прохождения в зимний период, на карты поставят зимнюю резину.
– Летняя конфигурация, что есть сейчас, интересна в обе стороны, можно кататься и в одну, и в другую, – объясняет главный тренер. – Отвечу на вопрос, почему конфигурация меняется не каждый месяц: это трудоемко и затратно. Нужно таскать покрышки, бегать с ленточками, все просчитывать, перекладывать. Плюс идеальная конфигурация зависит от опыта, от того, что ты хочешь заложить в учеников. Понимание правильной конфигурации нарабатывается годами и не одним человеком. И нам приятно, когда посетители на вопрос: «Как трасса?» – отвечают, что все круто, очень нравится, даже лучше некоторых трасс по соседству. Сейчас на зиму сменим конфигурацию, а летом вернемся к этой.
В общем, картинг – дело круглогодичное. В распоряжении жителям Березовского предоставлено больше 20 картов: пока 8 детских, остальные – взрослые; полная экипировка: комбинезон, защита шеи и ребер, шлем, очки, перчатки. Если человек загорелся желанием погонять, ему достаточно записаться по телефону на определенное время. Чаще всего это выходные, поскольку вторник, среда, четверг и пятница отведены под тренировки детей. Цена проката – от 300 рублей, зависит от карта, времени.
Летний период прошел успешно, посетители и ученики остались довольны новыми возможностями. За зиму, как рассчитывает Сергей, Extreme racing park планирует подрасти, подкрутить оснащение, может, провести соревнования прокатного уровня. 17 октября здесь пройдут соревнования для учеников.
Что до далеко идущих планов, о таких масштабных изменениях, как, к примеру, крытая трасса, задумываться пока что рановато. В планах – воспитание детей быстрых, конкурентоспособных.
– Пройдет небольшое время, и мы будем ездить группами на прокатные соревнования, если родители будут не против, – подытоживает Сергей Разумов. – Я думаю, все труды и затраченные силы не будут не зря, вскоре все полки будут увешаны наградами. Будем развиваться, будем расти.