2018 год – юбилейный для Берёзовского. Важная для города дата беспокоит не только тех, кто имеет непосредственное отношение к организации праздников.
Поделиться с городом своим талантом предлагает художник, скульптор, резчик по камню Владимир Сахнов. Кстати, он и сам в этом году отмечает юбилей – в начале июня ему исполнится 65 лет.
– Вот у нас возле роддома поставили скульптуру «Мать и дитя». А почему бы не сделать конкурс среди березовчан? Возможно, я бы смог предложить что-то не хуже или даже лучше? – говорит Владимир Михайлович. – Или, например, почему бы не соорудить входную группу в наш Исторический сквер? В год юбилея мне бы хотелось сделать что-то для города.
По словам березовчанина, он обращался с предложением организовать свою выставку в управление культуры и спорта десять лет назад. Там записали его контакты, обещали перезвонить. Звонка мужчина так и не дождался. Это убедило его в том, что Берёзовскому люди искусства как творцы не интересны.
Владимир Сахнов готов подготовить свою выставку, например, в музее золота. Но ему нужна помощь: кроме самого пространства, для работ необходимы подставки, если это скульптуры, или витрины, если это изделия из камня. Мастеру, о котором еще в советское время писали «Вечерний Екатеринбург» и «Уральский рабочий», сложно поверить в то, что его талант оказался недооцененным в Берёзовском. Тем более, как он считает, у города нет своего символа.
Скульптура «Милосердие». Сахнов предполагает, что такая фигура хорошо бы смотрелась входа в Исторический центр – как своеобразное приглашение
– В 80-е годы еще женщина что-то у меня заказывала и говорит – вот бы вашими работами украсить Берёзовский. В городе нет символа, Ерофей Марков меня как художника не привлекает: он погружен в такое место, где никому не нужен, – уверен Сахнов. – Вы по Уралу едете, по Свердловской области, у каждого города есть свой символ исторический. Невьянск, нижний Тагил, Полевской… У нас же в городе история совершенно не просматривается.
Неравнодушен Сахнов не только к истории родного города, но и к глобальным историческим событиям. Это беспокойство он отражает, как правило, в творчестве: «Мадонна Донбасса с младенцем», «Скорбящая мать» и другие произведения он посвятил военным действиям и страданиям мирных людей на востоке Украины.
За многолетнюю творческую карьеру авторские выставки у нашего земляка, конечно, были – и в родном городе, и в Екатеринбурге. Но сейчас ему хотелось бы организовать выставку особенно: и работ достаточно, и познакомить земляков с талантом хочется.
Талант этот обнаружился у маленького Володи в очень раннем возрасте: папа занялся строительством дома, и двухлетнему мальчику попала в руки податливая глина. Другой бы ребенок подобрал и бросил, а этот уже тогда почувствовал, что это нечто большее, чем природный материал. Большое влияние на развитие мальчика оказала его воспитательница, Анастасия Петровна. Он благодарен до сих пор: она с вниманием отнеслась к таланту и часто сажала воспитанника возле себя, давая ему в руки карандаши и бумагу. Школ искусств в то время в городе не было, а все радости юных художников – акварельные краски, альбомы для рисования, даже карандаши, были редкостью и даже роскошью в семье Сахнова, где родители воспитывали шестерых детей.
Произведение «Берёзовский» Владимир Сахнов считает символом города
– Когда на день рождения в три года Анастасия Петровна подарила мне коробку карандашей, альбом и краски, я был счастлив, – рассказывает Владимир Михайлович. – Уже намного позже, когда я учился, она нашла меня, расплакалась: так ей хотелось узнать, кем я стал. С высоты прожитых лет я понимаю, как много она мне дала.
В начальной школе мальчику завели отдельный шкаф для всех его поделок, а когда по зоологии давали задания слепить какое-то животное в разрезе, к нему выстраивалась очередь из одноклассников. Потом Володя стал ходить на курсы: первую изостудию в городе открыл Владимир Расковалов, затем подобная открылась во дворце культуры им. Кирова.
Окончил Сахнов Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле, а после учебы почти все время посвятил труду. В качестве мастерских снимал небольшие помещения. Когда с мастерской скульптору помогло руководство «Берёзовского рудника», он в качестве благодарности подарил правлению предприятия каменную работу под названием «Берёзовский», этакий символ города.
Обработка камня – удовольствие дорогое. Исходные материалы стоят немало, как и алмазный инструмент для их обработки. Сама работа может занимать как несколько дней, так и несколько лет – в зависимости от вдохновения и наличия свободного времени. По словам художника, времени требует не столько сама работа над произведением, сколько поиск камня и поиск образа.
– Творчество требует много денег. Даже пластилин по стоимости сегодня сопоставим со сливочным маслом, – говорит Сахнов. – А мне его десятки килограмм надо. Кто будет столько сливочного масла покупать?
Мы предложили скульптору обратиться в объединение «Проект. Бюро» по ул. Красных героев, 7, где всегда рады общественным инициативам.