Я не хотел лететь в Амстердам. Хотелось прямого рейса, чтобы на юг, к теплому морю, и чтобы без посадки на 14-16 часов. «Туда» нашелся прямой рейс за приемлемые деньги. А вот «обратно», добро пожаловать в Амстердам, если хочешь лететь бюджетно. Я же за границу езжу, если повезет, очень бюджетно.
Аэропорт Скипхол, главная голландская воздушная гавань, радушно встретил меня своей необъятностью и удивительной упорядоченностью в этой суматохе пассажиропотоков, отлетов и прилетов. По всем прикидкам выходило, что в запасе у меня минимум 12 часов до того, чтобы пройти контроль, регистрацию на рейс и улететь в Москву.
Недаром говорят, что прежде чем войти, узнай, где выход. Если бы я даже не собирался наведаться в голландскую столицу, меня бы всё равно туда завлекли бравые голландские железнодорожники. Я еще дома переживал, смогу ли одолеть автомат по продаже билетов на электричку от аэропорта до Амстердама. Опасения улетучились на месте действия. Молодые ребята и девушки, то ли волонтёры, то ли юные железнодорожники, дежурили возле автоматов и предлагали помочь приобрести билеты всем желающим. Я почитал-почитал инструкции и, от греха подальше, купил билет с волонтерской помощью.
Велосипедный апокалипсис
Можно ехать, но всё-таки завернул в справочную. Возвращаться буду поздно вечером: как у них с графиком? В справочной никак не могли понять, что такое последняя электричка. Оказывается, нет у них такого, поезда идут с определенным интервалом, независимо от времени суток. Вперед!
Через считанные минуты я уже выходил на привокзальную площадь Центрального вокзала. Поначалу пошел не к тому выходу и чуть не окунулся в акваторию Морского вокзала. Вот так, всё рядом, всё под рукой. Думаете, что сразу сел на велосипед? Сначала поел, время было между завтраком и обедом, поэтому надо было подкрепиться и даже пива выпить. Бельгийского. Ну, что делать, если и во Франции, и в Голландии бельгийцы кладут местного производителя по цене на обе лопатки.
На велосипед? Нет! Недалеко от вокзала швартуются прогулочные кораблики со стеклянным верхом, и я просто не мог отказать себе в удовольствии прокатиться по легендарным амстердамским каналам. Вода – загадочная стихия, с ее поверхности воспринимаешь увиденное по-особому. В том числе и пресловутые велосипеды. Мы проплывали мимо каких-то циклопических хранилищ велосипедов, откуда двухколесные «кони» свисали гроздьями. Казалось, что грядет какой-то велосипедный апокалипсис, и эти запасы, видимо, должны восполнить предполагаемую утрату…
Велосипеды на набережной
Да, у них там велосипедные дорожки и огромные велосипедные стоянки, потому, что городской транспорт всегда развивался с учетом велосипедов и ничего «возрождать» не надо. Да, по тротуарам они не ездят, не докучают звонками пешеходам, опасно лавируя, как у нас, не обгоняют, едва не задевая пешего. Но ведут они себя на этих дорожках вполне по-автомобильному, подрезают, показывают друг другу средний палец, при этом не забывают ругнуться и получить такой же ответ. Проблемы угона решают экзотически: пудовой цепью, наподобие якорной, замыкают велосипед на амбарный замок. Видел, как особа элегантного возраста открыла такой замок, обмотала эту цепь вокруг седла и поехала по своим делам.
…Когда-то наш Берёзовский был велосипедным городом. Может быть, не уступал Амстердаму по числу двухколесных «друзей» на душу населения, а если бы трехколесные приплюсовали, то точно не уступал. В магазинах продавались специальные защипы разного фасона, чтобы спасти брюки от «заедания» цепью, но мы пользовались мамиными бельевыми прищепками. На велосипеде – везде: сгонять в магазин за хлебом, отвезти тяжелый мешок, который удобно пристраивался на раму, ребенка в детский сад, поставив дополнительное седло, подругу на вечеринку и не на багажнике, а на раме, ну и ясно – на работу. Съездить в областной центр считалось парой пустяков.
Новый велосипед обсуждали с не меньшим жаром, чем сейчас новую марку машины. Одно время даже выдавали номера, но как-то в велосипедном формате они не прижились. На изящные гоночные велосипеды смотрели с завистью, но не особенно переживали. Гораздо круче считался велосипед с динамо и фарой. Велосипед покупался для хозяйства и на вырост. Поэтому осваивали их в несколько этапов: ездили под рамой, невероятно изгибаясь, потом на раме, затем, стоя на педалях, и наконец, возмужав, на седле.
Велосипед с моторчиком не нарушил поголовье велосипедного «стада». Мотороллеры, даже мотоциклы, от минских «козликов» до ижевских и чешских, в свое время постепенно заполонившие город, не поколебали трепетного отношения березовчан к другу-велосипеду. Слом случился в сознании, а почему, вряд ли кто знает, даже в Амстердаме. И никто не знает, с какого это перепугу мы снова ухватились за велосипед. Чего это мы его «возрождаем»?..
Лодочник и облако парфюма
Круиз по каналам вернул меня в исходную точку, к Центральному вокзалу, откуда весь туристский Амстердам, как на ладони и в «двух шагах». Хочешь, иди в зоопарк, хочешь – в Квартал красных фонарей. В Музей Ван Гога я не пошел. Что значит пойти в знаменитый музей? Это значит «утонуть» в нем до самого закрытия и не увидеть больше ничего. Я предпочел разглядывать Амстердам.
В то лето, а может быть всегда, одним из примечательных амстердамских аттракционов был забавный персонаж. Он подгребал на своей утлой лодчонке к набережной возле Старой церкви и наигрывал на дудке некую мелодию, делая паузы, чтобы попасть в такт бьющему колоколу, а иногда, тоже в такт, просто свистел. Лодочник неплохо «рыбачил» возле набережных: после выступления он прицеплял к удочке традиционный голландский деревянный башмак и подплывал к зрителям. Те складывали денежку в это деревянное портмоне, а лодочник рассыпался в благодарностях и удивлял публику новыми трюками.
Дружелюбие, открытость, позволительность… Демократичность, те же велосипеды, вплоть до полиции. Вот нашего участкового посади на служебный велосипед. Он же матушку-репку запоет. А у них на двух колесах службу несут. Так рассуждал я на набережной возле «Уголка Рембрандта» за тарелкой вкуснейшего наваристого зеленого горохового супа. Одно меня раздражало, куда не сунься, везде конопля, с которой прочно ассоциируется Амстердам: сувениры, конфеты, купальники. Черт! Так, может, поэтому мой гороховый суп был такой зеленый…
Я не сразу обратил внимание, что чуть в стороне от Старой церкви, как-то нешумно и по сравнению с другими улицами малолюдно, даже велосипедов не видно. Надпись на стене всё объяснила. Вот так нежданно-негаданно я оказался в Квартале красных фонарей. В глубине ветвились узкие переулки, но большинство прогуливающихся предпочитало оставаться на широкой улице. В исчадие греха двинули два седых английских «юноши» со своими подружками весьма элегантного возраста, любопытствующий автор этих строк и пара далеко не юных соотечественниц. Кстати, от русского языка, звучащего со всех сторон, в Амстердаме можно и устать.
Седой «юноша» постучал в стеклянную дверь, которая тут же распахнулась, выпустив облако парфюма, он ступил на порог, но всё же остался на тротуаре, что-то спросил. Девушка, на которой кроме туфель и помады ничего не было, ответила. Вернувшись к спутникам, одобрительно его приветствовавшим, он громогласно объявил: «Пятьдесят». Я подначил его: «За ночь?» Он расхохотался в ответ: «За час…» Соотечественницы, посовещавшись, вынесли с апломбом вердикт: «Нет, не тянет…» Видимо и Старая церковь в этих местах не случайно стоит. И грешницы, и греховодники могут всё отмолить тут же. Амстердам разрешает.