Корреспондент ЗГ вышла на рейс вместе с бригадой ломовоза.
Маленький мусорный коллапс настиг город Берёзовский. Маленький – потому что задел он только определённые виды отходов – крупногабаритные и всё, что попадает в так называемые бункеры. Контейнеры твёрдых бытовых отходов, как и прежде, опустошаются своевременно, и с этим проблем, к счастью, не возникло. Но всё-таки это коллапс, потому что в какой-то момент
Департамент по обращению с отходами перестал справляться с существующими объемами – бункеры и земля в радиусе нескольких метров от них стали зарастать мусором. Всё это стало нервировать жителей – за последние несколько недель мы получили шквал сообщений и фотографий от читателей, свидетельствующих о том, что ситуация в городе серьёзная.
Нам стало интересно посмотреть на ситуацию своими глазами – изнутри, Департамент по обращению с отходами пошёл нам навстречу – и мы в прошлую пятницу примкнули к экипажу одного из местных ломовозов.
Виновен «поломанный» полигон и субботники
«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна» – эта знаменитая фраза из песни подходит для многих профессий, и также хорошо характеризует труд Департамента по обращению с отходами. До тех пор, пока мусор вывозится без сбоев, контейнерные площадки чисты – никто и не замечает этой каждодневной кропотливой работы. Но любой сбой в работе, как это мы наблюдаем сегодня, позволяет оценить, как много мусора мы производим, и насколько важно его своевременно вывозить.
Вячеслав Прохоров
Как рассказал руководитель Департамента по обращению с отходами, у этой проблемы есть несколько причин, которые сделали ситуацию критической, не было бы хотя бы одного из факторов, всё бы обошлось без заметных последствий. Одна из причин – техническая поломка на полигоне «Северный», куда вывозится весь мусор не только из Берёзовского, но и Верхней Пышмы и Екатеринбурга. Там сломались весы – одни из двух, и пропускная способность полигона снизилась – на подъезде к нему стали образовываться пробки из груженого мусором транспорта, рабочие стали терять в этих пробках слишком много времени, и вместо четырёх ходок в день каждый из трёх ломовозов, обслуживающих наш городской округ, стал успевать делать только три. И так как за один заход ломовоз опустошает пять бункеров, в день неохваченными оставались до 15 контейнерных площадок.
Сыграло свою роль в этой ситуации и сезонное увеличение отходов – садоводы, жители частного сектора и коммунальные службы провели свои осенние субботники – обрезали ветки, собрали ботву – всё это в больших количествах перекочевало на мусорку.
Контейнерные площадки в городе обслуживают мусоровозы и ломовозы. Первые забирают ТБО из контейнеров, вторые опустошают бункеры крупногабаритных отходов. Мы присоединились к последним, потому что именно здесь сегодня существует проблема.
В бункеры скидывают всё подряд
Рабочий день ломовоза в Берёзовском начинается в восемь часов утра и заканчивается в шесть вечера. Мы присоединились к бригаде Вячеслава Прохорова, водителя ломовоза, и его помощника Руслана Азиева, около 9 часов – к этому времени они успели выгрузить собранный ещё вчера мусор на полигон «Северный» и вернуться в Берёзовский. Первой точкой после возвращения стал частный сектор по улицам Свободы и 8 Марта. Три бункера здесь были опустошены довольно быстро – мусора в них было не очень много – действительно, большую часть составляли ветки, ботва и листва. Также очевидно, что не весь мусор здесь – строительный или крупногабаритный, много обычных мешков с бытовым мусором.
– В бункеры складывают всё подряд. В них просто проще кидать людям – он большой, объемистый, некоторые, не останавливаясь, на ходу с машины выкидывают, – рассказывает Вячеслав Прохоров. – Сезонно весной-осенью очень много мусора, особенно в частном секторе – выносят ветки, ботву после уборки огородов, остатки урожая, просто кучами заваливают. Раньше было не так много, потому что многие сжигали это всё на своих участках, но в последние года два всё поменялось – людям запретили сжигать, и они понесли всё это на мусорку.
Вячеславу 30 лет, у него трое детей, и он работает на ломовозе уже седьмой год подряд. Работа ему нравится разнообразием и тем, что не приходится сидеть на одном месте. Наверное, никто с детства не мечтает работать на мусоровозе, но Вячеслав утверждает, что привык к специфике своего труда довольно быстро. Его напарник Руслан работает здесь около полугода. Он не очень хорошо понимает и говорит по-русски (или сделал вид, что так), поэтому разузнать что-либо о нем не получилось.
Руслан помогает в работе Вячеславу – орудуя лопатой, он сгребает всё, что лежит на земле, в бункер, а уже оттуда с помощью манипулятора, которым управляет Вячеслав, весь мусор загружается в кузов ломовоза. Если есть необходимость – Вячеслав трамбует мусор «клешнёй» манипулятора.
После загрузки на контейнерной площадке возле бункера становится практически чисто, но всё-таки не идеально – мелкий мусор кое-где остается. На улице 8 марта один из местных жителей, наблюдая за работой, замечает, что сегодня ещё повезло с погодой – сухо и безветренно. И уборка действительно выглядит аккуратной – даже кучи листьев без потерь перемещаются в машину.
В дни, когда на улице ветер, какая-то часть отходов при перегрузке разлетается по округе на десятки метров.
Вячеслав говорит, что редко приходится лично сталкиваться с жалобами жителей, чаще они сами становятся помехой для нормальной уборки.
– Во дворах многоквартирных домов бывает такое, что невозможно подъехать из-за припаркованных машин, особенно на Шиловской, 20 – в субботу и в воскресенье туда вообще не заехать, – отмечает он.
По его словам, вывоз мусора в Березовском осуществляется ежедневно, но лично у него в субботу и в воскресенье выходные – в эти дни работают другие его коллеги.
До следующей точки нашего маршрута мы едем через заправку, которая отнимает ещё около 20 минут времени. В Новоберезовском нас ждут две контейнерные площадки, и здесь уже совершенно другая картина – мусора очень много, переполненные бункеры и навалы рядом с ними – много веток, листвы. На первой площадке недавно кто-то свалил шкафы и мягкую мебель.
Мы застали врасплох мужчину, который загружал детали этого шкафа в багажник своей легковой машины. Ему никто не стал препятствовать – всё, что смог погрузить к себе, он увёз.
Вторая площадка на улице Максима Горького располагается в самом центре большого двора, состоящего из нескольких многоквартирных домов. Здесь мусора хватило бы и на три бункера, но стоял только один – заполненный доверху с горкой. Мне еще на предыдущей площадке стало казаться, что место в кузове уже закончилось. Однако отсюда удалось выгрести весь мусор, сваленный на асфальте, оставив бункер нетронутым – за ним бригада Прохорова должна была вернуться после полигона, однако, забегая вперед скажу, что судьба распорядилась иначе. Уже на обратной дороге в Берёзовский, у ломовоза на подъезде к Кедровке лопнуло колесо, и вместо того чтобы спасать город от мусора, этот экипаж был вынужден уехать на базу переобуваться.
Полигон особой секретности
Проехать к полигону «Северный», минуя населенные пункты, невозможно – поэтому из березовского мусоровозы, как правило, едут через Кедровку, а другие через верхнепышминский посёлок Садовый. А в последнее время через Кедровку едут едва ли не все, так как в Садовом перекопана дорога. Всё это вызывает недовольство местных жителей, но на сегодняшний день других путей туда просто нет. И даже существующая дорога от Кедровки до полигона асфальтирована не полностью.
По словам Вячеслава, после того как на полигоне сломались весы, на въезде стали образовываться пробки из мусоровозов, и теперь случается, что на всю разгрузку на полигоне уходит больше часа.
– Весы сломались с месяц назад. Был момент – они их на неделю на ремонт ставили, вроде как отремонтировали, но через день они снова сломались, – рассказал Прохоров. – Там всего двое весов – на заезд и на выезд. На данный момент сломаны весы на выезд. Сейчас все через одни весы заезжают и выезжают.
Весь мусор, завезённый на полигон, должен быть взвешен. Для этого мусоровозы взвешивают дважды – на въезде и на выезде, затем из первого числа вычитают второе и получается количество отходов, оставленных на полигоне. Для того чтобы ничего не перепуталось, мусоровозы и ломовозы имеют свои ключи, похожие на ключи от домофона, которые идентифицируют авто среди всех.
Все отходы, завезённые на полигон – это собственность «Спецавтобазы», вывозить оттуда что-либо строго запрещено. Однажды Вячеслав попытался оставить себе два листа алюминия, однако это заметили охранники и передали по рации на пункт весового контроля – пришлось снова возвращаться к месту разгрузки и оставлять там эти листы. И это не единственное строгое «нельзя» на «Северном». Так, например, Вячеслав сразу предупредил нас, что на полигоне категорически запрещено снимать что-либо – за этим очень строго следят, к тому же охранники здесь очень агрессивные. Но когда заехали на полигон, удержаться от того, чтобы не заснять это странное место, было просто невозможно.
Пройдя весовой контроль, машина отправляется на «вершину» мусорной горы. В какой-то момент дорога упирается в обрыв, за которым где-то далеко внизу – осенний лес. Машина едет по краю обрыва несколько десятков, а может и сотен метров, а потом сворачивает к месту разгрузки. Всё это время над полигоном кружат огромные птицы – их сотни, а может, и тысячи. Для разгрузки Вячеслав и Руслан выходят из кабины, а мы остаемся внутри, наблюдая за происходящим. Ломовозы разгружаются, местные обитатели растаскивают полезные фракции отходов по кучкам – здесь картон, тут металл, там элементы мебели. Тут же ходит охрана и да, она действительно строго следит. Всё снятое на телефон нас попросили тут же удалить. Вячеслав предупредил, что если охранник не поверил, что все кадры удалены – нас будут ждать внизу и не выпустят, пока не удостоверятся, что всё стёрто. Нам повезло, дополнительных проверок нам устраивать не стали.
А ещё на полигоне в последнее время принимают далеко не все отходы – например, покрышки или овощи. Конечно, два килограмма пропавших помидоров не считаются, но полный кузов отходов с овощебазы сюда привезти нельзя. Все отходы фиксируются документально, составляются акты.
– Сейчас за смену мы не можем физически вывезти такое количество мусора, и свалка нас тоже тормозит. В основном пробки есть вечером и днём до 12 часов, – рассказал Вячеслав. – Сейчас четыре ходки я не успеваю за день. У меня не такой большой кузов, чтобы я смог вывезти так много за раз. Две-три точки максимум.
По словам Эдуарда Топорищева, сейчас для работы в Берёзовском привлекли дополнительную единицу техники – четвертый ломовоз – чтобы вовремя опустошать бункеры крупногабаритных отходов. Это уже сегодня позволяет держать ситуацию под контролем.
Как ни крути, ситуация должна нормализоваться – ботва, ветки, листва закончатся, весы рано или поздно починят, а зимой традиционно крупногабаритных отходов становится меньше. Ждать осталось недолго. Хотя администрацию такая позиция – просто ждать – не устроила.
По информации пресс-службы администрации, на прошлой неделе администрация БГО вызвала регоператора на серьезный разговор. Антон Вадимович Еловиков, заместитель главы курирующий вопросы строительства и ЖКХ, поделился подробностями встречи:
«Мы сильно возмущены качеством вывоза твердых бытовых отходов с площадок в этом году. На прошлой неделе состоялась встреча с региональным оператором, который пригласил генперевозчика и субперевозчика – Экотранс и Горсвет. Они признали, что работы были выполнены некачественно. Регоператор при нас поставил задачу за выходные дни, к понедельнику, все прибрать и не допускать срыва больше, иначе контракт будет расторгнут».