Жизнь города

«Ноль отходов» – пока утопия, но к этому надо стремиться. Экологическую программу в городе Берёзовском представил чиновник из Сан-Франциско

Бытовым отходам не место на свалке. Им можно найти полезное применение для использования в качестве вторичного сырья. Программу «Ноль отходов» (Zero Waste) департамента экологии американского города Сан-Франциско представил 1 апреля в Берёзовском ее куратор Алекс Дмитриев. Однако чиновник от экологии признает, что претворить название программы в реальность – задача невыполнимая, если не сменить экономическую модель на циклическую, при которой вторичное сырье используется для производства других продуктов.

Верхнее фото Олега Манварова: выступая перед березовчанами в зале заседаний местной Думы Алекс Дмитриев (справа) отметил, что в Сан-Франциско в государственных учреждениях запрещено использовать пластиковую посуду и бутилированную воду – это отражено в соответствующем законе

Березовчанам Алекс Дмитриев рассказал, что законодатели калифорнийского города задумались о разумном использовании отходов жизнедеятельности еще в начале прошлого века. В 1932 году руководство Сан-Франциско разработало закон о вторичном сырье и предложило гражданам проголосовать за него. То время Дмитриев описывает как «хаос» в сфере утилизации мусора. Но уже в те годы были достигнуты первые результаты: в документе были прописаны материалы и обращение с ними, а также установлены тарифы на услуги.

– В 1989 году в Калифорнии был принят важный закон. Закон штата, который потребовал от всех городов Калифорнии переработки вторичного сырья, и достичь 25% переработки к 1995 году, к 2000-му – 50%, – рассказывает эксперт о развитии законодательной базы.

В дальнейшем процентное соотношение перерабатываемых отходов предполагалось лишь увеличивать. К 2020-му году говорящее название программы должно было воплотиться в жизнь.

– Ноль отходов – значит ноль отходов на свалку и ничего не сжигать, – озвучил американец конечную цель одноименной программы.

Однако под занавес общения с березовчанами Алекс Дмитриев неожиданно выразил сомнения в реализации этих планов к запланированному времени. Для этого необходимо строить новые перерабатывающие комплексы. Сейчас в Сан-Франциско действует единственный завод, построенный в 2002 году.

– К 2020-му были планы [построить], но не получится. Без этого «Ноль отходов» не получится, но мы об этом никому не рассказываем. Но люди знают, что к 2020-му году собираемся достичь этого, – шутливо поделился развитием событий чиновник экологического департамента.

В качестве основных постулатов программы «Ноль отходов» Алекс Дмитриев называет разделение потоков мусора, работу с населением и, так называемую, «политическую волю» при разработке законов.

– У нас есть система гражданских комитетов, участвующих в разработке определенных политических решений. Наш комитет по экологии состоит из представителей некоммерческих организаций (НКО). Они сделали очень амбициозное предложение отцам города, что привело к тому, что в Сан-Франциско есть очень развитые программы, – поделился Дмитриев опытом взаимодействия с общественниками.

Что касается разделения мусора и отходов на потоки, то берёзовским слушателям такая практика знакома. Как рассказал директор городского благотворительного фонда «Благо» Андрей Харыбин, работа по внедрению раздельного сбора отходов в Берёзовском ведется с 2011 года. В 2013 году первой спецконтейнеры поставила компания «Технопрогресс», затем появились контейнеры «Уральской стекольной компании». Как отметил Харыбин, с этого момента в городе начали «более централизованно сортировать» мусор.

Экологический куратор фонда «Благо» Анна Балтина дополняет, что со временем, после договоренности с «Технопрогрессом», в их сетчатые контейнеры стало можно кидать не только пластик, но и стекло, и алюминиевые банки. А недавно свой пилотный проект запустила компания «Спецавто», также поставившая два сетчатых контейнера.

«Поймать отходы» важнее всего

В Сан-Франциско, по словам Алекса Дмитриева, разделять мусор решили в 1999 году, причем тогда же осознали необходимость делать это на месте их возникновения. Три потока отходов решили обозначить цветами специальных мусорных контейнеров. Синие предназначены для вторсырья, зеленые для пищевых отходов, черные для мусора, идущего на свалку. По словам эксперта, у каждой семьи есть такая система. До этого граждане использовали маленькие ёмкости и сами разделяли металл, бумагу и стекло. Этот опыт Дмитриев не считает удачным, в отличие от нового подхода.

– Когда сказали населению: всё складывайте в один большой [синий] контейнер, мы достигли потрясающих результатов. Если считать процент участия населения, то в два раза увеличили количество полученного материала (с 30% до 60% – прим. ред.). Мы облегчили это для производителей мусора, но усложнили себе задачу. Когда материал смешан, его нужно разобрать, чтобы продать и использовать как вторсырье, – рассказывает куратор программы «Ноль отходов».

Пищевые отходы предложили собирать в зеленый контейнер, чтобы не загрязнять материалы, предназначенные для переработки. По словам Дмитриева, «поймать все эти отходы» – важный момент программы, построенной по циклическому принципу. Вторсырье из переработанных отходов должно стать сырьем для последующих товаров. Этот принцип, по словам эксперта, постоянно доводится сотрудниками ведомства до населения.

– Мы объясняем, как много они потребляют, и это всё имеет значительно большее воздействие, нежели чем просто повторное использование. Мы живем в условиях экономики, которая полностью зависит от потребления, – отметил эколог.

По мнению эксперта, такова суть линейной экономики. Отсутствие перехода на «цикл» сказывается на том, что отсутствует местная переработка сырья, и сейчас, по словам Дмитриева, все сырьё из синих контейнеров на местном комплексе лишь брикетируется и на кораблях доставляется для переработки в Азию. В Сан-Франциско же полностью перерабатываются лишь пищевые отходы – в компост, активно используемый местными фермерами.

– Компост – это хорошее удобрение. Город окружен фермерскими землями, и весь компост продается. Даже если производство удвоится, он всё равно будет продан, – говорит Дмитриев.

Методы штрафов и субсидий

Минимизация содержимого чёрного контейнера – одна из основных задач программы. Если население, и предприятия всё делают правильно, то таких отходов должно собираться значительно меньше. По словам куратора, за время работы удалось добиться снижения количества таких отходов в два раза: с 900 тысяч тонн в год до 450 тысяч.

Особо в своем рассказе Алекс Дмитриев отметил усилия экологического ведомства Сан-Франциско по работе с населением и доведения до него информации о том, почему такая политика важна для каждого жителя. Использовался метод «от двери к двери», образовательные программы, стимулирование населения и предприятий. Например, если в семье сокращается объем содержимого чёрного контейнера, то она получает скидки на услуги вывоза мусора. Предприятия через участие в программе субсидируют тарифы для населения: чем больше фирма собрала вторсырья и компоста, тем большую скидку она получает при оплате счетов за вывоз отходов.

– Важно, чтобы бизнес видел, сколько они экономят. И это самый большой стимул, – говорит Дмитриев.

Несмотря на это, специалисты департамента заметили, что часть отходов поступает не туда, куда предполагается по программе. По их расчетам, 15% потенциального вторсырья и 25% сырья для компоста уходили на свалку. Для исправления ситуации был пролоббирован соответствующий закон, согласно которому каждая компания, каждый житель, многоквартирный дом, «должны разделять мусор на три потока и не загрязнять их». По словам Дмитриева, 99% жилищ и предприятий «имеют эту услугу».

– Если кто-то не хочет пользоваться, то налагаем большие штрафы, отбираем скидку за участие [в программе компостирования] и счет на мусор можем увеличить на 50%, – рассказывает эксперт о рычагах воздействия. По его словам, к мерам давления еще не прибегали, но очень близки к этому.

Молодежь безразлична

Как признался Алекс Дмитриев, в Сан-Франциско отмечается удручающая картина среди молодого поколения, которому не интересны вопросы экологии. Также тяжело работать с большими компаниями, которые «запугивать штрафами» бесполезно, ввиду их изолированности и громадных доходов. В свою очередь Анна Балтина, куратор экологических проектов фонда «Благо», поделилась результатами исследования в Берёзовском, согласно которому в «проблемную категорию» населения попали люди в возрасте 16-29 лет.

– Они не хотят сортировать и разделять мусор, – говорит Балтина.

Березовчанам есть куда стремиться, в то же время ситуация в нашем муниципалитете намного лучше в сравнении не только с городами Свердловской области, но и в целом по России. В фонде «Благо» солидарны с установкой Алекса Дмитриева: «Научи детей, и они научат родителей».

С детьми берёзовские активисты экологического движения работают в рамках проекта «Зелёные школы». На вопрос Анны Михайловны о существовании в Штатах международных программ, и возможности участия в них берёзовских школьников, специалист по экологии пояснил, что проекты департамента Сан-Франциско в основном рассчитаны на студентов высших учебных заведений. Но был бы рад узнать, если такие вдруг где-то появятся.

По мнению Анны Балтиной, на проблему сбора мусора надо смотреть более глобально, и сама по себе она не решится.

– Сначала нужно смотреть, что же люди выбрасывают, и что с этим можно сделать. Я бы добавила сюда еще и предприятия. Почему-то у нас сводится всё только к бачкам на контейнерной площадке. Нет, надо смотреть в целом. Затем уже можно говорить о выборе технологий, – размышляет Балтина.

В фонде «Благо» заявляют, что могут взять на вооружение многое из того, что озвучил американский эксперт. Местные общественники уже сотрудничают с предприятиями, занимающимися вторичным сырьем, и в дальнейшем намерены продолжать работу организации раздельного сбора мусора в городском округе.

Встреча с представителем департамента по экологии Сан-Франциско Алекса Дмитриева была организована при участии генерального консульства США, администрации города Берёзовского и благотворительного фонда «Благо». По итогам визита представитель генерального консульства США Елена Сивец выразила надежду, что такие встречи будут продолжены.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22