22 июля около Исторического сквера то тут, то там звучали детские голоса: «Фруктовый лед! Коктейли на любой вкус! Не желаете по акции купить коробочку вкусных сладостей? А еще у нас есть авторские картины, браслеты, обереги ручной работы, расписные платки!».
Это юные бизнесмены детского лагеря «Фабрика предпринимательства» показывали все свои умения и знания, приобретенные в школе бизнеса. В течение двух недель дети учились бизнес-навыкам, узнавали, кто такой предприниматель, как составить бизнес-идею и бизнес-план, как продавать и рекламировать, а затем продвигать свой товар.
– У нас отчетная ярмарка, чтобы родителям и знакомым показать, чего они достигли. Все то, что они сегодня продают, они сделали своими руками. 10 дней они учились, как из любого своего навыка можно получить прибыль и даже развить бизнес, – рассказала директор лагеря «Фабрика предпринимательства Анна Суханова. – Кто-то сам плетет фенечки, вышивает, рисует. Девочки выставили свои картины, одна из наших мастериц сама расписала платки, а вторая к собственноручно сделанным оберегам нарисовала визитки.
Даже выпечку и еду ребята делали сами. Например, один мальчик вместе с бабушкой приготовил курицу, второй сам наморозил фруктовый лед и пришел на точку с сумкой-холодильником наперевес. А коктейли мешали прямо на месте.
Но изготовление товара – только вершина этого бизнес-айсберга. Гораздо важнее продумать, как его продать. А это и реклама, и ценообразование, и правильные площадки для продвижения. Все необходимые теоретические знания детям рассказывали приглашенные гости. Предприниматель Виталий Долматов рассказал свою историю, а также поговорил с каждым ребенком по поводу их идей и подсказал, как лучше продвигать, какую цену установить, блогер провела лекцию о продвижении в интернете и о рабочих в плане продаж социальных сетях, а художник-аниматор Григорий Малышев поведал о возможностях анимационной рекламы.
– Помимо лекций с приглашенными гостями мы свозили ребят на экскурсию в «Эконом-принт», где им показали производство с нуля, – поделилась Анна Суханова. – Но больше всего мы провели различных мастер-классов. Один из них – «Букет-орех» с Еленой Нифонтовой – так зацепил часть детей, что они резко перешли на продажу сладостей. Они были удивлены, что можно не изготавливать изделие, а улучшать готовое и перепродавать. Нашли оптовиков, все разузнали, высчитали. Заказали на «Вайлдберриз» коробочки подешевле, набрали разных конфет, орехов, маршмеллоу, скомпоновали в наборы, посчитали цену – и вот, продают! Я смотрю, даже сами придумали акции и организовали безналичный расчет.
Поскольку дети сами вкладывались в создание своего продукта, все, что было заработано во время выпускной ярмарки, осталось у них. Кто-то уже на ярмарке вышел в прибыль и был очень этому рад, а кто-то на месте решал, стоит ли скидывать цену, чтобы покупатель заинтересовался, или еще подождать. Но – не ниже себестоимости!
Сама «Фабрика предпринимательства» родом из Казани, но уже достаточно распространена по всей России. Образовательный проект о том, как открыть собственный бизнес, узнать о финансовой грамотности, инвестициях и многом другом, действует и на территории Свердловской области – в одном Екатеринбурге у школы 3 филиала.
– Я влюбилась в этот проект. Это действительно уникальная возможность побольше узнать о том, как грамотно и прибыльно распоряжаться бюджетом, как из любого навыка получить деньги, научиться инвестировать или даже говорить так, чтобы к тебе прислушивались, – рассказала Анна Суханова. – И я решила такой формат завезти в Берёзовский, чтобы дети с ранних лет учились предпринимательству.
А если ребенок заинтересован и дальше развиваться в этой сфере, осенью «Фабрика предпринимательства» запустит 9-месячные курсы, в рамках которого дети раз в месяц будут выезжать на большие предприятия, лично понаблюдают, как открывается магазин, что такое франшиза и так далее. За 3-5 детьми будет закреплен один наставник, который будет учить их продвигать свой товар на протяжении всего курса.
– Это ведь реально – спокойно за час научить детей правильно мыслить в сфере финансов, а из простой идеи вывести бизнес, – уверена директор «Фабрики предпринимательства» в Берёзовском Анна Суханова.