Стрит арт – искусство, которое живет по своим законам. Когда вы проходите мимо здания администрации в Берёзовском, вы задумываетесь о том, кто нарисовал огромный рисунок и что это вообще за люди, украшающие стены городов?
Ответить на эти вопросы нам помог разговор с березовчанином Дмитрием Исток (это псевдоним, делиться настоящей фамилией он не стал). Дмитрию 35. Он – граффити-художник.
– Дмитрий, как вы пришли к граффити?
– Граффити я увлекся в 18-летнем возрасте во время учебы в колледже. Это был 2003 год. Тогда как раз по России пронеслась первая волна популярности хип-хоп культуры. Широкие штаны, дутые пуховики, толстовки на размер больше. Хип-хоп включал в себя такие направления, как брейк-данс, граффити, эмсиинг и ди-джеинг.
Самовыражение – главное движущее начало этой культуры. Хочешь – пиши музыку или читай рэп на волнующие тебя темы, танцуй брейк, рисуй граффити. Так как тяга к рисованию у меня была с детства, то решил попробовать себя в граффити.
Еще до того как стал рисовать, видел на улицах граффити. Особенно мне нравились рисунки екатеринбургской команды Arterror.
Информации на тот момент было очень мало, так что собирал ее по крупицам. Художественного образования у меня нет. Но обучиться можно любому делу, было бы желание. Придумал себе творческий псевдоним «Исток».
После окончания колледжа я устроился на работу в налоговую службу и отработал там пять лет. Но о своем хобби не забывал, изучал книги по рисованию, очень уж мне «запало» это увлечение.
– Как вы решили стать граффити-художником и сделать это основным источником дохода?
– Первые заказы были от знакомых и друзей, оформлял детские клубы, квартиры, фитнес-клубы. Эти заказы не были коммерческими, делал просто за остатки краски и чтобы набить руку, так как рисовать баллонами не так уж и просто. Опять же появилось кое-какое портфолио. Постепенно стал рисовать всё лучше и лучше.
Потом уволился с работы и уже вплотную занялся граффити оформлениями. Создал сайт, группу в ВК, и пошли уже коммерческие заказы. Так постепенно хобби переросло в мою основную профессию.
– Как реагировало ваше окружение на это занятие?
– Мои родители изначально были против. Но это и понятно: кому понравится, что его ребенок ночью бегает непонятно где и что-то там рисует баллонами. Друзьям нравилось моё увлечение. В основном у меня и друзья были на тот момент из граффити-тусовки.
– Назовите свои основные проекты, которыми гордитесь.
– На сегодняшний день у меня уже сотни работ в Екатеринбурге, Берёзовском и в городах области. Ключевые проекты, на мой взгляд, это граффити оформление в хоккейном клубе «Автомобилист», почти всё, что нарисовано в КРК «Уралец», моих рук дело, можно сказать, что я их основной художник; во всех пиццериях «Додо» в Екатеринбурге; в главном офисе Пивзавоз Group мною разрисованы три этажа стен внутри. Еще я нарисовал портрет Полины Гагариной и вручил ей лично. Она сказала что повесит его в своей московской квартире.
Все большие проекты интересные и сложные. В больших форматах основная сложность – перенести эскиз на стену, чтобы все пропорции остались на своих местах.
Когда я переехал в Берёзовский, здесь было очень мало граффити на улицах. Я подумал, что следят за этим, либо местные граффитисты просто гоняют в Екатеринбург и там «отрываются», а у себя «не гадят». Сейчас замечаю, что стало больше появляться почеркушек, причем на свежевыкрашенных зданиях. Я против такого категорически.
– Что вам интереснее всего в искусстве сейчас? У граффити много направлений (поезда, стены, холсты), в каких хочется проявить себя?
– Холсты, пожалуй, интересны, очень обширная тема для творчества. Так же недавно начал изучать аэрограф, с его помощью можно делать очень детальные, фотореалистичные рисунки. Нравится совмещать аэрограф с баллоном: большие цветовые пятна делать баллончиком, а мелкие детали вырисовывать аэрографом.
– У вас есть совместные с другими художниками работы?
– За 17 лет в граффити, конечно, было много совместных работ с другими граффитчиками.
– Какой из твоих проектов был самым сложным или самым интересным? Самым большим, объемным?
– Самый большой заказ на данный момент – разрисованный батутный парк «Улёт» в ТРЦ «Радуга-парк». Более 300 квадратных метров. Управился за один месяц. Вообще 95% заказов я делаю один, так мне проще. Надеешься только на себя и свои силы. Редко привлекаю других знакомых художников.
Например, я два года подряд проводил мастер-класс в день рождения компании «Айдиго» в Берёзовском. Задача была такая: пяти командам по 10 человек в каждой по заранее составленным эскизам (этими же командами) нужно было разрисовать стену в 100 квадратов за несколько часов, пока длится праздник. Вот тогда я привлекал знакомых художников, чтобы у каждой команды был свой куратор.
Контуры рисунков были сделаны черным цветом. Получилась такая большая раскраска на 100 квадратов. И в день праздника за несколько часов получились крутые рисунки силами сотрудников компании под нашим чутким руководством. На следующий день я немного поправил рисунки, и в конечном виде получились вполне отличные работы.
Граффити на администрации отличное, продуманное. Есть привязка к конкретным людям, и реализовано всё классно. Но тут и понятно, всем этим занималось агентство StreetArt из Екатеринбурга (организаторы ежегодного международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия»).
Также могу выделить оформление ледовой арены «Авто» (микрорайон Солнечный). Там я нарисовал более 300 логотипов хоккейного клуба «Автомобилист», из них три больших логотипа на фасаде здания, каждый из которых был высотой в два этажа. Сроки были очень сжаты, так как на открытие должен был приехать президент Путин. Но что-то там не получилось, и он так и не доехал.
Был заказ в Челябинской области. Ферма занималась выращиванием баранов и продажей их мяса. Они захотели сделать большое «объявление» на весь свой ангар, чтобы с трассы проезжающие мимо машины видели эту надпись. И вот я нарисовал «МЯСО БАРАНЫ» и телефон длиной 38 метров и высотой около 7 метров. Потом они мне звонили: сказали, что всё продали и им нужно всё вернуть в первоначальный вид. Я ездил эту надпись закрашивать.
Когда в 2018-м в России проходил чемпионат мира по футболу, у меня был заказ на углу улиц Московская-Щорса в Екатеринбурге. Задача была нарисовать 50 больших логотипов «Фифа» и гербов Екатеринбурга (поочередно) на строительном заборе. Администрация города попросила об этом застройщика. Я нарисовал больше половины, а потом проезжающий мимо патруль забрал меня в участок. Хотели завести административное дело и изъять краску, несколько часов просидел в участке. Потом подъехал представитель застройщика с разрешительными документами, и меня отпустили. Вот такой вот «вандализм» герб города рисовать.
Все заказы очень разные, и на этой работе скучно не бывает. Уже ловлю себя на мысли, что в офисе снова я бы не смог работать. Тут постоянно смена локаций, людей, задач.
– Идея исходит от заказчика, или это совместный труд, или только ваш? Вообще заказчик граффити (исключая городские проекты) – это кто?
– Всегда по-разному: либо заказчик мне скидывает уже готовый дизайн проект, либо дает техзадание (описывает, что бы хотел видеть на стене и размеры стен), и я уже сам для него подбираю картинки. Клиенты – это и простые люди, кому нужно разрисовать детскую, гостиную, спальню, ворота на даче или стену в гараже; и индивидуальные предприниматели и фирмы (магазины, фитнес-клубы, кафе, клубы). Вообще граффити оформление это такая универсальная тема, что её можно много где использовать. Городских заказов у меня пока не было.
– Сколько стоит ваша работа?
– Стоимость рисунка от 700 до 3000 рублей за квадратный метр. И она зависит от множества факторов: от сложности прорисовки (ее можно разделить на три вида, простая, средняя и сложная), от метража рисунка (чем больше метраж, тем дешевле, и наоборот), от удаленности объекта (расходы на бензин), от подготовки стены (нужно ли мне ее подготавливать или нет).
Когда я начинал, цены на хорошие баллоны (которые подходят для росписи стен, не путать с автомобильной краской) были около 180 рублей за баллон, сейчас же они стоят почти 500 руб. А цена на мои услуги какая была тогда, такая и осталась сейчас. Заказчик не готов платить больше. Следовательно, если цену поднять, то и заказов не будет. В финансовом плане раньше было намного выгоднее этим заниматься, чем сейчас.
– Люди, видя художника на улице, реагируют?
– Когда рисую на улицах оформления, многие прохожие подходят, хвалят, берут мои контактные данные, потом тоже обращаются ко мне. Многие не верят, что так нарисовано, говорят: думали, печать.
– Где, по-вашему, граница между искусством и вандализмом?
– Для меня неприемлемо рисовать в городе на чистых зданиях, если это не заказ, конечно. Если мне захочется порисовать граффити в чистом виде, я найду какую-нибудь стену на окраине города и там порисую. Так сказать, для души. Я рисовал на Шиловке в заброшенных коровниках, около пруда тоже в заброшенных зданиях. Если захотеть, то можно легко найти стенку, где ты никому не будешь мешать.
– Вы участвовали в фестивалях?
– Участвовал в двух «Стенограффиях» (международный фестиваль уличного искусства), которые проходят каждый год в Екатеринбурге. Кстати, руководитель и куратор «Стенограффии» Константин мой старый друг, мы учились вместе в колледже, у нас была своя команда по граффити.
Вообще искусство граффити постоянно совершенствуется и растет, растет профессионализм художников, появляются новые стили, новые люди.
– Кроме выполнения заказов как может зарабатывать уличный художник?
– Кроме граффити можно рисовать холсты для интерьеров, расписывать одежду, делать какие то дизайнерские скульптуры.
– Расскажите о вашей семье. Нам известно, что многое в вашем доме вы делаете своими руками, в том числе и домик во дворе для дочки.
– Я женат девять лет, дочке 3,5 года. В Берёзовский переехал в 2013 году, у меня бабушка и отец отсюда. Купил квартиру в шестом микрорайоне, сделали ремонт с женой сами. Поняли, что ничего сложного в этом нет.
Два года назад я продал квартиру и купил дом на ул. Воротникова. Полностью его разобрал, до сруба, и заново все сделал: полы, стены, потолок, планировку уже под нас. В планах сделать мастерскую, где смогу заниматься творчеством, рисовать холсты. Интересно попробовать делать мебель из эпоксидной смолы. Сейчас на самом деле нет ничего сложного: если что не умеешь, заходишь на YouTube и учишься. Мне интересно самому все строить. Брат тоже купил дом в Берёзовском, я и ему помог с ремонтом, исходя уже из своего опыта. Стройка и ремонт в своем доме – это вечное хобби.
Для сотрудничества пишите: vk.com/istok86 или в инстаграм @graffiti.ekb.