Культура

Интрига и мистика вокруг строительства памятника Льву Брусницыну в Берёзовском

Строительство памятника Льву Брусницыну в парке Победы
Строительство памятника Льву Брусницыну в парке Победы
Фото: © Павел Шабельников

Сооружение памятника в Берёзовском первооткрывателю россыпного золота Льву Ивановичу Брусницыну находится в процессе строительства, а у будущего монумента уже возникает интригующая и мистическая история его создания. Здесь, у кромки парка Победы есть свои герои и антигерои, загадки и зарождающиеся легенды.

Началось всё с примитивного, мелкого, я бы даже сказал, паскудного воровства. Какие-то негодяи вывернули несколько забитых рабочими труб, предназначенных для ограждения памятника, и утащили с площадки. Часть труб была вбита неглубоко, потому что внизу проходят коммуникации, это и сподвигло мерзавцев на успех.

Ну, что можно сделать с этими трубами: утащить к себе на участок, так нет таковых поблизости, увезти в сад, на дачу, так процедура дороже этих кусков железа, сдать в металлолом, да ведь выручка невелика. Так, мелкая пакость для тех, кто занимается памятником. А городу, нам, горожанам, эти недоумки, стырившие трубы, дали увесистую оплеуху. У кого украли? У того, кто все свои помыслы с самого детства направлял на то, чтобы умножить золотодобывающую славу России.

Вечная история и старая, как мир, дилемма – взять или дать. Один березовчанин берет из своего пенсионного бюджета сумму, которая бы ему пригодилась, и отдает на памятник, а кто-то наращивает свое «благосостояние» трубой, утащенной в вечерних сумерках со стройплощадки этого памятника.

На правоохранителей не надеюсь, у них, видимо, текущих задач, поставленных начальством, немало. Нашелся бы старый берёзовский сыскарь да раскрутил бы эту историю и нашел зарвавшихся стервецов. Надо им дать по рукам, чтобы воровать было неповадно.

Как известно, среди предлагавшихся вариантов установки памятника глава города Евгений Писцов выбрал именно это место на отступе от парковой кромки, недалеко от входной колоннады. Наверное, по-разному отнеслись к этому решению, но оно оказалось на редкость прозорливым и знаменательным. При подготовке площадки под установку монумента рабочие нашли старинную монету прошлого века. Вот уж поистине, деньги – к золоту, золото – к деньгам. Всё оправданно, история рулит. Недаром в Берёзовском когда-то в картофельных рядках золотые самородки находили. А на этом месте как раз участки под картофель жителям выделяли.

Михаил Лебедев на драге артели «Фарта», 2013 год

Время усердно «поработало» над металлом, но именно такие щербатые монеты считаются у знатоков «счастливыми». Нет, это не эксклюзивная редкость. Монета достоинством 15 копеек выпуска 1933 года из медно-никелевого сплава (именно ее нашли на месте будущего памятника) по каталогам ценится невысоко – в зависимости от качества от 120 до 170 руб. Кстати, ее «подруга» из серебра того же достоинства выпуска 1931 года стоит до двух тысяч долларов.

Но наша, назову ее «монета Брусницына», может быть, даже бесценна. Так получилось, что в оформлении ее использована тема рабочего со щитом и молотом. Вполне символично для Льва Ивановича. Ведь до того, как войти в славную когорту корпуса горных инженеров, он мальчишкой работал на промыслах, поступив туда «из мастерских детей». А щит – золотой щит Родины, что выразилось в многократно умноженной казне России после открытия знаменитого березовчанина.

Рисунок на монете (подобные имели недолгое хождение – с 1931 по 1934 год) – это отголосок монет, которые выпускались в отечестве в конце 19-го начале 20-го веков. И автором их был один человек – художник Антон Федорович Васютинский. Он создавал монеты и в Российской империи, и в Советском Союзе. Был старшим медальером Санкт-Петербургского монетного двора и главным медальером в советские времена. Он автор среди прочих монет последнего имперского серебряного рубля и первого серебряного рубля РСФСР.

Тема «дать – взять» по отношению к памятнику не закрывается. Она существовала в процессе подготовки к его созданию, продолжается сейчас и останется, мне кажется, на будущее. Памятник при поддержке главы Берёзовского создается фондом «Мир золота» на средства, которые в рамках Союза старателей России выделили золотодобывающие предприятия-россыпники по всей стране. До недавнего времени дистанцировался от этой темы «Берёзовский рудник». Но, видимо, у руководителя предприятия сердце всё-таки дрогнуло, не смог он оказаться в стороне от общеберёзовского дела. Рудник оказал свою помощь, выделил для стройки необходимое количество щебня.

Монета достоинством 15 копеек выпуска 1933 года найдена на месте возведения монумента. Фото Михаила Лебедева

Пришла поддержка, откуда и не ждали. Предприниматель, не имеющий к добыче золота отношения, узнал, что для стройки требуется погрузчик и тут же его предоставил.

В феврале довелось послушать участников съезда Союза золотопромышленников Урала. Возглавляет его наш земляк с родовитой берёзовской горняцкой фамилией Александр Ястребков. Они много говорили о том, сколько сделано по рекультивации земель, как они помогают местным администрациям, как защищают окружающую среду, как сопротивляются нашествиям пресловутых гринписовцев. О памятнике Брусницыну золотопромышленники не обмолвились ни словом. Не появилась эта тема и в резолюции их съезда. Самое интересное, что заседание проходило на берёзовской земле, в стенах городской администрации. А ведь все предприятия этого союза пользуются плодами открытий Брусницына и принципами разработанной им технологии золотодобычи.

Есть и в Берёзовском такое предприятие. Неважно, в какой союз оно входит или не входит. Уникальность его в том, что оно единственное, которое работает на месторождении, которому дало начало открытие Брусницына и, естественно, использует брусницынские принципы промывки золота. Это старательская артель «Фарта», которую возглавляет Михаил Часовских.

Я поинтересовался у руководителя фонда «Мир золота» Евгения Лобанова, участвует ли это предприятие в создании памятника Брусницыну. Оказалось, на тот момент, что нет. Стало непонятно: берёзовские россыпники – и не у дел. Позвонил на предприятие, чтобы встретиться с руководителем, тот передал через секретаря, чтобы я отправил ему мои вопросы, не упоминая о встрече. Я направил ему письмо, на которое не получил ответа.

Уже после письма выяснилось, что «Фарта» выделила для памятника 40 кубометров отсева. Будем считать это ответом на мое письмо.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22