18 мая, в Международный день музеев, прошла пресс-конференция, в рамках которой директор березовского Музея-шахты Лобанов Евгений Валерьевич и организаторы отчитались о работе проекта «Уроки в музее: Калейдоскоп ремесел».
Это уже 3-й проект, поддержанный Фондом президентских грантов и направленный на развитие детского образовательного туризма. 19 мая организаторы отправили отчет в Фонд, но обещают: проект не закончится.
Проект должен был реализоваться в 2020-2021 учебном году, но в связи с пандемией и возникшими ограничениями сроки пришлось сильно сдвинуть. Выполнять план, как показало время, пришлось в ускоренном темпе, чтобы выдержать контрольные мероприятия, намеченные в заявке. «Очень важно для всех организаций, обращающихся за президентским грантом, – выполнять в срок контрольные мероприятия, – отметил Евгений Лобанов. – Иначе следующие проекты уже не реализуешь, деньги будет получить очень сложно. А данный проект, можно сказать по большей части был реализован именно благодаря финансированию Фонда».
Проект «Уроки в музее: Калейдоскоп ремесел» не первый, направленный на развитие детского образования. Первый – «Живые уроки в музее», в котором авторы интегрировали пространство в образовательный процесс: были разработаны экскурсии по 8 различным предметам в привязке к музею. Пробовали это на березовских школьниках. Следующий проект – выход на другие муниципальные образования. И третий – непосредственно «Уроки в музее» – дополняется наличием мастеров, которые занимались изготовлением кукол и небольшой мобильной выставки.
Цель проекта – привить молодому поколению уважение к тому историческому наследию, которое у нас есть. И чтобы было еще интереснее, в музее для ребят проходили уроки-экскурсии по истории, географии, литературе родного города, а в библиотеке проводились мастер-классы: дети могли своими руками сделать поделки, сшить куклу и приобщиться к прошлому, к наследию.
– Можно с уверенностью сказать, что в Березовском происходит постепенная интеграция музейной деятельности в образовательный процесс, – подчеркнул Евгений Валерьевич. – Одновременно ребята путешествуют по своему краю, узнают свою историю, начинают гордиться своей малой родиной. Детский туризм, по нашему мнению, развивается благодаря некоммерческим организациям и их взаимодействию с управлением образования.
В развитии проекта на равных участвовали не только Музей-шахта, предоставивший учебную шахту и интересных экскурсоводов, и Библиотека семейного чтения, в стенах которой расположились выставочные макеты уральских мастеров-кукольников о быте жителей Уральского региона и проводились мастер-классы. Организаторы особо поблагодарили транспортную компанию, которая пошла навстречу, подстроилась под пандемию и ограничения и безопасно привозила детей по одному классу.
В Березовский приезжали школьники из 5 муниципалитетов: более 7500 человек из 312 классов посетили музей и выставку в библиотеке. Кто-то вообще приезжает не по разу и каждый раз узнает для себя что-то новое. Зубарева Татьяна Викторовна отметила: ей как заместителю начальника управления образования Березовского городского округа было очень приятно видеть все организации, неравнодушные к тому, что происходит в Березовском. К тому же массовость – это все же уникально.
Об уроках в музее тепло отзываются и сами организаторы, и участники.
– Большое спасибо всем организаторам этого проекта. Большое спасибо библиотеке, большое спасибо музею. Я сколько работаю, это первый раз, чтобы мастеров всем обеспечили. Обычно всегда все сами: все сам сделал, сам провел. Вообще за организацию очень большое спасибо, – сказала Галина Безбородых, мастерица.
Экскурсоводы Дмитрий Дьяков и Сергей Иванов тоже тепло отзываются о тех, кому они рассказывали, кого учили, однако рассказали о двух замеченных ими недочетах. Первый минус проекта, по словам экскурсоводов, состоял в незаинтересованности некоторых классных руководителей и вытекающего из этого незнания детей. «Детям же нужно объяснить, куда они едут. Приезжает автобус, они выходят, спрашиваешь: «Вы знаете, куда приехали?» И дети в ответ: «А мы не знаем!» То есть их просто в автобус посадили и куда-то повезли. Очень хорошо, что это не всегда. Большинство знает, куда их привезли, и им нравится».
Вторая проблема – где-то в цепочке передачи информации терялась мысль о том, что в шахтах холодно. «Дети приезжали в тонких футболках, в шортах и через 15 минут говорили: «Мы замерзли, нам холодно». А по плану экскурсия длится еще 25-30 минут. В легких куртках и кофтах тоже было некомфортно. И это несмотря на то, что в рассылке крупными буквами было написано «ВНИМАНИЕ! В шахте холодно! Берите с собой теплую одежду!» Приходилось либо отправлять половину детей на поверхность, а с остальными заканчивать, либо просить потерпеть и ускорить темп экскурсии». В связи с этим в дальнейшем развитии проекта было рекомендовано подумать над закупкой курток или пледов и над тем, как это обрабатывать.
По итогам организаторы вручили благодарственные письма экскурсоводам, мастерам-наставникам, конструкторам-изготовителям выставочных макетов, транспортной компании, представителям СМИ, другим вовлеченным в свое время в процесс реализации «Уроков музея», а также поделились примерными планами.
– Мы планируем расширить проект, сделать его доступным для людей с ограниченными возможностями, инклюзивным. Адаптировать для них экскурсионное пространство музея, – поделился Евгений Лобанов. – Но наработки прошлых проектов, безусловно, сохранятся. Может быть, организуем еще выездные мероприятия. Транспортная компания, думаю, нас поддержит и в этом начинании.
– Он будет продолжаться, потому что он не надуманный, он искренний, полный неиссякаемой энергии, творчества. Это заслуживает огромного уважения и пожелания дальнейших успехов, – сказала Аникина Татьяна Леонидовна, начальник отдела социального развития БГО.