Жизнь города

Здесь вам не курорт. Реабилитационный центр «Ключи» с двух сторон

Реабилитационный центр, где люди лечатся от своих зависимостей, а кому-то даже удается от них избавиться, существует два года. Обычно в нем находятся 20-30 человек. И руководитель центра, и бывшая реабилитантка, которая инициировала проверки «Ключей», сходятся в одном: на курорт учреждение совсем не похоже
Реабилитационный центр, где люди лечатся от своих зависимостей, а кому-то даже удается от них избавиться, существует два года. Обычно в нем находятся 20-30 человек. И руководитель центра, и бывшая реабилитантка, которая инициировала проверки «Ключей», сходятся в одном: на курорт учреждение совсем не похоже
Фото: © Олег Манваров

После публикации в номере от 14 февраля материала «Как в Берёзовском принудительно лечат наркоманов и алкоголиков», подготовленного нашими коллегами из информационного агентства «Znak.com», в редакцию обратились обе стороны конфликта: Ольга Яковлева, которую с помощью полиции освободили из реабилитационного центра, и его руководитель Никита Великий.

История, о которой нам с разных точек зрения рассказали обе стороны, выглядит буквально противоположной. Березовчанка Ольга Яковлева говорит, что ее держали в центре против воли, руководитель центра «Ключи» Никита Великий – что это неправда. Она уверяет, что у нее нет проблем со здоровьем, психологических зависимостей, он утверждает обратное. Она рассказывает, что борется за свою репутацию, он – что она вместе с гражданским мужем пытается вымогать у него деньги. Кто из них прав, а кто виноват? Будут разбираться совсем не журналисты, а сотрудники правоохранительных органов: по инициативе Яковлевой в центре сейчас идут проверки, а Великого вызывают на допросы.

Мама Ольги Раиса Костырева никаких претензий к Никите Великому не имеет. Она считает, что ни алкоголизм, ни наркомания не имеют отношения к ее дочери, но все же уверена: психологическая помощь ей необходима. Именно на работу психологов она надеялась, обращаясь в центр «Ключи». Гражданский супруг Ольги Яковлевой забрал ее из «Ключей»

15 января. Встреча березовчанки с родными, с семьей должна была состояться 16 января – в день, когда истекал трехмесячный срок нахождения Яковлевой в центре.

Мы посетили реабилитационный центр «Ключи» после разговора с Ольгой Яковлевой и рассказываем, что там увидели. Кроме этого, публикуем материал, который родился после интервью с березовчанкой. По словам Никиты Великого, за два года существования центра – это первый случай, который становится достоянием общественности.

«Хочу, чтобы он был наказан»

Восстановить свое здоровье и репутацию, отойти от пережитого шока и пройденных издевательств, забыть то, что случилось, как страшный сон – вот главные мечты предпринимательницы Ольги Яковлевой сегодня. Сейчас березовчанка отстаивает свои права и свое имя, пытается наладить отношения с детьми и хочет наказать виновных. О том, что виновные есть, она не сомневается: по чьей-то воле ведь ее продержали в реабилитационном центре «Ключи», где в основном проходят реабилитацию алкоголики и наркоманы.

Возможно, эта история осталась бы только в ее памяти и памяти ее близких, но о произошедшем на минувшей неделе написали URA.RU и znak.com. К журналистам Ольга обратилась, чтобы рассказать, что на самом деле происходит в реабилитационном центре «Ключи», в котором люди, по ее мнению, не получают необходимой помощи, а терпят оскорбления, моральные и физические унижения.

 

Подробности попадания Ольги Яковлевой в центр мы пересказывать не будем. Конфликт в семье, мама захотела отправить дочь «отдохнуть» – и вот 15 октября прошлого года в дом Ольги без всякого предупреждения нагрянули двое мужчин. Не дали ни одеться нормально, ни взять с собой вещи, просто забрали и увезли.

В «Ключах» она провела свой юбилей, потом – Новый год. Освободиться она смогла только 15 января. Березовчанке удалось передать информацию о том, где она находится, своему супругу, и через несколько дней она была на свободе. Ольга Борисовна утверждает (теперь и не только она – ей удалось убедить несколько бывших реабилитантов рассказать правоохранительным органам свою историю), что все это время находилась в ужасных бытовых условиях, а самое интересное – безо всяких доказательств того, что нуждается в медицинской или психологической помощи из-за зависимости.

– Это горе для меня. Никита Великий, руководитель центра, просто получил деньги за три месяца от моей матери и мучал меня.  Я требовала наркологическую экспертизу, но мне хохотали лицо. Я сама психолог по второму образованию, просила их показать документы, они кивают на какие-то сертификаты. Дайте мне принтер, и я кучу таких сертификатов сама напечатаю, – рассказывает березовчанка. – Я отказалась от программы, которую там навязывали. За деньги, что за меня платили – 35 тысяч в месяц –тупо мыла пол в своей комнате и в прачке работала.

Методы сотрудников реабилитационного центра в отношении тех, кто у них содержится, были примерно одинаковыми. В основном, по словам Ольги, там работают бывшие алкоголики и наркозависимые. Связываться с родными они практически не давали: реабилитантам говорили, что близкие пока не готовы к общению, родственникам – наоборот, что те пока не хотят их видеть и слышать. Многие уверены, что отдают своего близкого, но запутавшегося человека в хорошие руки, где будет уход, лечение, нормальное питание.

– Я понимаю эту безысходность, когда родные сталкиваются с проблемой зависимости и не знают, что делать. На ней все играется, – уверена Яковлева.

По ее словам, некоторые приезжали туда с чемоданами платьев и туфель, с купальниками даже. Если в редких случаях клиента сопровождают родственники или приезжают навестить, то напускают им пыль в глаза – ставят вазочки с конфетами и демонстрируют гостеприимство.

– Я за три месяца там помогла людям словами больше, чем они. Никакой психологической помощи в центре не оказывается, а аптечке лежат анальгин и ношпа, если заболит зуб – давали соль и соду. Их программа «12 шагов» не работает – они сами со смехом и чуть не с гордостью рассказывают о том, как кто-то вышедший недавно снова запил, – говорит Ольга Борисовна. – Люди туда едут в надежде, что их выведут из этого состояния, большинство – добровольно, но теряют там здоровье. Это чистой воды бизнес.

Реабилитант Александр работает над тезисами «Возвращение здравомыслия»

По словам Никиты Великого, случаи возвращения к старым привычкам действительно есть, если люди не соблюдают дальнейшие рекомендации. 

Работа с родственниками продолжалась на так называемых семинарах. Были случаи, когда люди отдавали последние деньги или брали кредиты, чтобы вылечить близкого человека. По словам Ольги, пока люди находятся в центре, почти все хотят написать, что творится внутри, но когда выйдут на свободу, либо снова отдаются зависимости, либо не хотят связываться с правосудием.

Оказавшись вне стен страшного для нее учреждения, Ольга Яковлева написала заявление в берёзовский следственный комитет и в следственный комитет Октябрьского района Екатеринбурга – к нему принадлежит юридический адрес «Ключей».

«Ключи» – не санаторий

Обычно журналистов в такие учреждения не пускают, отказывая под благовидным предлогом либо вовсе без предлога. Но в реабилитационный центр «Ключи», что находится 44-м квартале, мы попали без всяких затруднений или препятствий. Скорее, даже против нашего желания, просто его руководитель, Никита Великий, позвонил в редакцию сам.

– Приезжайте, посмотрите, поговорите с реабилитантами, можете поснимать все, что хотите, кроме лиц, ну, по понятным причинам. В любое время приезжайте, – сказал он в трубку. Мы решили выждать пару дней, чтобы не нарваться на показуху, созвонились и поехали.

«Ключи» – не санаторий, туда приходят и приезжают люди, решившие «завязать» с наркотиками или спиртным. Некоторых привозят родители, что не удивительно, ведь ни один человек, который пьет запойно, вам не признается, что он алкоголик… Так же и наркоман.

– Мы не используем медикаменты. Мы восстанавливаем личность, наша методика использует формы, когда человек начинает видеть себя и свою прошлую жизнь как бы со стороны, начинает осознавать, где и какие ошибки он совершил, как их можно исправить, – говорит Никита Великий.

Обычный с виду коттедж в три этажа. Внутрь, правда, попасть может не всякий – ворота заперты, их изнутри открывают, дверь в дом тоже закрыта. На окнах решетки, а входишь внутрь, так попадаешь, скорее, в коммуну. Но со строгими правилами.

Первое впечатление: почти идеальная чистота во дворе и внутри дома. В столовой только что закончился обед, на столе еще стоят три стакана компота, на тарелке нарезанный хлеб, использованная посуда частью уже перемыта. Реабилитанты, а сейчас в центре проживает около 20 человек, занимаются. Не будем лакировать действительность, на третьем этаже темновато, тем, кто сидит подальше от окна, наверняка приходится напрягать зрение, чтобы читать и писать. В прачечной гудит стиральная машина. Второй недостаток: людей много, стирки много, а помещение маленькое, и нужна отдельная сушилка. Но белье на постелях, несмотря на конец недели, чистое, нет тяжелых запахов в спальных помещениях. Есть обычные кровати, есть и двухъярусные – все деревянные, из «Икеи». К такой человека ни привязать, ни пристегнуть – она просто не выдержат яростного натиска. На прикроватных тумбочках стоят какая-то косметика в тюбиках, фотографии. В коттедже для реабилитантов есть три работающие душевые кабины, в четвертую уже завезли оборудование, но еще не поставили.

Алина на дежурстве: показывает бытовые условия спален, открывает душевые и кладовки. Фото Николая Королева

Аура внутри особенная: вроде вместе, а все же врозь. Это в какой-то мере продиктовано методикой, по которой каждый должен сам сделать свои «Двенадцать шагов» к совершенству, каждый должен сам себя осознать. Групповые занятия помогают избавиться от страхов и фобий, но над собой каждый должен работать индивидуально. Много работать – интеллект у наркоманов и алкоголиков «со стажем» сильно ослаблен.

За столом сидит Александр. Он пишет тезисы по теме «Возвращение здравомыслия». Судя по речи, по разговору, у паренька действительно есть с этим проблемы. Дежурная по центру сегодня Алина. Она здесь уже 8 месяцев. С целым букетом типичных для девушки-наркоманки болезней её сюда привезла мама. Сейчас это в прошлом, хотя…

– Прошла только 8 ступеней. Пока трудно запоминать, сосредоточиться, вникать. Вряд ли я после центра вернусь в свой город, может быть, здесь останусь. Если разрешат, в центре немного поволонтерствую. Нужно школу закончить, только до 10 класса доучилась, после специальность получать, – в беседе с глазу на глаз говорит Алина, девушка лет девятнадцати, стройная, с доброй улыбкой.

В центре работает дипломированный психолог, сам Никита тоже имеет психологическое и юридическое образование.

– О центре плохо говорят те, кто не видит в себе проблему. Кого устраивает жизнь, которой он жил и не хочется лучшего. Вот нам дверь открывал Костя из Сургута. Он прошел курс реабилитации, а через два месяца вернулся в центр. Говорит, почувствовал, что снова сворачивает не туда. Покинуть центр можно, мы людей на цепи не держим. Нас уже и прокуратура проверяла, и Следственный комитет. Контроль над нами жесткий, – рассказывает Никита Великий. Объективно: никаких амбалов-костоломов в коттедже не встретилось, самое свирепое существо на территории – собака, и та в вольере за сеткой. Взаимоотношения между реабилитантами и волонтерами (вчерашними реабилитантами) вполне открытые. Говорить не запрещалось ни с кем, даже тет-а-тет. Вот Вика, с таких лиц раньше богородиц на иконах писали, сидит у окошка за столом и ведет тихий разговор с психологом, а вот мужчина в возрасте с каким-то вопросом обращается к Никите… Есть люди из Омска, Екатеринбурга, Тюмени, березовчане. Видеонаблюдение за общими помещениями в «Ключах» ведется – это факт. Валяться на кровати днем не дают – это тоже факт. Субботники устраивают и местным жителям помогают – подтверждается. Совсем недавно 11 реабилитантов ездили окунаться в крещенскую прорубь – подтверждается. Есть собственный огород, и на нем тоже работают – факт. Центр имеет все необходимые для деятельности разрешительные документы и лицензии.

И последнее. Что всегда интересует родителей, будь их чадо хоть в пионерлагере, хоть на срочной службе в армии? Как его кормят… Больших разносолов в «Ключах» нет, стол разнообразный. На первое по дням недели готовятся щи, борщи, супы (гороховый, рисовый, рыбный), на второе – гречка с курицей, рис с печенью, макароны с курицей, рис с котлетами. Сахар, однако, дается только к утреннему и вечернему чаю. В меню, которое вывешено в столовой на неделю, слишком много блюд из гороха, и маловато в нем жиров, хотя, это уже личное впечатление автора. Кормят в «Ключах».

Не беремся судить, хорошо в «Ключах» живется реабилитантам или плохо, визит туда был недолгим. Поэтому оценочных суждений не будет: что есть, о том и спели.

Относительно Ольги Яковлевой

— Пока идет проверка, скажу об этом случае коротко. Со всеми реабилитантами заключается договор, и Ольга не исключение. Реабилитантов до центра мы довозим потому, что добраться до нас самостоятельно людям сложно. Ни о каком насилии речи не может быть. Курс Ольги Яковлевой должен был длиться три месяца. Она пробыла у нас больше двух месяцев. Сейчас она требует от центра денег и грозится, что дальше будет портить нам жизнь, — пояснил Никита Великий.

Условия для реабилитантов в центре «Ключи», по словам Яковлевой:

  • Читать литературу запрещается.
  • Малейший промах – заставляют писать сотни раз одну и ту же фразу, часто – ночью, при свете тусклых ламп.
  • Днем сидеть в комнате нельзя, нужно быть весь день на ногах.
  • Нецензурное слово наказывалось несколькими сотнями физических упражнений.
  • Реабилитанты посещают лекции. Речь так называемых психологов: мат через каждое слово.
  • Словесные оскорбления и унижения реабилитантов со стороны сотрудников – норма. Понятия уважения к возрасту в стенах заведения не существует. 
  • Убирают в своих комнатах и в других помещениях центра его клиенты. Если сотрудники проводят пальцем по какой-либо поверхности и замечают пыль – уборка начинается сначала.
  • Готовят тоже реабилитанты. По утрам – каша без масла. На обед – одна курица на 30 человек, чтобы приготовить первое и второе.

Ольга Сергиенко, одна из бывших реабилитанток: 

– Снимаем шкуру с этой курицы и ребята, отворачиваясь от камер, тут же ее едят. Если я кашу не доедала, то за мной доедали. Чай с сахаром только с утра. Днем и вечером по полстакана, без сахара. Иногда дают конфеты родительские. Мы считали между собой, что на человека приходится около 40 рублей в день. После Нового года, когда руководитель уехал на каникулы, мы неделю растягивали оставшиеся продукты.

  • На помывку в душе дается пять минут.

Куда обращаться за помощью зависимым людям и их близким

Сегодня для совершеннолетних жителей Свердловской области действует единственная государственная  медицинская организация – Областная наркологическая больница. Направление на консультацию и лечение в ОНБ может дать психиатр-нарколог Берёзовской центральной городской больницы Алена Балашова. Прием взрослого населения (с 18 лет): город Берёзовский, ул. Шиловская, 28, кабинет 225. Тел. (34369) 4-86-47.

По желанию пациентов при наличии возможности помощь будет оказаны анонимно. Запись на первичный прием: регистратура амбулаторно-поликлинического отделения: (343) 310-21-20; отделение профилактики наркологических расстройств «Урал без наркотиков»: (343) 358-11-91.

Телефон горячей линии Областной наркологической больницы: 8-800-33-33-118. Кабинет анонимной наркологической помощи: Екатеринбург, ул. Солнечная, 29, тел. (343) 341-52-08, с понедельника по пятницу с 08:00 до 15:00.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22